4-я армия ВВС и ПВО несет боевое дежурство по противовоздушной обороне всего Юга России с запада от Крыма и на восток до границы с Казахстаном, от границы с Грузией на юге и далее на север вглубь территории страны. Весной этого года соединения и части армии принимали участие в широкомасштабном совместном учении смешанной авиационной дивизии и дивизии противовоздушной обороны. О том, как охраняются воздушные рубежи на Юге РФ в День военно-воздушных сил России в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал командующий 4-й армией ВВС и ПВО, генерал-лейтенант, заслуженный военный летчик РФ Виктор Севостьянов.
- Виктор Михайлович, с каждыми учениями у экипажей увеличивается количество часов налета. Как это влияет на амортизацию авиационной техники? Какова средняя летная годность современной авиационной техники?
- Используемая нами техника достаточно надежная и имеет солидный запас ресурсов. Тем более, что 100% вертолетов, состоящих на вооружении округа, являются современными, модернизированными образцами: Ми8АМТШ, МТВ5,КА52, МИ28, МИ35,МИ26. Оперативно-тактическая авиация на сегодняшний день также обеспечена современными образцами техники на 64%.
Кроме этого, существуют специальные структуры, выполняющие комплекс работ в процессе летной эксплуатации воздушных судов. Работают заводы по восстановлению летной годности, поэтому, когда у техники выходит срок эксплуатации, ее отправляют на капитальный ремонт, вне зависимости от ее исправности. Авиация эксплуатируется не по техническому состоянию как автомобиль, а по назначенному летному ресурсу. Вне зависимости от того есть в самолете неисправность или нет, по истечении определенного календарного срока или налета определенного количества часов техника снимается с эксплуатации.
Если говорить о современной технике, то ее летная годность составляет десятки лет. Те же самолеты Су-27 и Су-30 имеют назначенный срок эксплуатации до 15 лет, но по истечении срока они не утилизируются, а передаются на ремонт и модернизацию. Некоторые штурмовики после такой модернизации получили возможность выполнять навигационное бомбометание как днем, так и ночью в любых условиях.
Технику мы получаем регулярно, соответственно, количество часов налета экипажей может увеличиваться и дальше. Стоит отметить, что часы, которые летчики проводят в воздухе, это не просто отработка взлета и посадки или полеты по кругу, а полноценная отработка возможного боевого применения. Например, истребитель СУ-30СМ имеет возможности по перехвату воздушных целей и ведения дальнего и ближнего ракетного боя. У него также есть возможность одновременно наносить удар и по воздушным целям и по наземным.
- Получит ли Южный военный округ в этом году новую авиационную технику?
- К нам поступят 16 самолетов Су-25СМ3 после глубокой модернизации, в самолетах установлен навигационно-прицельный комплекс, позволяющий производить навигационное бомбометание и использовать другие виды вооружения без визуально видимой цели. Данную систему можно назвать элементом интеллектуальной поддержки, но все зависит от летчика и мастерства пилотирования. Данные самолеты поступят на вооружение в авиационные соединения, дислоцированные в Краснодарском крае и на Ставрополье.
Что касается комплектования авиации Крыма, то полуостров полностью укомплектован новейшими и модернизированными образцами вооружения, например вертолетами типа М-8 АМТШ, Ка-52, Ми-35. Планируется пополнение штата оперативно-тактической авиации.
В целом парк армейской авиации максимально заменен новейшими вертолетами, продолжается совершенствование системы вооружения зенитных ракетных и радиотехнических полков.
В рамках поступлений новой авиационной техники и ее безаварийной эксплуатации проводятся мероприятия по оптимизации и совершенствованию аэродромной сети. В настоящее время развернуты работы по реконструкции аэродромов Крымск, Кореновск, Моздок.
В прошлом году мы успешно переучили один зенитно-ракетный полк ЮВО на территории Крыма на новейшие системы ПВО С-400. Комплекс показал себя очень хорошо при проведении учебных стрельб, а также использовался на стратегических командно-штабных учениях "Кавказ-2016", где применялся из пункта постоянной дислокации.
- Как на учениях показывают себя зенитно-ракетные комплексы ближнего радиуса действия "Панцирь-С"?
- Это очень современная и хорошая система. На учениях была создана сложная обстановка, и комплекс не пропустил ни одну цель, уничтожив условного противника. То есть эффективность "Панциря" практически 100%. На учениях я больше волновался за расчеты систем, но и они показали себя с наилучшей стороны. Панцирь-С предназначен для прикрытия больших систем ПВО, он уничтожает все силы и средства, пытающиеся атаковать их, включая беспилотники. Система "Панцирь-С" способна сбивать ракеты "Град", не говоря уже о снарядах "Смерча" и "Урагана".
- Недавно на учениях авиация ЮВО впервые после длительного перелета на полигоны Дальнего Востока нанесла удар авиационными средствами поражения по позициям условного противника. В чем особенности и сложности ведения стрельб после таких длительных перелетов и почему раньше подобное упражнение не выполнялось на учениях?
- Действительно весной этого года соединения и части армии принимали участие в широкомасштабном и беспрецедентном совместном учении смешанной авиационной дивизии и дивизии противовоздушной обороны. Оно проходило в несколько этапов, при этом нашу особую гордость занял этап перебазирования сил и средств авиации, зенитных ракетных и радиотехнических войск на новое операционное направление с выполнением боевой задачи. 28 экипажей впервые в истории современных Воздушно-космических сил выполнили беспосадочный длительный полет через всю страну за одни сутки. Максимальная продолжительность одного полета с дозаправками в воздухе составила 8 часов 42 минут на расстоянии почти 8 тыс. км. Для понимания это практически в 2,5 раза больше чем расстояние от нас до Лондона и примерно соответствует расстоянию до восточного побережья Канады. Минимальная продолжительность полета составила 7 часов 9 минут. По сути, летчики провели в кабинах самолетов столько же времени, сколько длится обычный рабочий день. Полеты выполнялись с тремя дозаправками топливом в воздухе, из которых две производились ночью. Это наисложнейшая задача, посильная только подготовленным пилотам.
- В этом году 4-й армия ВВС и ПВО отмечает 75 лет со дня создания. Как планируется отметить данное событие?
- Второго сентября у нас запланирована обширная программа. В аэропорту Ростова-на-Дону состоится показ авиации и средств ПВО. По сути, все желающие смогут увидеть разыгрывание эпизодов боевого применения всех видов авиации и практически всех видов наземных служб: марш, развертывание техники в боевой порядок, бой в воздухе и на земле, работу парашютного десанта, тушение пожаров и эвакуация раненых. В конечном итоге на празднике мы покажем линейку всех наших самолетов - около 60 видов.
Кроме того, на третье сентября запланирован авиационно-спортивный праздник, посвященный 105-летию со дня образования ВВС и 75-летию 4-й армии ВВС и ПВО ЮВО. Он пройдет на Ростовской набережной. Здесь будет организована выставка нашей техники, армейской авиации.
Кульминацией празднования и в аэропорту Ростова-на-Дону, и на Набережной станут выступления пилотажной группа "Беркуты" на вертолетах Ми-28 и легендарной пилотажной группы "Русские витязи". Программа их выступления займет около 40 минут.