Сотканный из воздуха

Interfax-Russia.ru - Безэкранный дисплей, изобретенный в Астрахани, формирует в воздухе изображение, проницаемое для любых предметов.

Чудо техники, любимое техническое устройство героев фантастических фильмов стало реальностью. Интерактивный экран, создающий изображение в воздухе, по которому можно легко скользить пальцами и сквозь которое можно провести рукой, не испортив его, изобрел молодой инноватор из Астрахани Максим Каманин.

ООО инновационное предприятие "ДисплАир Компани" (Displair), которое носит то же имя, что и само "фантастическое" устройство, молодой человек основал при помощи родных и друзей в августе 2010 года. По данным Росстата на 25 декабря 2012 года, 92,79% долей в уставном капитале компании владеют граждане России, 4,96% - граждане Франции, 1,25% - гражданин США, 1% - гражданин Нидерландов. По данным ЕГРЮЛ на 15 февраля 2013 года, 48,67% уставного капитала "ДисплАир Компани" принадлежат ее генеральному директору - Максиму Каманину.

Максим Каманин задумался над созданием "воздушного" экрана во время учебы в Астраханском технологическом университете. Будучи студентом IT-отделения, он однажды обсуждал с одногруппниками, к чему может привести развитие технологий. Кто-то сказал, что воздушные дисплеи станут реальностью, и будущий изобретатель уцепился за эту идею.

Его первые эксперименты были неудачными. И тогда Максим Каманин начал изучать такие природные явления, как миражи, таяние облаков и туманы. "Однажды, стоя в храме, он увидел, что свет над горящей свечкой преломляется странным образом, позже он начал изучать это явление и пришел к тому самому соотношению, которое позволило ему создать первый прототип дисплея", - рассказал Interfax-Russia.ru специалист по внешним связям Displair Данил Тихомиров.

Этот прототип был небольшим, и качество изображения на нем оставляло желать лучшего. Но именно его молодой человек представил бывшему тогда президентом РФ Дмитрию Медведеву на Селигере в 2010 году, после чего началась череда научных признаний и побед Каманина в различных инновационных и технологических конкурсах.

Только в 2011 году Максим Каманин стал победителем "Зворыкинской премии", "Кубка Техноваций", конкурса "Лучший инновационный проект Астраханской области" и "Бит-Юг", а его компания стала резидентом Сколково и казанского IT-парка.

Спустя год у инноваторов появились первые инвестиции, а весной 2012 года на Displair обратил внимание фонд венчурных инвестиций LETA Capital. Он вложил первый миллион долларов в запуск производства Displair, оценив его при этом в 6 млн долларов.

Среди других инвесторов компании - основатель и президент венчурного фонда EDventure Holdings Эстер Дайсон, coучредитель, главный редактор онлайн-портала East-West Digital News Адриан Энни, частный бизнес-ангел Антон Карасевич, экс-директор по развитию социальной сети "Одноклассники", соучредитель East-West Digital Александр Бадерко и другие. Общий объем привлеченных инвестиций, по информации газеты "Известия", составил 3,5 млн долларов.

При этом генеральный директор ООО "ДисплАир Компани" Максим Каманин не отрицает, что найти средства на развитие не так просто, как кажется. "К разработкам, требующим производства реального продукта, как правило, инвесторы относятся с большим подозрением. И это нам довелось испытать на себе", - отметил в своем блоге на i-business.ru астраханский изобретатель.

В то же время он не исключает возможности вывода своей компании за границу: "Признаюсь, некоторые наши инвесторы настаивают на скорейшем выводе компании Displair зарубеж под защиту европейского законодательства. Их можно понять, но к такому шагу мы пока не пришли".

Немного подробнее о том, что представляет из себя "воздушный" экран. Displair создает в воздухе любой контент, похожий на изображение на телевизоре или экране монитора. Внешне устройство напоминает моноблок, который формирует в воздухе изображение размером в 30 дюймов. Это изображение полностью материально проницаемо, безопасно и экологически чисто. По сути, это защищенный от ветра тонкий холодный стабилизированный поток воздуха с мельчайшими частицами воды, созданными методом кавитации.

Для формирования интерактивного экрана используется обыкновенная вода, максимальный расход которой составляет 1,5 л в час. В устройство вмонтирован резервуар на 18 л, обеспечивающий до 12 часов непрерывной работы "воздушного" дисплея.

Частицы воды настолько малы, что даже при столкновении с физическими телами не оставляют влажных следов, не замерзают при температуре до -50С и не испаряются при температуре до +50С. Свойства водных частиц и аэродинамические особенности устройства позволяют изображению оставаться целостным при прохождении через него посторонних объектов.

Оптическая система мультитач, основанная на технологии компьютерного зрения, позволяет управлять изображениями безэкранного дисплея пальцами рук или любыми другими предметами и способна обрабатывать до 1500 касаний одновременно с временем задержки менее 0,2 секунды. Система может распознавать более сложные жесты, чем мультитач-системы твердых интерактивных экранов.

Кроме того, изображение можно ароматизировать, и еще дисплей легко взаимодействует с мобильными телефонами.

На первой модели Displair стоит Android 4 и базовый набор софта, который пригодятся для базового использования экрана - игровые приложения, мультимедиа и презентации.

Часть комплектующих для устройства компания производит самостоятельно, а часть заказывает в Швейцарии, США и Китае. Собирают дисплеи в Китае.

В процессе работы над продуктом, пока создавались опытные образцы, концепция дисплея менялась. "Теперь у нас в планах создать не просто безэкранный дисплей, а целую систему, которая будет состоять из приложений, главная цель которой - сделать управление девайсами более комфортной и чистой", - объяснил Данил Тихомиров.

Но есть и сложности. Сам экран, который составляет "ядро" изобретения, остается пока еще самым слабым местом Displair. Основные конкуренты для него сегодня, признается представитель компании, - производители цифровых панелей и интерактивных столов. По сравнению с ними самый главный недостаток Displair - качество картинки. У воздушного изображения не настолько хорошее качество цветопередачи, изображение размытое и не такое яркое, как у любого LСD-телевизора.

Однако есть у Displair и свои преимущества. Так, твердые жидкокристаллические дисплеи и плазмы ограничивают пространство, в отличие от экрана-"невидимки" нового поколения разработки Максима Каманина. За его дисплеем пространство видно, досягаемо и функционально, поэтому он более приемлем для медицины, рекламы и даже для обычного бытового использования. Но все же первая целевая группа Displair - это рекламные агентства, для которых технология станет имиджевым решением и средством продвижения.

На западе, в частности в США и Финляндии, уже есть аналоги безэкранных дисплеев. Но у них другой принцип вывода потока, и природа этих экранов такова, что если просунуть в них палец или другое инородное тело, то картинка распадется, поэтому их нельзя использовать как полноценно интерактивные. Отечественный безэкранный дисплей помимо технологии для полноценной интерактивности имеет охранную "завесу", которая защищает его от движения воздуха.

Еще одно его преимущество - габариты. Если, к примеру, у финской компании FogScreen легковесная модель начинается от 85 кг, а их тяжеловес достигает 185 кг, то дисплей астраханского производства весит всего около 25 кг.

Официально представить инновационный продукт и объявить о старте его продаж российский разработчик планирует в конце марта. К настоящему времени у него уже есть около 500 предзаказов на Displair.

В дальнейшем астраханская компания намерена изучать рынок, и в зависимости от того, в каком из секторов будет наибольший спрос на новую продукцию, для этой аудиторию и создавать следующая модель.

В частности, для медицинских компаний, которые уже интересуются безэкранным дисплеем, Displair планирует создать не просто дисплей, а тандем из медицинского прибора и "воздушного" изображения. "Он будет обладать функционалом медицинского устройства, но при этом экран будет гигиенически чистым, потому что он постоянно обновляется, и на нем никаких следов не остается", - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.

В дальнейших планах компании улучшить качество картинки до такого уровня, чтобы продукцию можно было вывести на рынок персональных компьютеров, телевизоров и персональных гаджетов. Естественно, придется поработать и над себестоимостью. В настоящее время первая модель Displair стоит около 400 тысяч рублей.

Но если в будущем Displair подешевеет на порядок, то возможно вскоре появятся телефоны и планшеты с персональными "воздушными" экранами российского производства.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"