Точка зрения 14 июля 2015 г. 15:45

Новая дорога на Эльбрус

Interfax-Russia.ru - Новая очередь канатной дороги на Эльбрус будет готова к концу года. Подъемник станет самым высоким в Европе.

В следующем зимнем сезоне лыжники и туристы, приехавшие отдохнуть к подножию Эльбруса, смогут подняться на высоту 3 тыс. 847 метров на станцию "Гара-Баши" уже на новой канатной дороге.

Новая очередь от станции "Мир", которая расположена на высоте 3 тыс. 455 метров, позволит подъемнику получить статус самого высокого в Европе. Пока что самой высокогорной канатной дорогой на континенте считается дорога на вершине Эгюий-дю-Миди в западной части массива Монблан, который связан с французским курортом Шамони. Верхняя станция этой канатной дороги расположена на высоте 3 тыс. 842 метра, тогда как на Эльбрусе верхняя точка будет расположена на 3 тыс. 847 метрах.

На отрезке "Мир" – "Гара-Баши" с 1970-х годов действует однокресельная канатная дорога. Как пояснили Interfax-Russia.ru в компании "Курорты Северного Кавказа" (КСК), скорее всего, она будет работать даже после ввода в эксплуатацию новой гондольной, так как верхние станции обеих канаток находятся в разных точках лыжной трассы. На "креселке" традиционно поднимаются на гору туристы, следующие на восхождение, или те, кто желает увидеть хребет с другого ракурса.

Для подъема на другую высоту любители горнолыжного спорта пользуются в основном услугами ратраков и снегоходов, которые доставляют всех желающих от станции "Мир" до "Приюта 11", высокогорного отеля для альпинистов, и на Скалы Пастухова.

Стоит отметить, что не только на Эльбрусе, но и на многих европейских курортах пассажирские ратраки используют для перевозки туристов. Например, во французском Авориазе (регион Савой) ратраки являются одним из основных средств передвижения на курорте.

Новый отрезок гондольной канатной дороги будет доступен и для людей с ограниченными возможностями, которые также приезжают на экскурсии на Эльбрус.

В пресс-службе КСК пояснили, что отдельных гондол для маломобильных групп населения не будет. "Возможен заезд в гондолу на коляске, ширина дверей это позволяет. Обязательно требуется сопровождающий для помощи. Для посадки в гондолу уровень площадки совмещен с уровнем пола гондолы как на нижней станции, так и на верхней. Для доступа на посадочную площадку с уровня земли имеются спецподъемники. Уровень объединенной площадки второй и третьей очереди на "Мире" совмещен, установлен пандус", - рассказал Interfax-Russia.ru представитель компании.

К 13 июля вдоль движения были установлены все 12 опор дороги, а полностью монтаж посадочных станций канатной дороги завершат к концу месяца. "И на "Мире", и на "Гара-Баши" станции смонтированы уже на 90%", - добавил собеседник Interfax-Russia.ru.

При строительстве отрезка подъемника используют французское оборудование. Все пуско-наладочные работы планируют завершить уже в октябре. Со всеми испытаниями все работы займут ориентировочно 2-3 недели, пояснил Interfax-Russia.ru специалист компании. При этом горнолыжный сезон на Эльбрусе начнется в ноябре-декабре.

Длина новой очереди дороги по склону составит 1 тыс. 675 метров. На подъемнике будут работать восьмиместные гондолы. На первое время установят небольшое количество кабин, позже добавят остальные. Пропускная способность дороги составит 750 человек в час, а в перспективе будет увеличена до 1,5 тыс. человек в час.

В последние два года Приэльбрусье является вторым по популярности горнолыжным курортом Юга России после Красной Поляны. В праздничные и выходные дни курорт перегружен, и на канатные дороги выстраиваются большие очереди. По данным КСК, в предстоящем сезоне загрузка курорта распределится более равномерно за счет расширения зоны катания.

Пока идет строительство, первая и вторая очереди канатной дороги продолжают работать, как и старая маятниковая "канатка". Но вне зависимости от того, какую из канатных дорог выберет гость курорта, билет на нее будет стоить достаточно дорого. Это связано, в первую очередь, с высокой стоимостью электроэнергии, которую горные регионы России закупают в основном в Ставропольском крае, где также нет собственной генерации, и платят ФСК за ее транспортировку до места потребления.

"Это одна из причин хронического банкротства канатных дорог Приэльбрусья – ски-пасс при своей цене никак не может окупить стоимость света", - объяснял ранее Interfax-Russia.ru директор Высшей горной школы, член экспертного совета Минэкономразвития по туристско-рекреационным особым экономическим зонам Алексей Овчинников.

По его мнению, первоочередная задача курортов Северного Кавказа в настоящее время - это строительство мини-ГЭС, так как дорогое электричество будет тормозить развитие любого горного курорта.

"Аналогичные мини-ГЭС есть в европейских горнолыжных курортах. Они плохо работают зимой, потому что напор маленький, зато летом окупают все. В районах Северного Кавказа есть возможность для их строительства", - заявил Александр Овчинников.

Канатные дороги – самая дорогостоящая составляющая горнолыжного курорта, которая очень долго окупается. "В российской практике этот срок окупаемости составляет 15-20 лет. Вопрос строительства внешней инфраструктуры к площадке курорта на территории курорта является компетенцией регионального бюджета. Задача КСК - подключить резидентов к имеющемуся свету, газу, водопроводу, дорогам и т.д.", - сказал собеседник Interfax-Russia.ru в КСК.

Между тем, стоимость содержания курорта можно уменьшить за счет применения энергосберегающих технологий.

"Автономная система видеонаблюдения будет работать на солнечных батареях, а резервирование электроснабжения верхней станции канатной дороги на случай экстренного отключения электричества будет осуществляться за счет накопления энергии солнца", - сообщила директор дирекции по строительству КСК Наталья Зверева.

Повлияет ли запуск новой очереди дороги на действующую стоимость ски-пасса, в компании затруднились ответить. "Тарифная линейка на ски-пассы в настоящее время разрабатывается, проводится анализ ценовой политики других российских курортов. При этом будет предусмотрена система льгот и скидок для детей, пенсионеров, других отдельных категорий туристов", - отметили в пресс-службе.

В сезоне 2014-2015 однодневный ски-пасс в Приэльбрусье стоил 1200 рублей, в праздники и выходные – 1500.

В КСК отметили, что, согласно мастер-плану, канатная дорога со временем будет проложена на восточную вершину Эльбруса (5 тыс. 620 метров), которая ниже западной на 22 метра.

"Подъемник пройдет от "Гара Баши" до "Приюта 11", далее до Скал Пастухова, и далее до вершины. Западную вершину осваивать не планируется, с тем, чтобы Эльбрус не утратил привлекательности для туристов со всего мира, мечтающих покорить самую высокую гору континента", - рассказал представитель компании, добавив, что это долгосрочные планы развития курорта.

В этом году ОАО "Курорты Северного Кавказа" потратят на развитие Приэльбрусья более 1 млрд рублей. Эти деньги пойдут не только на строительство канатной дороги, но и на развитие трасс и создание дополнительной системы искусственного оснежения.

"Эльбрус - жемчужина мирового уровня, и мы планируем развить структуру горы, обладающей огромным потенциалом, усовершенствовать трассы, которые уже стали гораздо лучше", - заявлял в феврале министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов во время церемонии открытия этапа кубка России по горнолыжному спорту.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще