Точка зрения 4 июля 2013 г. 15:58

Чинить или строить

Interfax-Russia.ru - Пока власти Ростовской области сражаются за строительство нового аэропорта "Южный", акционеры уже существующего в черте города решили модернизировать здание.

Строительство нового аэропортового комплекса "Южный", которое приурочено к проведению в Ростове матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года, затянулось. Недавно в этом проекте засомневались в правительстве, однако за аэропорт поручились в Росавиации. Администрация Ростовской области со своей стороны продолжает доказывать его необходимость и состоятельность. Основной оппонент, владелец старого ростовского аэропорта, не желает отдавать свою долю и намерен реконструировать здание действующего аэровокзала.

Спор вокруг ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону" ведется между двумя его крупными акционерами - структурами, подконтрольными бизнесмену Ивану Саввиди и министерством имущества Ростовской области. Администрация региона пытается через суд заставить аэропорт выплатить дивиденды владельцам акций, тем самым размыв долю привилегированных акций и получить контроль над основным пакетом.

Конфликт интересов состоит в том, что Иван Саввиди против строительства нового аэропорта Южный, который должен обслуживать Ростовскую область.

"Новый аэропорт не нужен инвестору. Самый легкий вариант (окупаемости - ИФ) - это 30 лет, самый оптимальный до 100 лет доходит. Поэтому все государства в мире, и мы не исключение, аэродромную часть замыкают на себя, назвав это вариантом двойного пользования", - заявлял ранее журналистам Иван Саввиди.

Пропускная способность "Южного" должна составить 8 млн пассажиров в год, а строительство потребует инвестиций в размере 31,4 млрд рублей. Реализацией этого проекта занимается УК "Аэропорты регионов", входящая в ГК "Ренова" Виктора Вексельберга совместно с областными властями.

Одной из составляющих соглашения администрации и "Реновы" было то, что взамен компания получит акции и земли старого аэропорта. В перспективе находящийся в черте города аэропорт может быть закрыт, а его территория застроена.

Несмотря на судебные иски регионального Минимущества, на днях "Аэропорт Ростов-на-Дону" вновь принял решение не выплачивать дивиденды за 2012 год своим акционерам, а направить их на модернизацию здания действующего аэропорта. В прошлом году компания получила чистую прибыль в размере 181,9 млн рублей.

В 2011 году общество также не выплачивало дивиденды, распределив доход в размере 135,782 млн рублей на инвестмероприятия и различные внутренние выплаты.

В этом же году 92% чистой прибыли аэропорт решил направить на ремонт и модернизацию действующего ростовского аэропортового комплекса. По словам председателя совета директоров "Аэропорта Ростова-на-Дону" Олега Чернова, это стратегически важные работы - от них зависит качество и безопасность полетов. На заседании совета директоров он сообщил, что прежде компания планировала инвестировать в модернизацию большую сумму - 280,7 млн рублей.

При этом администрация Ростовской области настаивает, чтобы как минимум 10% прибыли были распределены между держателями акций - пенсионерами и бывшими работниками аэропорта.

"Чтобы увеличить размер дивидендов на привилегированные акции бывших работников ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону" и одновременно значительно не снизить объем инвестиций в развитие аэропорта, региональная власть в своем предложении отказывается от выплаты дивидендов на обыкновенные акции, основная часть которых принадлежит области", - приводит пресс-служба регионального правительства слова министра имущественных и земельных отношений Ростовской области Юрия Молодченко.

Но предложение администрации держатели контрольного пакета акций отвергли, объяснив свои действия тем, что решение арбитражного суда о выплате дивидендов за прошлый год еще не вступило в силу, поэтому управленцы имеют право принимать такие решения.

"Власти не инвестируют в развитие аэропорта, а также блокируют наши попытки увеличить уставный капитал предприятия и привлечь в него дополнительные инвестиции, поэтому акционерам приходится направлять прибыль на развитие и содержание аэровокзального комплекса, который находится в очень плохом состоянии, а это пока единственный аэропорт в Ростове", - прокомментировал "Коммерсанту" действия компании бизнесмен Иван Саввиди.

Между тем, Законодательное собрание Ростовской области внесло поправки в программу приватизации 2013 года, включив в нее свою долю капитала в ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону". Доля администрации перейдет ОАО "Ростоваэроинвест" - предприятию, созданному совместно с "Реновой" для строительства "Южного". Доля области в "Ростоваэроинвест" составляет 25% плюс 1 акция. Эти действия Заксобрания Иван Саввиди назвал "еще одним этапом рейдерского захвата".

В то же время, в реальности сроков строительства Южного к ЧМ-2018 недавно усомнилось правительство РФ. "В настоящий момент у нас есть одно мероприятие, которое нам необходимо будет осуществить, но мы находимся в зоне риска по его выполнению - это строительство нового аэропорта в Ростове-на-Дону. Построить аэропорт в чистом поле очень сложно, а сдать его в эксплуатацию так, чтобы он начал принимать пассажиров летом 2018 года - крайне ответственно", - сказал вице-премьер РФ Игорь Шувалов в середине июня на заседании правительства.

В свою очередь, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев попросил еще раз взвесить целесообразность строительства нового аэропорта, подчеркнув, что "мы не можем ставить под угрозу проведение Чемпионата мира".

В правительстве дали время ростовским властям еще раз взвесить все "за и против", чтобы окончательно решить, какие действия в такой ситуации более приемлемы - создавать практически с нуля огромный инфраструктурный проект или же модернизировать старый аэропорт и отремонтировать его взлетно-посадочную полосу, что вполне реально сделать до 2017 года.

На данный момент по плану строительство "Южного" намечено на конец 2014 года, а завершиться оно должно к 2018 году. "Планируемые сроки строительства аэропорта, с учетом начала в 2014 году, соответствуют всем нормам с небольшим запасом. Проект включен в ФЦП. Подтверждение инвесторов о финансировании есть. Заложены средства в бюджете. Получается, что в конце 2017 года мы сможем построить этот аэропорт", - сказал губернатор Ростовской области Василий Голубев.

По его словам, в планах развития региона "заложены все работы, связанные с инженерными коммуникациями, с дорогой, которую начнем строить в следующем году в сторону "Южного", развязку на трассе М-4 к этому аэропорту".

Сейчас аэропортовый комплекс находится на стадии проектирования. В начале июня "Ренова" объявила конкурс архитектурных проектов нового аэропорта. На сегодня есть 21 участник - среди них одна ростовская компания, а также другие российские и зарубежные архитектурные бюро. Победители конкурса будут выбраны 12 сентября, говорится в сообщении администрации Ростовской области.

А в мае 2013 года уже определился проектировщик взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, стоянки для воздушных судов и перрона - им стало ФГУП ГПИ НИИ гражданской авиации "Аэропроект".

За новый аэропорт вступились в Росавиации: глава ведомства Александр Нерадько "подтверждает возможность реализации проекта в заявленные сроки при условии выделения финансирования". В своем письме в Минтранс, на которое ссылается "Коммерсант", он сообщил, что областные власти и инвестор гарантируют выделение средств со своей стороны.

Глава Росавиации заявил, что к 2018 году пассажиропоток в Ростове-на-Дону вырастет минимум до 2,4 млн пассажиров, а у старого аэропорта отсутствуют ресурсы для развития на территории в черте города.

В прошлом году пассажиропоток аэропорта Ростова составил 1 млн 874 тысяч пассажиров, в этом году он, предположительно, вырастет до 1,9 млн - на 1,4%.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще