Interfax-Russia.ru – Россия приступает к строительству железной дороги в обход Украины. Поезда, следующие в южные регионы, вскоре будут двигаться только по территории РФ.
О том, что российские поезда через некоторое время перестанут пересекать границу Украины при следовании из более северных российских регионов в Краснодар и Ростов-на-Дону, в ноябре прошлого года заявил глава Минтранса Максим Соколов. Строительство обхода предусмотрено в стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года.
"Решения уже отражены в проекте бюджета на 2015-2017 годы, этот проект будет реализован в сжатые сроки", - сказал он.
Тогда же глава ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин уточнил, что строительство обходной ветки начнется, как только будут приняты соответствующие решения. По приблизительным подсчетам главы РЖД, на строительство потребуется от года и более: в этих районах довольно сложный для прокладки полотна рельеф.
Длина огибаемого участка в сторону Краснодарского края – 26 км, но с учетом того, что рельсы невозможно проложить напрямую, на этих отрезках должны построить примерно 60 км новой железной дороги.
"На самом деле там больше получается. 26 километров - это то, что находится на территории Украины. А альтернативный вариант в силу рельефных и иных обстоятельств будет значительно длиннее", - сказал в интервью "Российской газете" Владимир Якунин.
"Будем использовать и двухэтажные вагоны, которые позволяют сократить стоимость проезда в купе на 30%", - отметил глава РЖД.
Как сообщал в конце прошлого года топ-менеджер, уже в 2014 году компания выделила 100 млн рублей на начало проектирования обхода, а полную стоимость проекта он назвать затруднялся.
При этом, как сообщалось в 2014 году, в ближайшие два года РФ собирается выделить 25,5 млрд рублей на строительство железнодорожной линии Прохоровка-Журавка-Чертково, которая обеспечит обход Луганской области Украины на маршруте между центральными и южными регионами России.
В РЖД и раньше предлагали "обходной" проект.
"Некогда у нас звучал проект Прохоровка-Журавка-Чертково-Батайск. И мы (с министерством транспорта РФ - ИФ) его смотрели как ускорение и спрямление на юг. Но, вероятно, нам придется сделать там один участок из этого проекта более быстро - это Журавка-Чертково. Там от 45 млрд до 60 млрд руб. расходов, но это очень важная работа, чтобы иметь устойчивое, уверенное и ни от кого не зависящее движение в южном направлении", - заявлял в марте 2014 года первый вице-президент РЖД Вадим Морозов на расширенной коллегии Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Отвечая на вопросы журналистов по итогам заседания, Вадим Морозов тогда заявил, что строительство "локального участка" протяженностью около 110 км заняло бы "максимум 2 года". Предпроектные работы уже были выполнены, но средства на этот проект не предусмотрены.
Напомним, что поезда на юг до сих пор идут таким образом, что в Воронежской и Ростовской областях они пересекают границу Украины.
Кстати, с момента обострения политических отношений актуальным стал вопрос безопасности пассажиров, пересекающих всю Украину поездом. Но Владимир Якунин в прошлом году заявил, что следующим туда пассажирам ничего не угрожает.
"Мы договорились с "Укрзализницей", что по территории Украины поезда ведутся украинскими локомотивными бригадами, проводники там тоже украинские. Смена происходит на границе", - рассказал он о том, как обеспечивается безопасность бригад.
Что касается Крыма, то, как напомнил глава РЖД, в прошлом году "в сотрудничестве с Минтрансом пошли на создание единого проездного билета".
"Предложили поезд Москва - Симферополь, но с учетом ограниченных возможностей паромной переправы, к сожалению, во время наплыва частников на автомобилях эту схему пришлось видоизменить, обрывая перевозку на стороне Северо-Кавказской железной дороги, потом паром, а потом уже на Крымской железной дороге опять поездом. Конечно, это создает неудобства. Работаем и с транспортной дирекцией, и с Минтрансом, чтобы появились услуги по переноске багажа, чтобы пожилые люди, пассажиры с детьми могли воспользоваться ими для доставки багажа на палубу парома, а потом спустить оттуда. Это то, что мы можем сделать", - рассказал руководитель компании.
Сам Крым планировал изначально перенаправить железнодорожные составы с полуострова в обход украинской территории.
"Мы рассчитываем на перезагрузку железнодорожных потоков через паром на Кубань. Мы ожидаем, что будет быстрыми темпами строиться мост Крым-Кубань (через Керченский пролив - ИФ), для того, чтобы наши крымчане не почувствовали дискомфорта при поездках из Крыма в Россию", - говорил еще до крымского референдума "Интерфаксу" бывший первый вице-премьер Крыма, ныне советник председателя совета министров республики Рустам Темиргалиев.
В канун Нового года транспортное сообщение затруднилось тем, что украинская железная дорога отменила три своих поезда, курсирующих в Крым: Симферополь/Керчь – Москва, Севастополь/Симферополь/Евпатория - Москва и Минск-Симферополь с прицепными вагонами Сумы-Симферополь. Пассажирам вернули деньги в кассах и предложили пересесть на другие поезда.
РЖД, в свою очередь, в декабре отменили 13 поездов, которые следовали на Украину, из-за нерентабельности. Некоторые составы оставили в режим курсирования "по указанию" - то есть поезд фактически не ходит, но его назначение предусмотрено в случае увеличения пассажиропотока.
Как сообщали в "дочке" РЖД "Федеральной пассажирской компании", последняя готова вернуть в обращение поезда в любой период года, если спрос станет устойчивым. Вместе с украинскими отменили составы в Азербайджан и Киргизию.
В сообщении с европейскими странами ФПК скорректировала движение поездов до Болгарии и Венгрии – маршруты туда тоже на длительном промежутке идут по территории Украины. При этом, учитывая спрос на перевозку, появился беспересадочный вагон Москва-Будапешт периодичностью один раз в неделю транзитом через Белоруссию.
По оценкам Владимира Якунина, в прошлом году объем перевозок на Украину упал на 60%. Да и в целом дальние перевозки в России падают второй год подряд, сообщила пресс-служба РЖД.
В 2014 году число пассажиров, предпочитающих поезда дальнего следования, снизилось на 7,2%, - до 102,8 млн человек. В предыдущем 2013 году дальние перевозки сократились на 5%, а в 2012 г. был небольшой рост на 1,5%.
Глава РЖД Владимир Якунин ранее объяснял падение показателей в сегменте "дальних" ростом регулируемых тарифов, которые устанавливает государство. В 2013 году правительство подняло цены на билеты в общих и плацкартных вагонах на 20%, а не на 10%, как в последние несколько лет.
В 2014 году, правда, рост тарифов в плацкартных и общих вагонах составил лишь 4,2%, но объемы перевозок от этого не выросли. В прошлом году руководство РЖД сослалось на "украинский фактор".
В этом году, по словам Владимира Якунина, билеты вновь подорожают на 10%.
"В пригородных поездах тарифы мы также не устанавливаем, это делают региональные власти. А вот в нерегулируемом секторе - это купейные, мягкие и СВ-вагоны, а также высокоскоростное движение - мы можем сдерживать рост стоимости. Например, в купейных и мягких вагонах рост тарифа не превысит 5%", - сказал он.
Обозреватель Евгения Артемова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"