Эксклюзив 2 марта 2017 г. 12:24

Первый замминистра РФ по делам Северного Кавказа О.Байсултанов: "Реализация стратегических инвестпроектов сыграет важную роль в развитии экономики Северного Кавказа"

Первый замминистра РФ по делам Северного Кавказа О.Байсултанов: "Реализация стратегических инвестпроектов сыграет важную роль в развитии экономики Северного Кавказа"

            Министерство России по делам Северного Кавказа и АО "Корпорация развития Северного Кавказа" представили в ходе работы Российского инвестиционного форума "Сочи-2017" на объединенном стенде инвестиционный потенциал Северо-Кавказского федерального округа, в том числе стратегические проекты, реализация которых должна сыграть важную роль в социально-экономическом развитии Северо-Кавказского федерального округа, оказать положительный эффект на экономику России в целом, усилив позиции страны на мировом рынке. О том, как идет работа над проектами, какие в связи с этим открываются перспективы для регионов Северного Кавказа, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал первый заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа, председатель совета директоров АО "Корпорация развития Северного Кавказа" Одес Байсултанов.

            - Одес Хасаевич, среди представленных на форуме стратегических проектов - Каспийский транспортно-логистический комплекс. Как начиналась работа над ним? Каковы перспективы развития территорий Юга России, которые примут участие в его реализации?

            - Разрабатывая данный проект, мы исходили из того, что сопредельные государства Каспийского бассейна на данный момент усиленно модернизируют и строят морскую портовую инфраструктуру. В связи с этим, если на данном этапе мы не займемся развитием наших портов, то через 5-10 лет нам будет сложно догнать соседей. Если упустить момент сейчас, то в будущем придется потратить в разы больше сил и средств, чтобы заинтересовать представителей бизнес-сообщества изменить привычные и налаженные ими транспортные маршруты на новые. Ведь новый путь для них - это риск.

            Проанализировав предложение о создании Каспийского транспортно-логистического комплекса, мы по собственной инициативе совместно с Республикой Дагестан создали рабочую группу, разработали предварительную концепцию проекта. Затем вышли на руководство страны, показали, как мы видим дальнейшее развитие регионов Юга России в Каспийском бассейне, в том числе через возможность выхода России на Каспии на рынки Ирана, Индии, Восточной Африки. В результате наша инициатива была поддержана, мы получили поручение от главы государства Владимира Владимировича Путина о разработке стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, автомобильных и железнодорожных подходов к ним.

            Для разработки проекта стратегии при Минкавказе России была создана уже межведомственная рабочая группа, в которую вошли представители федеральных органов власти, а также специалисты "Корпорации развития Северного Кавказа". На данный момент концепция развития Каспийского транспортно-логистического комплекса размещена на официальном сайте Минкавказа России и проходит стадию общественного обсуждения.

            В марте мы планируем вынести проект стратегии на утверждение в правительство РФ, предварительно получив заключение по нему всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

            Проект предусматривает развитие ряда стратегических для страны направлений, где будут созданы предпосылки для торгово-экономического сотрудничества российских регионов с государствами Каспийского региона и странами бассейна Индийского океана. У российских портов на Каспии, объединенных в кластер, появится возможность увеличить транзит грузов по ведущим международным транспортным коридорам "Север-Юг" и "Восток-Запад". Немаловажно, что проект предполагает развитие промышленности, АПК за счет интеграции в него целого ряда предприятий Северного Кавказа. И как следствие, ожидается рост производства, а это означает, что в прикаспийских регионах: Астраханской области, субъектах СКФО появятся новые рабочие места, возрастут налоговые отчисления в бюджеты, появятся средства для улучшения социальной сферы.

            - Каковы главные цели и задачи данного проекта?

            - Главные цели проекта - обеспечение роста экономики прикаспийских регионов, диверсификация транспортных коридоров нашей страны за счет развития на базе каспийской морской логистики транспортного узла для обеспечения грузового сервиса на маршруте Россия - Иран - Индия, содействие в обеспечении обороноспособности и безопасности страны. Надо учитывать, что портовая деятельность является стратегическим сегментом, обеспечивающим развитие промышленности России и одним из ключевых звеньев функционирования международной торговли.

            Среди поставленных задач - повышение конкурентоспособности международных каспийских морских перевозок через упрощение административных процедур и повышение эффективности таможенных процедур, модернизация портовой и логистической инфраструктуры, а также формирование туристической инфраструктуры - портов, причалов, морских вокзалов.

            Реализация проекта позволит расширить возможности внешней торговли, сформировав дополнительный транспортный коридор в сторону Индии для отечественных производителей, создать стимулы для развития традиционных и инновационных отраслей, например круизного туризма, вылова биоресурсов, нефтехимии и инновационного судостроения.

            Морские порты Юга России на данный момент остро нуждаются в комплексном развитии и интеграции в современные транспортные узлы. Для решения этих задач запланировано создание новых портовых мощностей, а также формирование единого кластера российских портов в Каспийском море, с учетом модернизации мощностей действующих портов.

            В Астраханском и Махачкалинском портах предполагается строительство пассажирских терминалов с пунктами пропуска для развития внутреннего и международного круизного туризма на Каспии. Помимо этого, в Астраханском порту также предполагается развитие судостроения и портовой деятельности с использованием судов класса "река-море", в Махачкалинском морском порту - проведение мероприятий по сохранению и развитию перевалки нефти.

            В Морском торговом порту Оля рассматриваем строительство контейнерного терминала для обслуживания грузопотока на базе малотоннажных судов и развитие терминала навалочных грузов в случае перспективного грузооборота по коксующемуся углю.

            Помимо этого в перспективе возможно строительство пассажирского причала и морского пассажирского терминала с пунктом пропуска в городе Дербенте, что послужит развитию внутреннего и международного круизного туризма на Каспии.

            - На каком этапе сейчас находится реализация еще одного стратегического для СКФО проекта по созданию инновационного медицинского кластера в Кавказских Минеральных Водах? Насколько важен этот проект?

            - Для округа очень важна реализация всех трех "якорных" стратегических проектов, среди которых создание инновационного медицинского кластера в Кавказских Минеральных Водах, Каспийского транспортно-логистического комплекса на Юге России, возобновление разработки Тырныаузского вольфрамо-молибденового месторождения в Кабардино-Балкарии.

            Если говорить о медкластере, то его концепция полностью согласована с Минздравом РФ и принята. В ходе работы нами была сформирована авторитетная техническая группа, куда вошли представители всех федеральных ведомств и научного сообщества. Предполагается, что в этом году будет разработана проектно-сметная документация для начала реализации проекта. Мы надеемся, что в мае уже станет известно, кто займется созданием проекта медкластера. Параллельно с этим идет работа по оформлению разрешений и соответствующей градостроительной документации по строительству кластера на территории около 270 га неподалеку от аэропорта "Минеральные Воды".

            Хотел бы отметить, что этот проект будет реализовываться на условиях государственно-частного партнерства, то есть на один государственный рубль планируется привлечь 3-4 рубля частных инвесторов. Кроме того, земля под строительство объектов кластера была передана безвозмездно именно частным инвестором, поверившим в данный проект.

            Реализует проект Корпорация развития Северного Кавказа, курирует Минкавказ России. Он включен в госпрограмму РФ по развитию СКФО до 2025 года.

            - Опыт каких зарубежных медицинских комплексов планируется применить в создании медкластера?

            - Это проект федерального значения, который позволит объединить на одной территории уникальные природные особенности Кавказских Минеральных Вод с лечением, реабилитацией, наукой и образованием. Его главными элементами станут медицинский университет, аудитории и лаборатории которого будут укомплектованы в соответствии с самыми современными академическими стандартами, а также университетская клиника и научно-исследовательский центр. Проведение научных исследований и клинических испытаний будет способствовать совершенствованию методов лечения, развитию научной базы кластера и медицины в целом.

            В феврале делегация Минкавказа, в составе которой были и представители Корпорации развития Северного Кавказа, посетила Дубаи и Германию, где ознакомилась с передовым мировым опытом организации современных медицинских и реабилитационных комплексов. Мы убедились, что логика развития медкластера в Кавминводах во многом совпадает с концепцией медицинского кластера Dubai Healthcare City, работа над которым ведется в ОАЭ с 2002 года. Для нас стал также очень интересным опыт работы германского реабилитационного комплекса "Vita Classica Bad Krozingen" в пригороде Фрайбурга и объединения HealthRegion Freiburg e.V, которое организует межсекторное сотрудничество представителей сферы бизнеса, учреждений здравоохранения и туризма.

            Однако в создании медкластера мы намерены учитывать как опыт ведущих мировых медицинских центров, так и лучшие достижения российских ученых, медиков, накопленные ими знания. Наша задача - объединить самые лучшие наработки и российские, и зарубежные, чтобы создать в Кавминводах современный медицинский комплекс нового типа, учитывая при этом особенности российской законодательной базы, запросы и потребности российских граждан, нашу ментальность.

            - Проявили ли интерес иностранные компании к участию в проекте? Получат ли компании Северного Кавказа, выразившие желание поучаствовать в создании медкластера, какие-нибудь преференции?

            - С нашими партнерами из ОАЭ и Германии мы договорились продолжать тесное сотрудничество. Ранее заинтересованность в реализации проекта медкластера уже выражали наши партнеры из Австрии, Израиля и Италии. Могу сказать - мы не ставим никаких ограничений для налаживания деловых контактов и для инвестирования в этот важнейший для СКФО и страны в целом проект. Это касается как зарубежных компаний, так и отечественных.

            А что касается преференций, то они заключаются только в том, что мы хотим для медицинского кластера собрать высокопрофессиональную команду инвесторов, проектировщиков, строителей, медицинских работников, которые смогут ответственно и качественно осуществить все наши планы.

            - Как вы оцениваете главные итоги работы делегации Минкавказа России на Российском инвестиционном форуме "Сочи-2017"?

            - Для нас значимым стало посещение площадки объединенного стенда Минкавказа России и Корпорации развития Северного Кавказа председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым и заместителем председателя правительства РФ Александром Хлопониным, которым мы доложили о стратегических проектах Минкавказа России, реализуемых на территории СКФО. Премьер-министр в рабочем порядке дал дополнительные поручения, касающиеся нашей дальнейшей работы в рамках реализации данных проектов.

            На форуме у представителей Минкавказа России и КРСК состоялся ряд важных встреч с представителями госструктур, бизнес-сообщества, были подписаны соглашения о сотрудничестве. В частности, Корпорация развития Северного Кавказа подписала соглашение с инвестиционной компанией ООО "Да Винчи Капитал". Стороны намерены создать инвестиционный фонд, ориентированный на совместное финансирование инвестпроектов на Северном Кавказе. Планируется, что фонд будет специализироваться на инвестициях в проекты в сфере агропромышленного комплекса. Корпорация планирует инвестировать в предприятия СКФО до 1,5 млрд рублей. В свою очередь, "Да Винчи Капитал" намерено привлечь в компании округа не менее 1,5 млрд рублей со-инвестиций, в том числе международных.

            Помимо этого КРСК подписала документ, определяющий существенные условия взаимодействия в рамках реализации инвестпроекта по созданию высокотехнологичного производства 3D конусно-лучевого томографа и аппарата для глубокофокусной и близкофокусной терапии на базе предприятия ООО "Севкаврентген-Д" в Кабардино-Балкарии. Сделан финальный шаг к созданию производства высокотехнологичного современного диагностического и терапевтического рентгеновского оборудования, которое должно заместить в российских медицинских учреждениях импортное. Корпорация планирует инвестировать в проект до 450 млн рублей, общий объем инвестиций составит порядка 600 млн рублей.

            Сотрудничество в реализации проекта по производству высококачественных водорастворимых минеральных удобрений, используемых в тепличном хозяйстве, предусматривает еще одно соглашение, которое КРСК подписала с ОАО "Гидрометаллургический завод" (город Лермонтов, Ставропольский край). Корпорация предварительно планирует инвестировать в проект до 700 млн рублей на срок до 5 лет путем увеличения уставного капитала завода.

            Кроме того, во время работы форума объединенный стенд Минкавказа и КРСК пользовался значительным успехом у участников форума, деловое пространство рядом с ним было постоянно заполнено представителями различных регионов РФ, которые ознакомились с нашими ключевыми проектами. Считаю, что форум прошел эффективно.

            Также хотел отметить, что во второй день форума Минкавказа России при поддержке Корпорации развития Северного Кавказа провели деловой завтрак на тему реализации одного из стратегических проектов развития Юга России - создания Каспийского транспортно-логистического комплекса.

            Главным итогом этого формата я бы отметил значимость диалога вокруг поднятой нами темы. Мы благодарим за участие в этом мероприятии, проведенном на полях форума, и наших коллег - представителей отраслевых федеральных министерств и ведомств, с учетом мнения которых мы совместно будем дорабатывать нашу стратегию перед внесением в правительство РФ, глав наших субъектов, выразивших поддержку этому значимому для Юга России проекту, представителей деловых кругов и объединений, экспертов.

            В завершение хотел бы напомнить, что в новой редакции государственной программы развития СКФО на период до 2025 года разработан механизм развития реального сектора экономики, в связи с этим предусмотрена реализация инвестиционных проектов в сфере промышленного и агропромышленного комплексов, энергетики, транспорта, логистики и туризма. Особая роль в ней отводится ключевым инвестпроектам - созданию инновационного медицинского кластера в Кавказских Минеральных Водах, Каспийского транспортно-логистического комплекса на Юге России, возобновлению добычи на Тырныаузском вольфрамо-молибденовом месторождении в Кабардино-Балкарии, а также развитию курортов Архыз, Эльбрус, Ведучи и Матлас в рамках туристического кластера. Ряд этих стратегических инвестпроектов был представлен на форуме бизнес-сообществу и представителям государственных структур. Реализация именно этих инвестпроектов должна задать вектор устойчивому социально-экономическому росту СКФО и России в целом.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще