Точка зрения 6 мая 2016 г. 13:01

Железнодорожная романтика

Железнодорожная романтика
© РИА Новости. Владимир Песня

Interfax-Russia.ru – Железнодорожные круизы возрождают в нескольких регионах РФ. Они могут иметь успех у определенной категории туристов, в том числе зарубежных, считает эксперт.

С середины XIX века железная дорога перестала быть исключительно средством передвижения. Железнодорожный туризм зародился в 1841 году, когда англичанин Томас Кук организовал первое путешествие по железной дороге для 570 человек.

В России этот вид туризма стал популярен почти столетие спустя, лишь в 60-х годах прошлого века. Тогда были организованы сразу пять экскурсионных поездов, а уже в 1980-х годах по России на поездах ежегодно путешествовали 4 млн человек.

Тогда было организовано свыше 1,6 тыс. туристических рейсов, некоторые из них продолжались 32 дня. По данным газеты "Гудок", люди пересекали на поезде всю страну. Но после распада Советского Союза железнодорожные путешествия фактически исчезли.

В последние годы традиция постепенно возрождается. С 2011 года курсирует "Восточный экспресс" – ретропоезд Москва-Пекин. Появляются и межрегиональные туры для любителей железнодорожной романтики.

В дни майских каникул полторы сотни туристов из разных регионов России и ближнего зарубежья отправились из Москвы по железнодорожному туристическому маршруту "Чайный экспресс". С помощью тура, который проходит по кавказскому участку Великого Шелкового пути, власти регионов Северного Кавказа и Юга РФ намерены развивать популярные в прошлом железнодорожные круизы.

Путешествие в "Чайном экспрессе" идет по маршруту Москва - Ростов-на-Дону – Назрань – Владикавказ - Дербент - Грозный - Кавказские Минеральные Воды - Москва.

Из столицы поезд отправился 30 апреля и вернется назад 6 мая, весь маршрут продлится 7 дней. В весеннем круизе участвуют 150 туристов, в том числе из Белоруссии и Армении.

"Основная идея проекта – возродить путешествия по России на турпоездах, популярных в недавнее время, дать новый импульс межрегиональному сотрудничеству в сфере туризма. На примере этого туристического события мы видим растущий интерес россиян к путешествиям по родной стране", - считает и.о. директора департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области Николай Сапрунов.

Этот железнодорожный круиз проводится при поддержке министерства РФ по делам Северного Кавказа, а организатором выступает комитет Ингушетии по туризму при участии органов исполнительной власти в сфере туризма ЮФО и СКФО. В 2016 году запланированы еще три подобных круиза.

В начале года председатель комитета по туризму Ингушетии Станислав Аристов на совещании у председателя правительства РФ Дмитрия Медведева по развитию внутреннего и въездного туризма предложил развивать железнодорожные круизы и так называемые "гостиницы на колесах".

Его предложение было встречено поддержкой как со стороны главы республики Юнус-Бека Евкурова, так и со стороны правительства.

Напомним, что в этом году субсидии должны получить межрегиональные туры "Золотое кольцо", "Серебряное ожерелье", "Русские усадьбы", "Шелковый путь", "Чайный путь", "Транссибирские магистрали" и "Восточное кольцо". Субсидия будет распределена как на авиаперевозки, так и на железнодорожные маршруты. 50% субсидии предоставляет федеральный бюджет, а оставшуюся сумму - регион.

Железнодорожные проекты развиваются сейчас одновременно в нескольких регионах РФ. В прошлом году начал курсировать туристический поезд "Великий чайный путь". На данный момент в проект вошли уже три федеральных округа и шесть городов.

"Железнодорожный круизный тур по Транссибирской магистрали проходил по трем городам Сибири – Чите, Улан-Удэ и Иркутску, и был включен в перечень приоритетных национальных брендовых маршрутов. В этом году мы его продлили, добавив Красноярск, Новосибирск и Екатеринбург", - сообщил в апреле "Интерфаксу-Туризм" заместитель генерального директора по развитию ООО "РЖД Тур" Александр Львов.

Он рассказал, что "Великий чайный путь" – комплексный турпродукт, в который включены экскурсионные программы в городах на пути следования, трансферные автобусные перевозки, организация питания в режиме "все включено" и культурно-развлекательные мероприятия.

В XVIII-XIX веках Великий чайный путь использовали торговые караваны, доставлявшие чай из Азии в Европу. Путь начинался в Калгане, на востоке Китая, а затем проходил через Монголию и Россию. Караваны торговцев заходили более чем в 150 городов.

Современный тур создали, в частности, с расчетом на китайских туристов. Первые 270 гостей из Поднебесной прошлым летом уже проехали на поезде по следам древнего чайного пути.

По словам Александра Львова, с учетом пожеланий китайских туроператоров "РЖД Тур" формирует сегодня программы на базе железнодорожных и авиаперевозок. "На лето 2016 года мы уже ожидаем первую тысячу туристов по маршруту Великого чайного пути", – отметил он.

Железнодорожные туры по Северному Кавказу или Сибири могут иметь успех у некоторых категорий туристов, считает коммерческий директор "Связной Трэвел" Андрей Осинцев.

"Например, у тех, кто любит путешествовать по России, не имеет возможности выезжать за границу, боится летать на самолете или равнодушен к морю и пляжному отдыху в целом. Других путешественников привлечь семидневным туром за 35 тыс. рублей (цена места в "Чайном экспрессе" на одного) при наличии, например, недельного тура в Грецию за те же деньги будет проблематично", - предположил эксперт Interfax-Russia.ru.

Впрочем, такие проекты могут быть востребованы и у зарубежных туристов, добавил он.

"Если человек, например, хочет исследовать, как живут на Северном Кавказе или в Восточной Сибири, то такие поезда помогут бегло ознакомиться с несколькими городами за вполне приемлемую для иностранцев сумму. Пример сравнительно успешного проекта - это поезд "Императорская Россия", следующий по маршруту Москва-Пекин. Этот поезд пользуется популярностью как раз у иностранцев", - сказал собеседник.

Наряду с пакетными поездными турами, в будущем, возможно, туристы вновь пересядут на поезда взамен личных автомобилей из-за загруженности трасс в пиковые периоды.

Например, правительство Адыгеи недавно предложило организовать в курортный период чартерное железнодорожное пассажирское сообщение между Майкопом, Ростовом-на-Дону и Сочи.

"Премьер-министр республики Мурат Кумпилов на расширенном заседании комитета Совета Федерации по экономической политике обозначил необходимость организации чартерных рейсов по существующей железнодорожной ветке. В пик туристского сезона в горах образуются автомобильные заторы. Особенно много гостей прибывают из Ростовской области и Краснодарского края", - сообщил "Интерфаксу-Юг" представитель пресс-службы главы Адыгеи.

По данным кабинета министров республики, за семь лет турпоток туда увеличился более чем вдвое и превысил по итогам 2015 года 360 тыс. человек.

Что касается в целом пассажиропотока в предстоящий летний сезон – в 2016 году "Федеральная пассажирская компания" планирует перевезти на курорты Кавказа и Крыма в этот период 7,2 млн пассажиров, что почти на 15% больше, чем в прошлом году.

"Из них в Адлер – 3,4 млн пассажиров, 1,7 млн – в Анапу, более 780 тыс. – в Новороссийск. В Крым компания планирует перевезти 370 тыс. пассажиров", - сообщил генеральный директор ФПК Петр Иванов.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще