Полетам помешали санкции

Interfax-Russia.ru – Лоукостер "Аэрофлота" приостановил все полеты из-за санкций Евросоюза.

О введении ЕС санкций в отношении российской бюджетной авиакомпании "Добролет" (100%-ая "дочка" "Аэрофлота") стало известно 30 июля, сразу после публикации сообщения о них в "Официальном журнале" ЕС.

Наряду с "Добролетом" в санкционном списке оказались еще две компании: Российский национальный коммерческий банк (РНКБ) и концерн ПВО "Алмаз-Антей". В ЕС посчитали эти юрлица "поддерживающими или получающими выгоду от принимающих решения представителей РФ, ответственных за дестабилизацию ситуации на востоке Украины и за незаконное присоединение Крыма".

Как пояснил "Интерфаксу" чиновник в совете ЕС, введение санкций против "Добролета" означает, что европейские компании, а также все граждане ЕС не должны переводить ему деньги и поставлять товары. Также, по словам собеседника агентства, граждане ЕС не смогут покупать авиабилеты на рейсы лоукостера и летать им.

Кроме того, санкции замораживают активы "Добролета" в ЕС, добавил чиновник. Хотя сама авиакомпания о существовании зарубежных активов ранее не сообщала.

Сертификат эксплуатанта "Добролет" получил от Росавиации 19 мая. Авиакомпания планировала эксплуатировать новые самолеты Boeing B737-800NG в одноклассной компоновке, рассчитанные на перевозку 189 пассажиров. К концу 2014 года авиакомпания рассчитывала довести парк до 8 машин, а уже через 4 года увеличить флот до 40 единиц, чтобы обслуживать 45 маршрутов и перевозить свыше 10 млн пассажиров.

Летную деятельность авиакомпания начала 10 июня с полетов из Москвы в Симферополь. Именно это направление "Добролет" обозначил в качестве ключевого – в Симферополь лоукостер наметил четыре рейса в день. Тем самым компания рассчитывала поспособствовать "углублению транспортной интеграции Крыма с другими регионами РФ".

На старте продаж билеты на это направление начинались от 42 рублей (без учета такс и сборов). В авиакомпании указывали, что лоукост-модель основана на максимальном снижении издержек, в первую очередь на некоторые элементы сервиса и услуг. За счет этого "Добролет" и предлагал тарифы на 20-50% ниже, чем классические авиакомпании в сегменте экономического класса, с перспективой дальнейшего снижения.

К моменту попадания в санкционный список компания продавала билеты еще на семь направлений (в Волгоград, Пермь, Сургут, Самару, Уфу, Казань и Екатеринбург). Их стоимость варьировалась от 999 до 3 тыс. 499 рублей в одну сторону. А 1 августа было объявлено о старте рейсов по маршруту Москва - Волгоград - Москва.

Однако с 4 августа "Добролет" был вынужден временно приостановить полеты по всем маршрутам "в связи с аннулированием договора лизинга воздушных судов Boeing-737-800 из-за санкций, введенных ЕС в отношении авиакомпании".

Со своей стороны "Аэрофлот" пояснил, что об отказе выполнять свои обязательства перед авиаперевозчиком сообщил ряд европейских контрагентов – помимо аннулирования действия договоров лизинга было прекращено техническое обслуживание и страхование воздушных судов, а также предоставление аэронавигационной информации.

Вместе с тем, заверили в "Добролете", все пассажиры, имеющие авиабилеты на рейсы по маршруту Москва – Симферополь - Москва (по 15 сентября включительно), будут перевезены дополнительными рейсами авиакомпании "Оренбургские авиалинии" в даты и время, указанное в билетах.

Также дополнительными рейсами "Оренбургских авиалиний" пообещали перевезти в даты и время, указанное в билетах, всех пассажиров, купивших авиабилеты на рейсы по маршруту Москва – Волгоград - Москва (по 20 августа включительно).

Рейсы же по остальным маршрутам временно отменили, пообещав пассажирам полностью возвратить стоимость авиабилетов.

По данным источников "Коммерсанта" на авиарынке, основной проблемой для "Добролета" стал отказ ирландской SMBC Aviation Capital выполнять договор лизинга на Boeing 737-800NG.

Также, выяснил "Ъ", немецкая Lufthansa Technik отказалась осуществлять техническое обслуживание самолетов "Добролета". "Речь идет как о легком техобслуживании судов, которое нужно делать при необходимости, так и о тяжелом, которое самолеты проходят раз в шесть лет", - уточнил один из собеседников "Коммерсанта".

В Lufthansa Technik подтвердили изданию, что компания выиграла контракт "по предоставлению технической поддержки флоту "Добролета", но "после второго пакета санкций ЕС была вынуждена приостановить предоставление всех услуг авиакомпании".

"Мы, конечно, надеемся, что позитивные политические изменения приведут к снятию санкций, и Lufthansa Technik продолжит оказывать свои услуги российской авиакомпании", - добавили в компании.

Санкции лишили "Добролет" и возможности полноценно страховать свои риски. По словам источников "Коммерсанта" на страховом рынке, об этом еще 1 августа "Добролету" сообщило "АльфаСтрахование".

"Из-за санкций перестраховочный брокер уведомил российского страховщика, что все договоры перестрахования относительно рисков "Добролета" утрачивают силу", - пояснил один из собеседников издания.

По его словам, страховой договор продолжает действовать, но прекращение договоров перестраховки означает, что страховая защита "Добролета" не соответствует международным условиями лизинговых контрактов.

Кроме того, по мнению участников рынка, вскоре могли возникнуть и проблемы с бронированием билетов "Добролета" - авиакомпания работает через американскую систему Navitaire, которой пользуются в основном лоукостеры. "Совокупность всех этих факторов сделала продолжение работы "Добролета" почти невозможным", - пояснил собеседник "Ъ", близкий к компании.

Источники издания на рынке полагают, что "Добролет" был выбран как объект для санкций "очень продуманно". "Авиакомпания только начала работать, она летает внутри России, и остановка не вызовет международного скандала", - считает один из собеседников "Коммерсанта".

При этом другой источник издания не исключает и "элемент лоббизма во введении санкций и со стороны европейских лоукостеров", поскольку "Добролет" планировал начать полеты в Европу с 2016 года.

Как сообщают "Ведомости", в 2016 году "Добролет" планировал начать полеты в Ригу, а в 2018 году - перевозить 10 млн человек по 45 направлениям в России и мире. Операционную прибыль оценивали в $150 млн, а инвестиции в создание лоукостера – в $100 млн.

Теперь, говорит аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков, "Аэрофлоту" придется пересчитывать бизнес-модель "Добролета". По его словам, российские авиакомпании на 90% зависят от международных лизинговых структур. При этом процентные ставки в России выше, чем предлагают международные лизинговые компании, да и техническое обслуживание в России тоже дороже.

Как считает главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий, теоретически можно перезаключить договоры с лизинговыми компаниями и компаниями, осуществляющими техническое обслуживание самолетов. В частности, можно привлечь азиатские, китайские компании, которые сейчас сильны в этом бизнесе.

Но на все это нужны время и деньги: речь идет о месяцах, говорит эксперт. Нужно найти и подготовить самолет, подготовить документы. В любом случае теперь компания должна переформатировать работу так, чтобы замкнуть все на России - про полеты в Европу до снятия санкций можно будет забыть, говорит источник, близкий к одному из контрагентов "Добролета".

Пока, рассказал "Интерфаксу" источник в "Аэрофлоте", авиакомпания решает вопрос о том, что делать с двумя самолетами Boeing-737 "Добролета": воздушные суда могут возвратить в парк "Аэрофлота" или перейти в субаренду другой компании из группы "Аэрофлот".

Со своей стороны руководство Крыма ведет переговоры с российскими авиакомпаниями, готовыми обеспечить авиасообщение с полуостровом по тем же ценам, которые объявил "Добролет". Авиакомпания выполняла ежедневно 8 рейсов в обе стороны.

"Идет общение у нас регулярное с министерством транспорта РФ и другими авиаперевозчиками, которые готовы обеспечить перевозки (в Крым - ИФ) в данном ценовом сегменте. Крымский рынок авиаперевозок перспективен, количество рейсов фактически удвоилось по сравнению с прошлым годом, есть все основания полагать, что такой перевозчик появится в ближайшее время. Найдем мы оператора, который окажет помощь в доставке туристов в Крым", - сообщил и.о. главы республики Сергей Аксенов журналистам в Симферополе.

Между тем, в Минтрансе России заверяют, что приостановка полетов авиакомпании "Добролет" не отразится на транспортной доступности Крыма. По данным министерства, в настоящее время аэропорт Симферополя ежедневно принимает и отправляет около 16 тыс. пассажиров, обслуживая в среднем 110-120 рейсов, выполняемых более чем из 30 городов России 25 авиакомпаниями.

По оценкам Минтранса, в 2014 году воздушная гавань столицы Крыма выйдет на показатель в 2,2 млн пассажиров.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"