Interfax-Russia.ru – Ростов-на-Дону готовится к закупке новых трамваев накануне ЧМ-2018. Для успешного развития экотранспорта в городе нужно починить и обособить полотно, считает эксперт.
29 февраля на тестовый маршрут в Ростове-на-Дону вышел новый низкопольный трамвай City Star. Городу в ближайшие пару лет предстоит обновление парка электротранспорта, заявляют власти: это входит в программу "Наследие" в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Поставщика нескольких десятков новых вагонов для Ростова-на-Дону еще не выбрали.
Популярный в прошлом электротранспорт у ростовчан сегодня не пользуется спросом. Это связано с тем, что его сеть сильно сократили, состояние полотна и транспорта оставляет желать лучшего, а сам он приходит не по расписанию.
Сегодня состав ростовского городского электропарка насчитывает 125 троллейбусов и трамваев, которые обслуживают 15 маршрутов. При этом выходят в рейс только две трети машин - 34 трамвая и 52 троллейбуса, сообщается на сайте городского транспорта Ростова-на-Дону.
Средний возраст трамваев более 20 лет, троллейбусов – 9 лет, а контактная сеть изношена более чем на 90%. Капитального ремонта в Ростове-на-Дону требуют 30 км рельсовых путей.
Модернизация электротранспортной сети в Ростове-на-Дону перешла в активную стадию в 2014 году. А новый транспорт последний раз областной бюджет покупал для Ростова-на-Дону в 2007-2008 годах – тогда городу приобрели 17 трамваев.
В 2016 году власти на условиях софинансирования с федеральным бюджетом собираются купить 30 трамваев, на это уйдет почти 1 млрд рублей. В 2017 году планируют купить еще 30 штук.
В среднем один вагон, по данным Ростовгортранса, стоит 35 млн рублей.
Экспериментальный трамвай, вышедший на тестовый маршрут в конце февраля, сделали специально для Ростова-на-Дону на Тверском вагоностроительном заводе, работающем с конструкторским бюро ООО "ПК Транспортные системы".
Как рассказывал на одной из встреч с ростовскими властями президент "ПК Транспортные системы" Феликс Винокур, эти трамваи – полностью российская разработка, и они успешно эксплуатируются в Санкт-Петербурге и Твери.
"При проектировании вагонов создавался продукт, исходя из реальных потребностей российских городов и имеющейся электротранспортной инфраструктуры. Все произведенные трамвайные вагоны низкопольные, в которых 100% площади образует сплошную поверхность без ступенек. Трамваи оборудованы всем необходимым для удобства людей с ограниченными возможностями. Вагоны оборудованы системами кондиционирования", - рассказывал Феликс Винокур.
В конструкцию вагонов проектировщики заложили низкопольную поворотную тележку оригинальной конструкции, она делает возможным использование существующей в российских городах инфраструктуры.
Система безопасности вагона включает видеонаблюдение и спутниковый мониторинг местоположения. Запас автономного хода составляет 1000 метров - в подавляющем большинстве случаев этого достаточно, чтобы при отключении электричества увести трамваи с участков, где они мешают дорожному движению.
Трамваи оборудованы не только традиционными громкоговорителями, но и жидкокристаллическими экранами.
Первый запуск трамвая состоялся 27 февраля, он прошел при участии губернатора Ростовской области Василия Голубева.
"Впечатления от поездки нормальные. Мы выбираем из разных вариантов, в том числе и предлагаемый сегодня трамвай. Удобства, которые созданы в вагоне, прежде всего оценят горожане", - поделился впечатлениями глава региона.
На вопрос журналистов, планируется ли обособление трамвая от общего автомобильного потока, Василий Голубев ответил, что ростовская сеть полотна в целом требует модернизации.
"Обособлять нужно там, где это возможно. Нынешняя транспортная сеть требует модернизации. Есть задумки провести скоростной трамвай в район аэропорта, в новый вертолетный кластер в Батайске. Конечно, обособленный путь дает возможность более качественного обслуживания, более высокой скорости", - сказал он.
В случае успешного тестирования City Star станет основным претендентом на участие в тендере на закупку нового подвижного состава. Впрочем, как считает эксперт в области транспортного развития, соорганизатор проекта Urban factory Михаил Векленко, на сегодня это единственный реальный кандидат на поставку.
"Прежние вагоны для Ростова поставлял "Уралтрансмаш". У него есть тележки для ростовской колеи, и завод по сути готов для производства трамваев для Ростова. Но трамваи R1 технически не подходят Ростову, поэтому все шансы – у второго производителя. И конструктивно, технически City Star очень интересен, это хорошая модель", - отметил Михаил Векленко.
Он также объяснил, что особенность трамваев, поставляемых для Ростова-на-Дону, заключается в том, что все они сделаны под заказ, поскольку у города нестандартная колея – ее размер составляет 1435 мм, а не 1524 мм, как в большинстве российских городов.
Эксперт отметил, что, по его мнению, всерьез развитием трамвайной сети в городе пока что не занимаются, а нынешнее обновление парка – как автобусного, так и трамвайного – лишь обязательства города как участника Чемпионата мира по футболу-2018.
Впрочем, за последние 3 года в крупных городах Ростовской области частично обновили электротранспорт: регион купил 8 трамваев для Таганрога и 10 троллейбусов для Волгодонска.
Помимо обновления парка электротранспорта, не менее актуальным вопросом остается инфраструктура.
В 2014 году в Ростове-на-Дону открыли после двухлетней реконструкции центральную улицу Горького, по которой ходит трамвай. В 2015 году ростовские активисты отстояли сохранение трамвайного полотна на другой центральной улице города, ее реконструкция с перекладкой рельсов заложена в городском плане.
Новые трамваи смогут ездить по старым рельсам, но это равноценно движению автомобиля по некачественной дороге, отметил Михаил Векленко. "Реконструировать полотно все равно необходимо. В противном случае значительно вырастают эксплуатационные расходы. К примеру, в Ростове на некоторых маршрутах несколько раз трамваи сходили с полотна из-за того, что оно полностью изношено", - сообщил собеседник Interfax-Russia.ru.
По мнению эксперта, метро, за которое долго сражались в Ростове-на-Дону, неоправданный проект для такого города, а вот трамвай вполне может его заменить.
"Метро нереально в таком небольшом городе, как Ростов-на-Дону, а трамвай – вполне реально, и Ростов может стать "трамвайным". Но он им станет тогда, когда большее количество людей станет использовать транспорт. А это произойдет, в свою очередь, тогда, когда трамваи станут более функциональными", - сказал Михаил Векленко.
Он добавил, что это случится лишь тогда, когда удастся оградить значительную часть полотна от автомобильного потока. "В таком случае даже не так важна скорость трамвая, просто это позволяет ходить транспорту по расписанию", - подчеркнул он.
Города, с которых можно брать пример, по его словам, есть, и в том числе на юге России – это Краснодар и Волгоград. В Краснодаре трамвай ездит отдельно от остального транспорта. В Волгограде трамвай назван метротрамом, и для такого растянувшегося вдоль реки города этот электротранспорт является спасением и очень востребован у горожан.
"Для таких небольших городов, как Ростов, который является, к слову, самым компактным миллионником в стране, трамвай, способный ездить по расписанию, является прямым аналогом метро. Таким городам и не нужно метро", - добавил эксперт.
За последние 9 лет, по данным представителей "Уралтрансмаша" на 2015 год, парк трамвайных вагонов в России сократился почти на 21%, пассажиропоток снизился в 2,7 раза, а протяженность трамвайных путей - на 11%.
Обозреватель Евгения Артемова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook