Interfax-Russia.ru – Курорт "Архыз" в будущем зимнем сезоне готовится принять вдвое больше людей, но селить их негде. К ноябрю собираются достроить новую гостиницу, но этого недостаточно.
Горный курорт "Архыз", названный "пионером" "Курортов Северного Кавказа", хочет принимать больше гостей, но гостиниц у курорта пока не хватает.
"Архыз" сегодня – это одна канатная дорога (сейчас строится вторая) и две гостиницы в поселке "Романтик". При этом по степени реализации он лидирует среди детищ КСК. Но у него есть очевидные недостатки. По словам заместителя генерального директора ОАО "Курорты Северного Кавказа" по эксплуатации Максима Губы, размещение гостей – "боль" курорта сегодня.
"Места для размещения — это больная точка курорта. Сегодня в "Романтике" мы имеем чуть более 200 мест. В ноябре будет запущена еще одна гостиница на 164 места. Таким образом, мы получим, как минимум, около 400 спальных мест. Понятно, что это капля в море, потому что в прошлом году у нас максимальный пик единовременного посещения за сутки был 3 700 человек", - сообщил Максим Губа.
Новая гостиница "Вертикаль" должна будет принимать гостей с сезона 2015-2016 годов, бронирование собираются открыть после сдачи гостиницы в конце ноября. В пятиэтажном здании имеется 80 одно-, двух- и трехместных номеров на 209 гостей.
Заявку ООО "Вертикаль" на получение статуса резидента "Архыза" экспертный совет по особым экономическим зонам при Минэкономразвития РФ одобрил 20 марта 2015 года. Общий объем инвестиций в проект составил свыше 266 млн рублей, без привлечения заемного финансирования.
Но даже при открытии новой гостиницы всем гостям курорта не хватит мест вблизи канатной дороги и самого курорта.
Впрочем, некоторые гости не против жить в соседнем поселке Архыз, который находится недалеко от выстроенной горнолыжки.
"Следствием растущей с каждым сезоном популярности "Архыза" становится дефицит мест размещения на территории курорта. Поэтому мы активно сотрудничаем с собственниками пансионатов, домов отдыха и туристических баз, расположенных в поселке Архыз, в 10 км от курорта. Также разработано комплексное инвестиционное предложение по доступным объектам гостиничной инфраструктуры. В ближайшие месяцы ожидается получение статуса резидента ОЭЗ еще рядом инвесторов, бизнес-планы которых предполагают, в том числе, строительство гостиниц, коттеджей и других мест размещения", - рассказал директор дирекции по взаимодействию с инвесторами и организации проектного финансирования КСК Степан Смитиенко.
Сейчас на курорте зарегистрированы девять резидентов особой экономической зоны - компании ООО "Аллюр", ООО "Дукка инвест", ООО "Горный кристалл", ООО "Архыз-1650", ООО "Урус", ООО "Трамплин1650", ИП Эркенова Бэла Ансаровна. Они занимаются гостиничной и туристско-развлекательной инфраструктурой, коммерческой недвижимостью и другими типами объектов для работы всесезонного курорта.
В ноябре собираются запустить многофункциональный центр, в котором будут пункты общественного питания, зона развлечений, детская зона, клубы, прокат с единым оператором.
В июле на "Архызе" начали проектировать новую канатную дорогу, которая будет поднимать туристов на высоту 3100 метров. Ее проложат от верхней станции гондольного подъемника В10 в сторону хребта Абишира-Ахуба. Протяженность подъемника по склону составит 2240 метров, пропускная способность - 1200 чел./час. Перепад высот между нижней и верхней станциями канатной дороги составит 895 метров.
Канатка будет поднимать туристов к зоне фрирайда и трассе R8 "черной" категории сложности, обзорным площадкам и видовому ресторану.
"Данная высотная отметка является популярной обзорной точкой для пеших горных маршрутов. Отсюда открывается вид на Главный Кавказский хребет, долину Архыза, Софийский ледник и ледниковые озера. Мы постараемся максимально учесть эти особенности при проектировании многофункционального центра, который будет включать высокогорный ресторан и видовые площадки", - приводит пресс-служба слова заместителя гендиректора ОАО "КСК" по развитию Святослава Вильк.
Как и на других горных курортах, канатная дорога должна стать популярной не только у горнолыжников, но и у туристов, приезжающих на курорт с экскурсионными целями в зимний и летний сезоны. Достроить новую канатную дорогу планируют к декабрю.
Посмотрели, оценили
Недавно КСК привозили в "Архыз" туроператоров. Туристические компании отметили интерес к курорту особенно из ближайших южных городов, но тоже указывают на недостаток мест размещения.
Директор компании "Свисстрэвел" (Ростов-на-Дону) Евгения Будякова отметила уже существующий интерес жителей Ростовской области к курорту. "Я считаю, что близость Ростова-на-Дону и "Архыза" достаточно интересна, так как это направление пользуется большим спросом, особенно в формате туров выходного дня", - сказала она. При этом представитель турфирмы заметила, что номера в гостиницах "Романтик" уже заняты до Нового года.
"Причем не хватает именно номеров в среднем и низшем сегменте - а семейные туристы или бюджетники не смогут взять дорогие номера. Та же ситуация в сфере питания - очень маленькие залы, непонятно, где люди будут сидеть", - сказала она.
Директор воронежской туристической компании "Фортуна-трэвел" Татьяна Киселева рассказала о значительном повышении спроса на туры по России, в частности, на курорты Северного Кавказа.
В целом, с 25 декабря 2014 по 15 апреля 2015 года на курорте побывало 90 тыс. туристов. В новом сезоне КСК хочет принять уже 150 тыс. гостей. Правда, где - пока не ясно.
Географическое и природно-климатическое расположение Карачаево-Черкесии позволяет сочетать многие виды туризма - горнолыжный, исторический, научно-познавательный, бальнеологический. Каждое из этих направлений может быть востребовано.
В этом году Карачаево-Черкесия вошла в федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на период до 2018 года". По мнению главы республики Рашида Темрезова, "таких проектов, которые сегодня готовы предложить инвесторам с расчетом на государственную поддержку, у нас еще несколько".
Между тем, по его мнению, есть и сдерживающие факторы в развитии экономики республики.
"Серьезным фактором я считаю издержки транспортной логистики. Речь идет о проблемах транспортной доступности в регион, поскольку у нас нет своей протяженной железной дороги, нет аэропорта. Если бы не это, то в республике было бы гораздо больше инвесторов. Образно говоря, стоял бы регион на федеральной трассе М-29, и ситуация была бы иной", - говорил он в интервью "Интерфаксу".
Обозреватель Евгения Артемова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook