Эксклюзив 3 марта 2017 г. 12:20

Министр труда, занятости и социальной защиты КБР А.Тюбеев: "В Кабардино-Балкарии созданы условия для участия НКО в предоставлении социальных услуг"

Министр труда, занятости и социальной защиты КБР А.Тюбеев: "В Кабардино-Балкарии созданы условия для участия НКО в предоставлении социальных услуг"

В этом году в России законодательно облегчен доступ социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) к рынку социальных услуг. Министр труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики Альберт Тюбеев рассказал в интервью информационному агентству "Интерфакс-Юг" о реализации нововведений в Кабардино-Балкарии, а также о результатах работы министерства по другим направлениям деятельности.

- Альберт Исхакович, одно из приоритетных направлений, обозначенных в этом году в развитии социальной поддержки - расширение участия в ней некоммерческих организаций. Что сделано в республике для привлечения НКО к оказанию социальных услуг и насколько, по вашему мнению, общественные организации заинтересованы в этой работе и готовы к ней?

- В Кабардино-Балкарии полностью подготовлена нормативно-правовая, законодательная база для передачи НКО функций по оказанию социальных услуг населению. Создан координационный совет, определены параметры для включения организаций в реестр поставщиков. Установлены базовые расценки на основные виды услуг. В настоящее время совместно с общественным советом при министерстве прорабатываем возникающие вопросы с несколькими НКО. Можно сказать, устранены все барьеры на пути социально ориентированных НКО к рынку социальных услуг.

Предполагается, что поэтапное увеличение доли получаемых ими бюджетных средств из выделяемых на предоставление социальных услуг населению обеспечит повышение доступности и качества услуг, расширит их выбор, повысит эффективность использования бюджетных средств и прозрачность всей системы. Некоммерческие организации - третий сектор экономики, прибыль здесь не предполагается, это труд на грани волонтерства.

Сеть НКО в республике есть, но у них, к сожалению, слабая организационная подготовка и материально-техническая база. Когда проводили семинар на эту тему, присутствовали представители более чем 20 НКО, беседовали заинтересованно. Ждем практических шагов, но пока прийти и взять на себя исполнение услуги, составить конкуренцию государству, чтобы улучшить ее качество для людей, они не готовы. Планируем организовать обучение кадров.

- Что вы могли бы предложить общественникам? Оказание каких социальных услуг потенциально они могли бы взять на себя?

- Выбор весьма широк. От ответственности по социальному обслуживанию 10-30 человек в каком-либо населенном пункте до профориентации школьников и обслуживания диспетчерского центра для слабослышащих с видеосвязью.

Такой диспетчерский центр у нас уже создан, начал работу в декабре. Многие пожилые люди прошли бесплатные курсы компьютерной грамотности для неработающих пенсионеров, стали продвинутыми пользователями интернета, легко общаются в скайпе, так что услуга востребована. Планируется переход на круглосуточный режим. Инвалиды по слуху получают консультационно-информационные услуги с сурдопереводом, их сообщения передают специалистам органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры, спорта. Им помогают вызвать на дом врача или скорую помощь, полицию, пожарных, аварийные службы. Обратиться можно по факсу, по электронной почте, SMS-сообщением или по видеотелефонной системе связи. Почему бы диспетчерский центр не взять НКО? Мы готовы передать базу - планшеты, телефоны. Разумеется, на конкурсной основе. Придите, заявите о способности выполнять эту услугу.

При Центре труда, занятости и социальной защиты существует молодежное подразделение, предназначенное для проведения профориентации школьников. Все, что необходимо для работы - столы, стулья, аппаратуру и методические материалы - передадим новому исполнителю, как только таковой появится. Только ведите работу.

НКО могли бы создать пункты проката бытовой техники, пошива или ремонта одежды, парикмахерские. Мы готовы помочь в организации этой полезной деятельности.

Думаю, два-три проекта в этом году запустим. Есть совершенно свежая идея создания "Школы альпинизма" для детей-инвалидов. Идея предложена Кариной Мезовой, покорительницей Эвереста. Она полагает, что, поскольку инвалидность требует преодоления дополнительных трудностей в жизни, альпинизм - подходящий вид спорта. Он учит преодолению своей слабости и может поддержать морально, развить физически.

Кроме того, в июне на II Всероссийском социальном форуме в Москве планируем представить проект послеоперационной реабилитации инвалидов на базе республиканского детского реабилитационного центра "Радуга" в Нальчике. Разрабатываем его во взаимодействии с московскими клиниками.

На мысль о пользе и даже необходимости приглашения к нам на реабилитацию детей из других российских регионов навел недавний случай. Женщина из Ульяновской области написала главе КБР на сайт, что ее дочь мечтает побывать в республике, так как слышала о ней в московской онкологической клинике от соседки по палате, приехавшей из Кабардино-Балкарии. Поездку мы организовали. Девочка с отцом почти месяц провела в "Радуге", посмотрели Голубые озера, Чегемские водопады, Приэльбрусье. Столько было восторга и благодарности, что стало совершенно ясно - такая программа понравится многим. Красота нашей природы может помочь детям выздоравливать.

- В реабилитации взрослых, возвращении если не к полному здоровью, то хотя бы к активной жизни, большое значение имеет работа. Что делается в республике для трудоустройства инвалидов и заметен ли рост заинтересованности работодателей в предоставлении им рабочих мест?

- Безусловно, трудоустройство и занятость инвалидов играют ключевую роль в их реабилитации и интеграции в общество. Глава КБР на расширенном заседании правительства республики в феврале подчеркнул, что созданию новых рабочих мест для людей с ограниченными возможностями здоровья необходимо уделить особое внимание, поскольку экономическая ситуация остается непростой, и им все труднее справляться с возникающими проблемами.

В Кабардино-Балкарии проживает 26 тыс. 211 инвалидов трудоспособного возраста, из них 5841 работают (21,7%). За 2016 год 171 предприятие с численностью работников более ста человек заявило о наличии 1218 рабочих мест для инвалидов, причем 1205 из них уже заняты. Еще в 2015 году, для упорядочения процесса, постановлением правительства КБР определены порядок и условия представления работодателями информации о вакансиях в службу занятости.

Успехи в этом направлении есть: в 2015 году было трудоустроено 327 инвалидов, в том числе 111 за счет субсидий из федерального бюджета, в 2016 году - 211. В этом году акцент при трудоустройстве инвалидов будем делать на государственные и муниципальные учреждения, дающие достойную зарплату и стабильную занятость.

Поставлена задача довести количество работающих инвалидов до 25% от трудоспособных, таким образом, в этом году необходимо найти рабочие места для 897 инвалидов трудоспособного возраста, имеющих показания к труду. В 2018 этот показатель должен достичь 40%, в 2020 - 50%. К решению вопроса привлекаются администрации муниципалитетов, предпринимательское сообщество, общественные организации.

- Как в целом выглядит ситуация на рынке труда Кабардино-Балкарии? Сохраняется ли дисбаланс уровня квалификации и образования ищущих работу и требований к кандидатам на имеющиеся вакансии?

- Ситуация на регистрируемом рынке труда республики на протяжении последних лет остается стабильной. На учете в службе занятости уже три года состоит, в среднем, 8,5 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы в КБР - 2% от экономически активного населения. По Северо-Кавказскому федеральному округу он на конец года составил 3,2%, по РФ – 1,2%. Коэффициент напряженности колеблется в пределах 2,6-2,9 (на 31 декабря 2016 г. по СКФО - 4,6, по РФ – 0,9).

Сохранить положительные тенденции на рынке труда позволила реализация мероприятий государственной программы "Содействие занятости населения Кабардино-Балкарской Республики" на 2013-2020 годы. Обеспечены социальная защита населения республики от безработицы и содействие в трудоустройстве. Совместными усилиями предотвращен рост напряженности на республиканском рынке труда. При содействии органов службы занятости в 2016 году нашли работу 7207 человек.

Вместе с тем, сохраняется превышение предложения рабочей силы над спросом и дефицит квалифицированных рабочих. Из предложенных вакансий 75% - для рабочих профессий. Профессионально-квалификационная структура спроса не соответствует предложениям на рынке труда, а низкая трудовая мобильность населения усугубляет тяжесть ситуации.

Среди безработных преобладают молодежь без практического опыта работы, женщины, имеющие малолетних детей, инвалиды, чья конкурентоспособность на рынке труда невысока. Все еще недостаточно развито в селах Кабардино-Балкарии малое предпринимательство, потенциально способное создать множество рабочих мест.

- Какие программы содействия занятости, по вашему мнению, наиболее эффективны и востребованы в нашей республике?

- Органы службы занятости республики успешно организуют профессиональное обучение (1338 человек за 2016 год), профориентацию (11 тыс. 463 человека). Безработным предлагают общественные и временные работы - в них участвовали 6025 человек.

Проведена 31 ярмарка вакансий и учебных рабочих мест с привлечением 4218 ищущих работу и 130 работодателей.

Для снижения напряженности на рынке труда служба занятости постоянно взаимодействует с работодателями. Специалисты центров занятости посещают предприятия и организации для сбора информации о наличии вакансий и информирования работодателей о возможностях их участия в различных программах активной политики занятости. Организуются круглые столы и дни открытых дверей.

В течение 2016 года работодателями республики заявлено в органы службы занятости почти 13,5 тыс. вакантных рабочих мест и должностей. Размер предлагаемой оплаты труда колебался от 10 до 15 тыс. рублей.

- Насколько существенных успехов удалось достичь в легализации трудовых отношений?

- В республике создана межведомственная комиссия, в муниципалитетах - рабочие группы по снижению неформальной занятости, легализации "серой" заработной платы, повышению собираемости взносов в государственные внебюджетные фонды. Комиссию возглавляет первый заместитель председателя правительства КБР, курирующий вопросы экономического развития республики.

Выявляются налогоплательщики и страхователи, уплачивающие налоги и взносы на доходы физических лиц с заработной платы ниже минимального размера оплаты труда. Сверяются данные отделения пенсионного фонда и налоговой службы для обнаружения юридических и физических лиц, уклоняющихся от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Проводятся совместные рейды по предприятиям, где предполагается возможность выплаты "серой" зарплаты.

За 2016 год налоговыми органами было проведено 194 проверки, выявлено 392 незарегистрированных индивидуальных предпринимателя и 422 работающих по найму без оформления трудового договора. В результате 210 предпринимателей поставлены на налоговый учет, с 296 работниками заключены трудовые договоры.

Отделение пенсионного фонда по КБР за прошлый год провело 307 совместных контрольно-рейдовых мероприятий и выявило 1620 работников без трудовых договоров. С 448 из них договоры заключены.

Всего с начала 2016 года заключили трудовые договоры 14 тыс. 99 человек. Контрольный показатель по снижению численности экономически активных лиц, не осуществляющих трудовую деятельность - 35 тыс. 266 человек - выполнен на 39,9%.

На 2017 год утвержден контрольный показатель 32 тыс. 310 человек.

- Во многих регионах медработники и педагоги жалуются на снижение уровня заработной платы. Каково положение в этой сфере в Кабардино-Балкарии? Удалось ли достичь целевых показателей?

- В Кабардино-Балкарии увеличение уровня оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы в рамках реализации майских указов президента РФ остается одной из ключевых задач. Мы как исполнительный орган по труду ежеквартально контролируем ее исполнение. Целевые показатели, установленные "дорожными картами", практически всегда достигаются, и не только за счет финансирования из республиканского и федерального бюджетов, но и за счет оптимизации численности и сети учреждений, высвобождающей дополнительные средства, направляемые на стимулирующие выплаты работникам.

Средняя заработная плата в образовании по КБР за 2016 год составила 16 тыс. 950 рублей. У педагогов учреждений общего образования - 20 тыс. 643 рубля (98,4% от средней заработной платы по республике). С начала действия указа их средняя заработная плата выросла в полтора раза. В дошкольных учреждениях - 18 тыс. 165 рублей, выросла в 1,8 раза. У педагогов начального и среднего профессионального образования - 18 тыс. 870 рублей, с ростом в 1,6 раза. В учреждениях дополнительного образования детей - 18 тыс. 80 рублей, увеличилась в 1,8 раза. Зарплата педагогов, обучающих сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выросла в 2,3 раза и составляет 22 тыс. 273 рубля, что составляет 106,1% от средней зарплаты по республике, превышая установленное "дорожной картой" соотношение на 4,6%.

Средняя заработная плата в учреждениях здравоохранения по КБР за 2016 год составила 20 тыс. 309 рублей. У врачей - 31 тыс. 745 рублей, превышая целевой показатель на 14,3%. У среднего медицинского персонала - 18 тыс. 117 рублей, у младшего медперсонала - 12 тыс. 305 рублей.

Это данные оперативного мониторинга, носящие предварительный характер. Оценка осуществляется после опубликования итогов федерального статнаблюдения. Как показывает практика предыдущих лет, после опубликования статданных все показатели по региону выполняются, а по некоторым позициям перевыполняются.

- Есть ли региональные особенности в организации поддержки ветеранам Великой Отечественной войны?

- Мы принимаем все меры для обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны всесторонней социальной поддержкой. По данным на 1 января, в Кабардино-Балкарии проживают 248 фронтовиков Великой Отечественной войны, 17 вдов участников Великой Отечественной войны, 34 бывших несовершеннолетних узника концлагерей, 1226 вдов воинов.

Постоянно проводим мониторинг состояния домов и квартир, в которых проживают инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны. Федеральных правовых норм, определяющих государственные гарантии по финансовому содействию ветеранам в проведении ремонта жилья, не существует, поэтому бюджетные средства не выделяются, но вопрос решается за счет внебюджетных источников. В частности, ежегодно в республике проводим субботник в поддержку старшего поколения.

В соответствии с указом главы КБР и постановлением правительства республики в 2016 году 323 ветерана получили единовременно по 20 тыс. рублей. Остаток средств, собранных в ходе общереспубликанского субботника - 2 млн 305 тыс. рублей, - направлен на помощь в ремонте жилья 17 ветеранам войны и 22 вдовам воинов.

По поручению главы КБР все участники Великой Отечественной войны персонально закреплены за руководителями министерств, ведомств, органов местного самоуправления и депутатами парламента КБР для оказания различных видов помощи и содействия в решении материально-бытовых, медико-социальных и других вопросов. Министры и депутаты посещают ветеранов, выслушивают их пожелания, решают возникающие проблемы, даже мелкие, в частности, приобретают для них бытовую технику. Стараемся создать для ветеранов Великой Отечественной войны максимально благоприятные условия.

- В чем специфика работы отделений срочного социального обслуживания и насколько востребованы их услуги?

- Для оказания неотложной разовой помощи пожилым гражданам, инвалидам и семьям с детьми, попавшим в сложную жизненную ситуацию и остро нуждающимся в социальной поддержке, при центрах социального обслуживания функционирует 13 отделений срочного социального обслуживания. Перечень предоставляемых ими социальных услуг утвержден законодательно и включает обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктами, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении юридической помощи для защиты прав и законных интересов, в трудоустройстве, в получении экстренной психологической помощи, в сборе и оформлении документов для определения права граждан на социальное обслуживание в стационарных условиях.

В этих отделениях в 2016 году социальную помощь получили 18 тыс. 347 человек, им оказано 58 тыс. 46 услуг (в 2015 году 17 тыс. 362 человека получили 55 тыс. 966 услуг).

С 2011 года при отделениях срочного социального обслуживания работает 12 мобильных бригад, что позволяет обеспечить доступность социальных услуг для граждан преклонного возраста и инвалидов, проживающих в сельской местности. В 2016 году помощь от мобильных бригад получили 1114 человек.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще