Interfax-Russia.ru – Полпред Александр Хлопонин в ходе поездки по Югу России озвучил свои стратегические планы по оздоровлению Северо-Кавказского региона.
Полпред дозором обходит владенья свои
Итак, после месяца анализа ситуации и привыкания к новой "двуглавой" должности полномочный представитель президента Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу и одновременно вице-премьер правительства России Александр Хлопонин перешел к фазе активных публичных действий. Хлопонин 23 и 24 февраля побывал с визитом в Северной Осетии, а 25 февраля в Ессентуках принял участие в межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов страны по вопросу укрепления законности и правопорядка в Северо-Кавказском федеральном округе.
Напомним, что округ этот своим указом создал 19 января 2010 года президент России Дмитрий Медведев, выделив из состава Южного федерального округа семь регионов - Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию, Северную Осетию, Чеченскую Республику и Ставропольский край. Ряд экспертов ЮФО иронически окрестили такое решение "удалением из тела округа злокачественной опухоли". И в какой-то мере они правы. За исключением Ставрополья, остальные шесть субъектов СКФО заслужили незавидную репутацию проблемных. Достаточно сказать, что сегодня большинство республик нового округа, население которого составляет чуть более 9 млн человек, живут исключительно за счет федерального бюджета. Здесь самый высокий уровень дотационности среди всех округов федерации. За прошлый год из бюджета страны в эти регионы было перечислено 170 млрд рублей – и это в период кризиса. В одной только Ингушетии дотации превысили доходную часть республиканского бюджета в 11 раз. Между тем на новый округ приходится всего 1,2% от всех налоговых поступлений, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему России.
Многие аналитики сходятся во мнении, что до недавнего времени власть считала такую финансовую политику вынужденной мерой, призванной обеспечить определенную стабильность региона, лояльность местного руководства к центру и "иммунитет" против сепаратистских настроений населения. К сожалению, в условиях чудовищной клановости и дикой коррупции на Кавказе не удалось достичь ни одной из этих целей – разве что неустойчивую лояльность местной власти, которая, впрочем, немногого стоит, если не подкреплена лояльностью населения.
Вот в таком состоянии принял Северный Кавказ бывший губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. Мягко говоря, ему не позавидуешь.
Правда, большая часть представителей местной власти встретила назначение Хлопонина бурными аплодисментами. И дело не только в том, что они хотели продемонстрировать преданность Кремлю. Многие руководители субъектов нового СКФО действительно были обрадованы приходом "кавказского наместника", который, во-первых, сам по себе представляет образец одного из крупнейших предпринимателей России, входит в обойму самых богатых людей страны, во-вторых (что вытекает из первого факта), обладает серьезными связями в отечественном бизнесе. К тому же молодой, амбициозный 45-летний руководитель, политик, экономист, кандидат экономических наук сразу объявил магистральной задачей подъем экономики региона и повышение уровня жизни местного населения.
Сокращение безумных планов
Впрочем, Хлопонин с самого начала дал ясно понять: повышения дотаций из центра не будет.
"Задача в том, чтобы сегодня за счет развития экономики здесь снижать объем дотаций из федерального бюджета. Задача также в том, чтобы за счет инвестиций развивать экономику, а не менять модель дотаций", - подчеркнул он в одном из первых выступлений на новом посту.
Однако эти разумные слова услышаны не были. Или просто их восприняли как тонкий полпредовский юмор.
И вот теперь, уже в Северной Осетии, Хлопонин был вынужден еще более внятно и жестко разъяснить свою позицию. Он потребовал от руководителей субъектов СКФО предоставить ему подробную и детально обоснованную стратегию социально-экономического развития своих регионов. А уже на ее основе будет строиться такая же стратегия на уровне всего Северо-Кавказского федерального округа, куда каждая республика округа войдет составной частью.
"Хотелось бы, чтобы были расписаны конкретные шаги и сроки реализации проектов", - выразил свое желание полпред-премьер.
Не то чтобы подобного рода планы совсем уж отсутствовали. Напротив, руководство северокавказских республик еще ранее поспешило предоставить новому полпреду свои планы с предварительными подсчетами необходимых средств для развития подведомственных территорий. Однако, когда Хлопонин свел эти наброски воедино, он был настолько потрясен, что даже не смог этого скрыть в публичном выступлении.
"По предварительным материалам, которые представили все республики, сумма требуемых вложений превышает 500 млрд руб., и очевидно, что это безумие", - коротко и емко охарактеризовал аппетиты северокавказских глав полпред.
И это совершенно понятно. Ведь реально в нынешнем году подконтрольный новому полпреду (и вице-премьеру) регион получит 135 млрд рублей федеральных средств в виде прямой финансовой помощи и государственных инвестиционных проектов. Кроме того, Хлопонин будет участвовать в согласовании всех расходов республиканских бюджетов СКФО, и подконтрольная ему сумма может вырасти до 235 млрд рублей. Поэтому необходимо мыслить, как использовать наиболее эффективно именно эти средства, а не мифические 500 млрд.
Четыре кластера для Северного Кавказа
Следует особо подчеркнуть: полпред СКФО понимает всю сложность стоящих перед ним задач.
"Я не знаю ни одного человека в мире, который бы дал сейчас рецепт, как сделать так, чтобы на Кавказе все вдруг стало хорошо", - заявил сразу после назначения Хлопонин.
Однако, как сейчас оказывается, он явно поскромничал. Рецепты у него в рукаве все-таки имеются.
На заседании, посвященном социально-экономическому развитию Северной Осетии, полпред выделил четыре основных кластера, от развития которых будет напрямую зависеть социально-экономическое развитие округа.
"Это энергетический кластер, туристско-рекреационный, агропромышленный и инновационно-образовательный", - пояснил Александр Хлопонин.
Основой энергетического кластера должна стать гидроэнергетика. По словам бывшего губернатора Красноярского края, по масштабам и потенциалу гидроэнергетики СКФО лишь немного уступает Сибирскому федеральному округу. Есть смысл говорить и о развитии малых генераций - каскадных станций на реках, которые могут позволить сделать регион самым энергообеспеченным. Особое внимание Хлопонин обратил и на возобновляемую энергетику, в том числе на солнечную, ветровую и другие ее виды. Она позволит обеспечить и рабочие места, и инвестиции, убежден полпред СКФО. Тем более что в советское время на Кавказе индустрия малых гидроэлектростанций была очень развита.
Следующее направление – туризм. Как справедливо заметил Хлопонин, Северный Кавказ издавна славился как туристическо-рекреационная зона. Полпред уверен: в туристической сфере потенциал кавказских республик несопоставим ни с одной территорией в России. Однако тут же подчеркнул: следует категорически отказаться от "гигантомании".
"В этом направлении необходимо выделить 15 реальных точек роста, тогда как республики представили около 60 разных проектов в области туризма, которые рассчитаны на гигантские, астрономические суммы", - указал представитель президента.
Он также посоветовал не зацикливаться на одних только горнолыжных курортах. Конечно, замечателен горнолыжный "Мамисон" в Северной Осетии, велик в этом смысле и потенциал Приэльбрусья. Но необходимо также развивать здравницы, грязелечебницы, санатории с минеральными водами, которые смогут конкурировать с такими зарубежными курортами, как Карловы Вары.
А развитие горнолыжных курортов поспособствует бурному развитию гостиничного и ресторанного бизнеса, а также транспортной инфраструктуры.
Что касается последней, Хлопонин предложил создавать современную инфраструктуру, начиная с аэропорта и заканчивая дорогами. Он заявил, что Олег Дерипаска готов создать сеть аэропортов на Северном Кавказе, которые будут отвечать международным стандартам (при этом полпред довольно нелестно отозвался об аэропорте во Владикавказе).
Любопытно, что ранее журнал "Русский Newsweek" заявил: в планах Хлопонина - создание в СКФО гигантской туристической зоны стоимостью в 400 млрд рублей. Для этого предполагается создать государственную компанию, которую профинансируют сами регионы, госбанки, Олимпийский комитет и иностранные инвесторы. Для этой цели намечается выделение новых курортов в особые экономические зоны, освобожденные от налогов.
Что касается агропромышленного комплекса, то полпред посетовал: "Сегодня в Российской Федерации кроме осетинской водки и дагестанского коньяка мало что можно увидеть на прилавках крупных торговых сетей в больших городах".
Между тем не спиртом единым славен Северный Кавказ. Но для того, чтобы продукция региона расходилась по всей стране (а, возможно, даже за ее рубежи), необходимо помочь производителям собирать урожай, перерабатывать его и хранить, а также реализовывать. Кавказские агротовары должны стать узнаваемым и качественным брендом, подчеркнул Хлопонин.
И, наконец, завершающее магистральное направление развития СКФО - инновационно-образовательный пласт. По мнению полпреда, в учебных заведениях студенты должны будут получать специальности, востребованные на рынке труда. И упор следует делать на технические специальности.
Здесь полпред вспомнил опыт Красноярска. Там профессионально-технические училища действуют под крылом крупных компаний, в результате выпускники сразу получают работу. Поэтому в ПТУ стоят очереди абитуриентов.
Но образовательный проект этим не исчерпывается. Хлопонин сообщил, что принято решение о создании на территории СКФО федерального университета. Его задача – реализация новых подходов в образовании, в том числе строительство малых предприятий вокруг этого вуза и развитие новых технологий. А в конечном счете – воспитание новой, молодой интеллектуальной элиты.
При этом полпред президента дал понять, что озвученные планы не имеют ничего общего с маниловщиной. Их можно реализовать. Но для этого необходимо желание и профессионализм, а не позиционирование себя как "несчастных родственников".
Когда премьер-министр Северной Осетии Николай Хлынцов пожаловался, что росту в экономике республики помешал кризис, полпред отреагировал мгновенно: "Какой кризис? Забудьте про кризис, в республиках его нет".
Хлопонин подчеркнул: инвесторов на рынке и сегодня достаточно, надо только суметь их привлечь. Он также заявил, что уже провел ряд частных бесед с представителями крупного бизнеса, и те готовы реализовать много проектов – при условиях обеспечения безопасности и с гарантией эффективности использования ресурсов.
Эффективность использования – это, прежде всего, создание конкурентоспособных товаров. Между тем и в СКФО, и в целом по стране с этим существуют большие проблемы. На это и обратил внимание в Осетии Александр Хлопонин. "Зачем строить предприятие, если нет сбыта?" - поинтересовался он и задал чиновникам, которые присутствовали на заседании, простой вопрос: на ком из них "костюмчик российского производства"? Народ безмолвствовал…
Коррупция везде, но здесь ее побольше
После посещения Северной Осетии Александр Хлопонин направился в Ессентуки, чтобы принять участие в межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов России. В этом курортном городке Ставропольского края, известном многим по названию популярной марки минеральной воды, собрались для обсуждения насущных проблем борьбы с преступностью генеральный прокурор РФ Юрий Чайка, министр внутренних дел России Рашид Нургалиев, директор федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов, а также руководители других силовых и надзорных ведомств региона - начальники подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России, прокуроры, руководители следственных органов субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур и т.д. Разумеется, в числе особо приглашенных оказался и полпред.
Еще во Владикавказе Хлопонин подчеркнул: для успешного решения всех озвученных им задач нужна стабильная обстановка. В Ессентуках он выразил эту мысль еще более откровенно: "Без абсолютно гарантированной, стабильной работы правоохранительной системы, которая защищала бы права и граждан и инвесторов, это невозможно".
"Президент Российской Федерации и премьер РФ поставили перед нами очень сложные задачи по социально-экономическому развитию на Северном Кавказе. Главная проблема - это безработица. Для молодежи необходимо создать условия, чтобы она работала. Поэтому нам необходимо создавать условия для привлечения инвестиций с тем, чтобы создавать рабочие места, развивать малые предприятия", - заявил Хлопонин журналистам после завершения межведомственного совещания в четверг.
Разумеется, в условиях террористических актов и экстремистских вылазок религиозных фанатиков и сепаратистов достижение подобных целей довольно проблематично. Однако полпред президента в СКФО попросил журналистов при подготовке материалов не сгущать краски и не драматизировать события на Северном Кавказе: чем больше СМИ будут нагнетать здесь обстановку, тем сложнее будет проводить реформы в жизнь.
Хлопонин считает, что не нужно подавать Северный Кавказ как зону боевых действий. Это прежде всего уникальный, красивый регион, привлекательный для бизнеса. Что касается бандитов, с ними должны эффективно бороться правоохранительные органы – на то эти органы и существуют.
Куда больше беспокоит нового полпреда ситуация с коррупцией. Как отметил Хлопонин, коррупция – проблема номер один для всей России, не случайно борьба с ней находится на контроле у президента и председателя правительства страны. Коррупция есть в любом российском субъекте. На Северном Кавказе она просто "немного в более крупных масштабах", как сформулировал полпред.
А значит, надо активнее работать, доводить дела до судов. Чем эффективнее будут работать суды, чем полнее будет соответствовать наказание совершенным преступлениям, тем быстрее мы с этой проблемой справимся, подчеркнул Хлопонин.
Между тем другие ответственные лица выражаются более резко. Так, Генеральный прокурор России Юрий Чайка убежден, что коррупцией поражены практически все органы власти на Северном Кавказе.
"Меры, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации СКФО по нормализации ситуации, пока не дают должных результатов. Действия правоохранительных органов не адекватны складывающейся ситуации, до сих пор не раскрыт ряд дерзких преступлений в Дагестане, а также других резонансных преступлений в регионах СКФО", - отметил генпрокурор страны.
Генпрокурор заявил, что "при этом коррупция охватила практически все органы власти, в том числе правоохранительные и судебные".
"Число выявленных фактов взяточничества в 2009 году в регионах СКФО выросло минимум на 4%",- сказал Чайка.
А вот президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров убежден: сложная криминогенная ситуация в его республике связана с мягкими судейскими решениями и формированием в обществе атмосферы, позволяющей криминалу чувствовать себя безнаказанно. "Усилия правоохранительных органов республики в борьбе с преступностью не дают ожидаемых обществом результатов, и одна из причин этого - в том, что отдельными судьями назначаются слишком мягкие наказания, а порой вовсе оправдываются преступники, совершившие особо тяжкие преступления", - заявил ингушский глава на расширенном заседании в Верховном суде республики.
Он признал также, что в 2009 году в Ингушетии увеличилось количество тяжких и особо тяжких преступлений. По его словам, "имеются факты оправдания преступников, причастных к незаконному обороту наркотических средств, и участников незаконных вооруженных формирований, которые вновь встают на путь преступлений". Если так будет продолжаться, то доверие граждан не только к судебной системе, но и к власти будет подорвано.
На совещании в Ессентуках был разработан межведомственный комплексный план мероприятий по борьбе с преступлениями экстремистской и террористической направленности на территории Северо-Кавказского федерального округа на 2010-2014 годы. В качестве ключевых факторов, влияющих на криминогенную обстановку в округе, названы недостаточный уровень социально-экономического развития региона, дефицит квалифицированных кадров, безработица.
"В условиях кризисных явлений остается сложным вопрос своевременности и полноты выплаты заработной платы. Негативное влияние на развитие оперативной обстановки в регионе оказывает значительный рост незаконного оборота оружия. С целью дестабилизации обстановки совершаются многочисленные посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов, государственных и общественных деятелей, представителей духовенства", - отмечается в сообщении пресс-службы Генпрокуратуры РФ.
Проблемы и просчеты существуют и в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, особенно в вопросах профилактики террористических и экстремистских угроз, а также финансирования планируемых мероприятий. Впрочем, глава российского МВД Рашид Нургалиев пообещал в течение трех месяцев создать Главное управление МВД РФ по Северо-Кавказскому федеральному округу, главк которого будет расположен в Пятигорске. Он даже раскрыл секрет: в четверг у него была намечена беседа с одним с первым кандидатом на должность начальника управления.
Нургалиев подчеркнул также, что "будет уделяться внимание профилактической работе, особо планируется привлекать к взаимодействию с органами внутренних дел представителей конфессий, старейшин, общественность, которые бы могли работать с молодежью, с тем чтобы она не пополняла ряды участников НВФ".
К межведомственному совещанию правоохранителей случайно или сознательно была приурочена и благая весть, которой силовики могут гордиться. А одновременно ее же и стыдиться.
По информации, озвученной официальным представителем Следственного комитета при прокуратуре РФ Владимиром Маркиным, раскрыто громкое преступление прошлого года - убийство главы МВД Дагестана Адильгерея Магомедтагирова. Троим подозреваемым уже предъявлены обвинения, скоро то же самое будет сделано в отношении еще одного пособника и организатора преступления.
Это – хорошее. А вот и плохое: согласно информации из ряда источников, не опровергнутой представителем СКП, стрелял в Магомедтагирова прапорщик Минобороны, подвозил наемного убийцу бывший сотрудник милиции, а организатором преступления стал бывший судебный пристав. В преступлении участвовали также двое военнослужащих срочной службы. Еще парочка таких служак – и бандитов уже не надо…
Увы, подобные сообщения не вселяют оптимизма и надежд на скорое оздоровление Северного Кавказа. Впрочем, последуем совету полпреда Хлопонина и не станем сгущать краски. Будем верить в светлые перспективы.
Обозреватель Александр Сидоров