Боевые "корабли пустыни"

Interfax-Russia.ru – Памятник верблюдам, штурмовавшим рейхстаг, откроют в Астраханской области.

Пожалуй, самый необычный памятник к 65-летию Великой Победы 8 мая откроется в одном из райцентров Астраханской области – городе Ахтубинске. Инициатором необычного монумента стал мэр этого города Аманга Нарузбаев, которого поддержали местные жители. Ранее городской голова обратился к губернатору Астраханской области Александру Жилкину с предложением увековечить память о героических верблюдах Машке и Мишке, которые в 1941 году были "призваны" на фронт в качестве тягловой силы, с орудийным расчетом дошли до Берлина и принимали участие в штурме рейхстага.

Жилкин идею ахтубинцев одобрил. "Во-первых, она открывает малоизвестную страницу истории участия астраханцев в Великой Отечественной, а во-вторых, привносит в предстоящие юбилейные торжества новизну и неординарность", - процитировала пресс-служба областной администрации слова губернатора.

Вообще-то впервые мысль о памятнике героическим животным подал бывший боец 248-й Одесской Краснознаменной дивизии Николай Малых, который дошагал до Берлина с двугорбыми астраханскими "бойцами". Еще в 2004 году ветеран написал письмо местной журналистке Валерии Астафьевой, к которому прикрепил редкое историческое фото с верблюдами на фоне Бранденбургских ворот, сделанное 2 мая 1945 года. "Мне кажется, что своих питомцев в связи с юбилеем Победы должна отметить Астрахань. Может быть, найдутся еще люди, которым эта история известна лучше, чем мне. А лично я поставил бы боевому "кораблю пустыни" в Астрахани памятник", - писал Малых в конце своего рассказа. Его пожелание удалось воплотить через пять лет.

Сам мэр Ахтубинска говорит и о другом эпизоде, натолкнувшем его на мысль о "верблюжьем монументе". "В фильме "Освобождение. Битва за Берлин" есть такой момент: пара верблюдов тянет пушку, - вспоминает Аманга Нарузбаев. - "Откуда верблюды?", - спрашивает один из героев. "С Баскунчака", - отвечают ему. Мы заинтересовались: действительно ли так было или это просто красивый вымысел. Обратились в архивы Минобороны и нашли документальные подтверждения".

История "штурмовых верблюдов" в самом деле поразительна и заслуживает отдельного рассказа. Они входили в состав 28-й резервной армии, которая наспех формировалась летом-осенью 1942 года в Астрахани, когда наши войска сражались с фашистами на подступах к Сталинграду. Если быть совсем точными, "корабли пустыни" были приданы 902 стрелковому полку 248 стрелковой дивизии 9-го стрелкового корпуса. Полк был создан с большим трудом из местной молодежи, каспийских моряков, парнишек, эвакуированных из блокадного Ленинграда. Естественно, не хватало оружия, техники, автомашин. Даже лошади оказались в дефиците: Дон, Кубань и Калмыкия уже находились под немецкой оккупацией. Именно поэтому для артиллерии и обозов пришлось использовать верблюдов.

Часть животных прибыла из Казахстана и Туркмении, эти верблюды были приручены. Астраханские же оказались норовистыми и строптивыми, так как некоторых из них отлавливали в степях. Солдаты поначалу не представляли себе, как с этими "тягачами" управляться. Выручили местные мальчишки-пастухи. За короткий срок с их помощью красноармейцы обучили животных носить упряжь, возить повозки и полевую кухню, таскать орудия, вес которых достигал тонны. Животные оказались чрезвычайно выносливыми: вместо трех пар коней запрягали две пары верблюдов.

Как вспоминает ветеран Николай Малых, после окружения фашистов в Сталинграде 28-я резервная армия получила приказ двигаться на Ростов. Войска наткнулись на танковую группировку Манштейна, которая после неудачной попытки прорвать кольцо окружения вокруг Сталинграда отступала в том же направлении. Бой был коротким и кровавым. В этом сражении полегло 90% верблюдов-тягачей (всего из Астрахани вышло 350 животных). По воспоминаниям фронтовиков, солдатам удалось укрыться в окопах, а массивные животные стали живой мишенью для немцев. Верблюды падали под выстрелами и жалобно кричали. После боя фашисты бродили по полю и добивали животных, называя их издевательски "руссише панцер" (русский танк – нем.).

В Ростове уцелевшую часть астраханской резервной армии переформировали и укомплектовали техникой. Но бойцы, привыкшие к своим двугорбым друзьям, не пожелали расставаться с ними. Часть животных передали в хозчасть – таскать повозки с боеприпасами и походные кухни. А вот баскунчакские Машка и Мишка остались в артиллерии, в боевом расчете командира орудия сержанта Григория Нестерова, заряжающим у которого был татарин по фамилии Кармалюк. Громадный Мишка обладал спокойным характером, а вот Машка, напротив, была нервной и норовистой.

Раз восемь за войну сменялись все номера орудийного расчета – кто-то погибал, кто-то был ранен и отправился в тыловые госпиталя, а эти двугорбые так и дошли невредимыми от Астрахани до Берлина.

Но и это не самое удивительное! Случилось так, что именно 902-й стрелковый полк оказался первым, пробившимся к имперской канцелярии. Как утверждает писатель Владимир Успенский, именно из орудия сержанта Григория Нестерова был произведен один из первых прямых прицельных выстрелов по рейхстагу: "Командир орудия старший сержант Нестеров и наводчик Кармалюк установили орудие под уцелевшей аркой. Верблюдов отвели за стену, в укрытие. Светловолосый богатырь Нестеров, волжский рыбак, сам вогнал в казенник снаряд, шагнул в сторону, привычно вскинул руку с флажком и крикнул: "Огонь!". Снаряд, пущенный прямой наводкой, влетел в окно рейхсканцелярии. Узнав об обстреле рейхстага, менее чем через час Гитлер покончит с собой…

Разумеется, после взятия рейхстага отважные верблюды оказались в центре внимания бойцов. Кстати, кроме Мишки и Машки, в число отличившихся двугорбых "артиллеристов" попал и третий верблюд – Яшка, получивший свое имя от названия калмыцкого села Яшкуль, откуда он прибыл на "службу".

Понятно, что наградить отличившихся животных боевыми орденами не представлялось возможным, и тогда Нестеров и Кармелюк нашли специалиста по гитлеровским наградам, взяли широкие муаровые ленты, и на каждой из них в строго установленном порядке, по значимости, укрепили полный комплект фашистских отличий.

"Ни один гитлеровский вояка никогда не мог получить столько. Голубые ленты, свешивались по обе стороны горба, завязывались под брюхом. Сначала верблюдам не нравилась эта катавасия, но вскоре Машка и Мишка так привыкли к своим блестящим украшениям, что не желали выходить на улицу без наград. Походка у верблюдов медленная, горделивая, а с муаровыми лентами они выглядели особо торжественно", - рассказал Владимир Успенский в книге "Тайный советник вождя". А Яшкину спину еще и покрыли попоной с надписью "Астрахань–Берлин".

Сразу после капитуляции Германии Машку и Мишку временно разместили в Берлинском зоопарке. А уже в конце мая верблюды под звуки торжественного марша в исполнении духового оркестра отправились в московский зоопарк: работники берлинской комендатуры заранее связались с Москвой и условились, что животные будут доставлены в наш столичный зоопарк и обретут там заслуженный отдых. На плацу военного городка легендарных "кораблей пустыни" провожал весь артиллерийский состав 902-го стрелкового полка. На железнодорожной станции саперы оборудовали для верблюдов специальный вагон.

Вот такая история о Машке и Мишке, которым поставят памятник накануне 65-летия Победы. Впрочем, это не совсем точно. На самом деле мемориал, который назван "Мы победили! От Баскунчака до Берлина", состоит из трех фигур размером чуть больше натуральной величины и 76-миллиметровой артиллерийской пушки. В центре композиции – фигура уставшего солдата, который присел на ящики с боеприпасами. Рядом стоит верблюд Мишка, наступивший на фашистскую свастику с орлом, верблюдица Машка лежит слева от Мишки, повернув голову в сторону солдата. На заднем фоне композиции стоит пушка.

На эскизе памятника солдату приданы черты реального командира орудия сержанта Григория Нестерова – астраханского богатыря с пышными усами. Спины Машки и Мишки покрыты попонами. На одной – надпись "Астрахань-Берлин", на второй – названия городов, которые прошли солдат и его верные друзья, прежде чем произвести легендарный выстрел по рейхстагу.

Монумент будет выполнен из керамопластика, специалисты называют его "живым" материалом благодаря природному компоненту – глине. В мемориальный комплекс на площади Ленина включат и другие объекты: выкладывается новое покрытие из тротуарной плитки, устанавливаются скамьи, отделанные гранитом, ведутся подготовительные работы для строительства фонтана "Звезда Победы". Создается мемориал творческим коллективом скульпторов, архитекторов и художников из Волгограда. Памятник возводится в основном на добровольные пожертвования жителей Ахтубинска, бюджетные средства, выделенные на него, минимальны.

Впрочем, надо заметить, что не все одобряют идею монумента отважным фронтовым верблюдам. "Памятники животным – это необычно, поэтому верблюд может стать визитной карточкой города", - признает эксперт центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. Однако сам он – против такого решения: "Традиционно в нашей стране большинство памятников были посвящены гражданам Советского Союза. Тот факт, что животные привели нас к Победе, сомнителен. Поэтому с исторической точки зрения установить памятник герою-человеку было бы логичней".

В то же время зампредседателя комиссии Общественной палаты РФ по сохранению культурного и духовного наследия Елена Зелинская не согласилась с экспертом: "Такие памятники возводили и ранее. К примеру, недавно в самом центре Лондона, около Гайд-парка, установили необычный памятник целой группе животных – лошади, слону, верблюду, собаке и даже светлячкам. Этот памятник напоминал о помощи, которую оказали животные британской армии во время Второй мировой войны".

Можно добавить, что это мнение поддержали бы и сами бойцы. Ведь часто они рисковали жизнью, спасая своих двугорбых однополчан. По воспоминаниям командира 902-го полка, Героя Советского Союза Григория Ленева, во время одного из боев Мишка и Машка остались на открытой местности, простреливаемой фашистами. Солдаты увидели двух верблюдов, бросились к ним, под огнем вывели животных из опасной зоны и привели в подвал. Правда, для этого пришлось расширить вход по высоте и почти насильно затаскивать их внутрь.

Единственное, в чем можно усмотреть нарушение исторической справедливости, так это в том, что не увековечен образ калмыцкого верблюда Яшки, также принимавшего активное участие в боях за Берлин. Так что теперь слово за властями Калмыкии.

Обозреватель Александр Сидоров