Репортажи 23 марта 2016 г. 17:55

Рынок коммерческой недвижимости на Кубани в 2016г ожидает дальнейшее снижение деловой активности - эксперты

Рынок коммерческой недвижимости на Кубани в 2016г ожидает дальнейшее снижение деловой активности - эксперты

Краснодар. 23 марта. ИНТЕРФАКС-ЮГ - Неблагоприятная обстановка на рынке курортной и коммерческой недвижимости Краснодарского края сохранится в течение всего 2016 года, считают эксперты - участники "круглого стола", прошедшего в среду в пресс-центре агентства "Интерфакс-Юг" в Краснодаре.

"Рынок коммерческой недвижимости Кубани из-за кризиса переживает непростые времена, и стабилизации пока нет. В нынешней непростой ситуации практически у всех участников возникают вопросы: "Что делать?", "Какие действия предпринять?" или "Ничего не предпринимать, а просто ждать?" - сказал руководитель оргкомитета Южного форума коммерческой недвижимости (Forum-SCP) Юрий Самков в ходе дискуссии.

Инвесторам, до 2014 года стабильно наращивавшим капитальные вложения в объекты туристической индустрии, торговлю или логистическую инфраструктуру на юге России, в ближайший год стоит ожидать снижения деловой активности, спроса на коммерческие площади, ухода с рынка арендаторов. В связи с этим ввод в строй новых площадей может быть заморожен или отложен на несколько лет, считают участники "круглого стола".

"Реальность такова, что основными держателями объектов коммерческой недвижимости сегодня поневоле стали банки. Сегодня для них стоит основная задача - как превратить эти активы в прибыльные предприятия. Они ищут новые решения и возможности", - отметил Ю.Самков.

Сложившиеся обстоятельства таковы, что рынку сегодня больше нужны не новые капитальные вложения, а "десятки эффективных управляющих компаний, а им, в свою очередь, сотни профессиональных и ответственных поставщиков товаров и услуг", - считает президент некоммерческого партнерства "Ассоциация туристской индустрии Краснодарского края" Петр Бобрий.

"К сожалению, опыт ассоциации говорит о низкой эффективности управления санаториями, гостиницами и другими объектами со стороны собственников. Часто собственник сам управляет объектом без соответствующего опыта и знаний. Многие курорты являются непрофильными активами крупных компаний и используются для отдыха сотрудников, стабильно показывая убытки", - отметил П.Бобрий.

Торговые центры на фоне остальных сегментов коммерческой недвижимости пострадают в меньшей степени. Однако, полагают участники "круглого стола", текущая конъюнктура существенно повлияла на ценообразование. Если ставки арендной платы раньше были фиксированными, то сегодня они чаще всего рассчитываются с учетом оборота арендатора.

Вместе с тем, качество и эффективность управления торговыми площадями также выходит на передний план.

"Можно существенно экономить бюджеты, если позиционировать торговый центр на определенную аудиторию, например, только для женщин. Пока что большинство владельцев крупных объектов планируют развлекательные мероприятия и промоакции без должной подготовки, не рассчитывая на целевые аудитории, чем не создают положительного эффекта для своих же арендаторов", - подчеркнул руководитель шоу-театра "Лотос" Андрей Лотник.

Сильнее всех, полагают эксперты, кризис затронет офисную недвижимость, в особенности в Краснодаре, где в последние годы сложился переизбыток площадей.

Для создания предпосылок роста, подчеркнул президент "Ассоциации туриндустрии Краснодарского края" П.Бобрий, застройщикам следует создавать объекты с понятной перспективой их развития, привлекать для управления отраслевых профессионалов.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще