Эксклюзив 9 ноября 2016 г. 18:30

Начальник ЮРЦ МЧС РФ И.Одер: "Качество реагирования на ЧС на юге страны в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций значительно возросло"

Начальник ЮРЦ МЧС РФ И.Одер: "Качество реагирования на ЧС на юге страны в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций значительно возросло"

            Южный региональный центр МЧС РФ находится в постоянной готовности к выполнению задач по спасению людей. Спасатели первыми приходят на помощь при возникновении природных и техногенных аварий, в круглосуточном режиме обеспечивают пожарную безопасность, несут бессменную вахту по спасению людей и судов в акваториях Черного и Азовского морей, в бассейнах рек Дон, Волга, Кубань, других водоемов юга страны. Одним из ключевых направлений деятельности спасательных формирований ЮРЦ МЧС России является обеспечение безопасности на федеральных автотрассах, которые проходят по территории Южного федерального округа. Особое внимание уделяется подготовке к работе автотранспортных артерий в зимнее время. О задачах, стоящих перед Южным региональным центром МЧС России в осенне-зимний период, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал начальник ЮРЦ МЧС России, генерал-полковник внутренней службы Игорь Одер.

            - Игорь Владимирович, у природы нет плохой погоды, тем не менее, в осенне-зимний период юг России тоже не остается в стороне от различного рода климатических "сюрпризов" и не только. Какова готовность спасателей МЧС к подобного рода ситуациям?

            - В нашей службе "сюрпризы" неприемлемы, и для того, чтобы их избежать, ведется постоянная работа по предупреждению возможных чрезвычайных ситуаций. Организовано качественное предварительное планирование действий сил и средств при различных ситуациях и происшествиях. Если вспомнить несколько прошедших зим, то мы видели, с какими проблемами приходилось сталкиваться водителям на федеральной автотрассе М-4 "Дон", когда десятки большегрузных автомобилей затрудняли движение, создавали "пробки", заторы. Причиной тому было, как известно, отсутствие зимнего дизельного топлива на АЗС, летняя резина на колесах... Многие ведь считали, что едут на юг, где не бывает морозов, снежных заносов и т.д. На самом же деле, зима и здесь показывает свой характер.

            Соответственно, были сделаны определенные выводы. Под контроль нами совместно с дорожными службами взяты наиболее проблемные участки на ФАД М-4 "Дон". Ведь они, как правило, одни и те же. Соответственно, по ним заранее определяем расчеты сил, средств, чтобы можно было оперативно, не дожидаясь огромных пробок, выехать и своевременно среагировать на ситуацию. Тут, безусловно, очень важной является работа с водителями. Им требуется разъяснять дорожную обстановку, информировать их о метеоусловиях. Этим тоже занимаемся на радиочастотах, которые слушают автомобилисты. Хотел бы также отметить, что большая работа проделана по развертыванию в сложный период пунктов обогрева, пунктов оказания медицинской, технической, логистической помощи автомобилистам. Соответственно, проводим тренировки, на которых проверяем готовность нашей придорожной инфраструктуры. Таких инфраструктурных объектов будет развернуто порядка 70 на трассе М-4 "Дон". Организуем взаимодействие с управлениями ГИБДД, гарнизонами МО РФ, которые помогают нам в сложный зимний период инженерной техникой для расчистки дорог, работаем с главами муниципальных образований.

            У нас 56 тысяч километров дорог. Есть участки, которые требуют пристального внимания, особенно в зимнее время. Безусловно, совместно с коллегами из других ведомств работаем над тем, чтобы наиболее проблемные направления были оснащены видеокамерами, соответственно, не только мы, но и все участники дорожного движения видели, что происходит на федеральной дороге в сложных погодных условиях. Кроме того, держим в постоянном поле зрения не только дорожную инфраструктуру. Сегодня для многих актуальна зимняя рыбалка, к обеспечению жизнедеятельности рыбаков тоже необходимо быть готовыми, практически каждую зиму приходится снимать рыбаков с оторвавшихся льдин.

            Безусловно, особое внимание уделяется переправе через Керченский пролив. Пока не завершено строительство моста, переправа остается основной питающей полуостров артерией. Наша задача - обеспечить ее функционирование в безопасных с точки зрения жизнедеятельности условиях. Сейчас процесс подготовки к зимним условиям функционирования находится на завершающем этапе, проведены проверки готовности сил и средств, вывод - силы и средства МЧС России к действиям по предназначению на юге страны готовы.

            - Насколько качественно реагировали на юге страны спасатели МЧС России в летний период в сфере предупреждения и ликвидации ЧС?

            - Что касается природных ЧС, то здесь трудно что-либо не допустить, скорее, необходимо минимизировать - предупредить население, своевременно принять комплекс превентивных мер.

            В нынешнем году мы имели непростую ситуацию в районе большого Сочи, когда, по сути, сельское поселение в горах, это Лазаревский район, оказалось отрезанным от территории. Были смыты мосты, дороги. Наши спасатели вертолетами эвакуировали оттуда детишек. Там людей проживает мало, однако летом те места, кстати, очень красивые, люди используют как дачи. Взрослые везут детишек бабушкам-дедушкам. Из-за природных катаклизмов люди оказались, что называется, отрезанными от внешнего мира, без света, без воды и без дорог. Всего-навсего 13 километров от города. После того, как детвору и пенсионеров перевезли с этой территории, используя дорожную мостотехнику, были восстановлены все порушенные стихией мосты. Огромные оползни сошли практически по всему участку 13-километровой дороги. Соответственно, пришлось провести масштабную спасательную операцию. Вертолетом доставили трансформаторные подстанции для обеспечения энергоснабжения. Направили медицинские бригады для оказания помощи населению, опять же, по воздушному мосту, используя вертолеты, эвакуировали больных. Словом, спасатели работали, опираясь на опыт, который был накоплен за все эти годы. Он работает, выливается в новые качества, в новые компетенции для людей, что позволяет более успешно реагировать на ЧС и заниматься вопросами спасения людей в сложных условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

            Анализ деятельности пожарно-спасательных подразделений и аварийно-спасательных формирований территориальных органов МЧС России Южного федерального округа показал, что качество реагирования на ЧС на юге страны в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций значительно возросло по сравнению с прошлыми годами. Существенно улучшены временные параметры реагирования: так, подразделения пожарно-спасательных гарнизонов готовы к выездам на возникшие пожары не более, чем за 1 минуту, а максимальное время прибытия к местам пожаров не превышает 10 минут в городах и 20 минут в сельской местности. Нынешний год в части обеспечения противопожарной безопасности дал определенные результаты. Отмечаем снижение числа пожаров по сравнению с прошлым годом на 46%. Эта цифра говорит о многом, количество пожаров уменьшилось почти в два раза.

            Несмотря на запрет региональных властей, не искоренена практика поджога и выжигания полей. Лично сам, наверное, раз пять точно наблюдал картину, когда на поле фермеры после окончания уборки поджигали стерню, остатки урожая. Тут же приходилось вызывать администрацию районную или поселковую, специалистов Госпожнадзора, сообщали в полицию и принимали жесткие меры. К сожалению, традиция наша такая южная - выжигать то, что остается на поле. Жестче стали спрашивать с предпринимателей, с собственников земли за эти пожары. Вовлечены в работу муниципальные образования. Задаем вопросы - чья это земля, кто хозяин, кто глава, на каком основании поджигают, кто поджигает, какие меры принимаются, где ваша реакция, где ваша муниципальная административная комиссия, которая должна пресекать, разбираться вместе с нами? Когда будем вместе так работать, результат будет другим.

            Хотел бы отметить, что на качество реагирования спасателей на ЧС влияют также деятельность жилищно-коммунальных и дорожных служб, а это и состояние ливневой системы и дорожного полотна, культура вождения и парковки автовладельцев, ряд других параметров, которые могут значительно увеличить время реагирования на ЧС. С этой целью руководством территориальных органов МЧС России ведется постоянная работа по взаимодействию со всеми органами управления, входящими в систему РСЧС.

            - С какими рисками придется столкнуться предстоящей зимой и насколько эффективно работает система управления рисками и защиты от ЧС на Юге России, чтобы обеспечить жизнедеятельность регионов ЮФО?

            - Основная причина формирования рисков природного характера на территории Южного федерального округа в зимний период - своеобразие рельефа округа, резкие изменения погодного режима, особенности циркуляции атмосферы, активная циклонная деятельность, быстрая смена атмосферных фронтов. На территории субъектов РФ в ЮФО среди рисков природного характера встречается практически весь спектр опасных метеорологических процессов и явлений, характерных для зимнего периода.

            Зима - самый ветреный сезон года на всей территории округа с преобладанием ветров восточного сектора. Сильные ветры приводят у нас к авариям на объектах ЖКХ, обрывам линий связи и электропередачи, нарушениям в работе коммунальных служб, обрушениям широкопролетных крыш зданий и слабоукрепленных конструкций.

            В целях обеспечения безопасности населения Южным региональным центром МЧС России организовано тесное взаимодействие с министерствами и ведомствами, расположенными на территории округа. Так, на основании заключенных соглашений об информационном обмене, а их у нас более 140, в ежесуточном режиме от подразделений Северо-Кавказского УГМС мы получаем данные о текущей метеообстановке и ожидаемых опасных метеоявлениях. С учетом полученных данных нами осуществляется расчет рисков и готовится прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций с соответствующими рекомендациями, который доводится до органов государственной власти и организаций.

            Анализ чрезвычайных ситуаций, произошедших с 2000 по 2015 год, указывает на то, что в зимний период зарегистрировано практически наименьшее количество чрезвычайных ситуаций (18%). По статистике, зимой преобладают чрезвычайные ситуации техногенного характера. Вместе с тем, практически ежегодно отмечаются чрезвычайные ситуации природного характера, 2-3 ЧС в год, рост количества ЧС наблюдается один раз в 10 лет. Статистика показывает, что в последние 10 лет в январе зарегистрировано наибольшее количество чрезвычайных ситуаций природного характера.

            - В субъектах Южного федерального круга состоялось несколько масштабных мероприятий по проверке готовности реагирования сил и средств МЧС России на возможные ЧС. Как проявили себя в них спасатели ЮРЦ?

            - Проверки готовности сил и средств к реагированию на возможные ЧС проводятся постоянно. Из наиболее масштабных можно выделить Всероссийское комплексное учение по гражданской обороне и Международное комплексное командно-штабное учение "Каспий-2016" с привлечением сил и средств МЧС всех субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Южного федерального округа, а также зарубежных специалистов. По своим масштабам "Каспий", наверное, был самым максимально насыщенным и интенсивным. В учении принимали участие пять стран, причем не только наблюдатели, но и спасательные подразделения. Например, привлекались авиация Казахстана и Азербайджана, плавсредства из Туркмении. Выполняли практические задачи. В ходе учений отрабатывалось обеспечение безопасности при добыче углеводорода. Работали на нефтяной платформе, был один эпизод, связанный с ликвидацией ЧС при добыче газа. Затем мы устроили полигон, создали совместный оперативный штаб для задействованных в учениях сил. Развернули его на нашей базе. В штабе представители стран-участниц учений тренировались в принятии оперативных решений по совместным действиям. По итогам учений мы провели конференцию. Я скажу, что, наверное, это одно из самых крупных учений, на котором обсудили проблематику Каспия и вопросы совместного реагирования.

            В ходе этих мероприятий личный состав показал твердые теоретические знания и практические навыки в вопросах предупреждения ЧС и ликвидации их последствий. Итогом данных мероприятий стал обмен опытом, в том числе с зарубежными коллегами, повышение уровня и закрепление имеющихся знаний и умений. По итогам получены высокие оценки как со стороны центрального аппарата МЧС России, так и других участвовавших структур.

            - Какое внимание уделяется в регионах ЮФО деятельности службы спасения, которая занимается профилактикой и предупреждением чрезвычайных ситуаций?

            - Основная деятельность направлена на обеспечение прикрытия территорий и населения подразделениями различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательными формированиями. На сегодняшний день путем введения в строй ряда новых подразделений удалось добиться прикрытия 97,1% территории округа, на которой проживает 98,6% населения. Итоги профилактической работы, проводимой в рамках предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожаров, весьма положительны. Так, за прошедший период в сравнении с аналогичным периодом прошлого года в целом по Южному федеральному округу наблюдается снижение количества пожаров на 8,2%, гибель людей на пожарах уменьшена на 16% (более 95 человеческих жизней), на 63% сокращена гибель детей. По другим чрезвычайным ситуациями положение аналогично. Хочу отметить, что профилактическая работа была и будет оставаться приоритетной в деятельности МЧС России, всем известна истина, подтвержденная многовековым опытом: пожар легче предупредить, чем потом тушить.

            - Игорь Владимирович, сегодня достаточно значительный объем задач выполняет Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС МЧС России). Насколько эффективно работает инспекция ГИМС в регионах Южного федерального округа?

            - В Южном федеральном округе в центрах ГИМС МЧС России несут службу более пятисот сотрудников. Центры ГИМС работают в пяти субъектах округа - в Республике Калмыкия, Краснодарском крае, в Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях. В их структуру входят: 2 отдела технического надзора за морскими прогулочными судами, 19 отделений ГИМС, 36 участков ГИМС, 26 групп патрульной службы, 5 групп технического надзора, 7 групп регистрационной и экзаменационной работы.

            На инспекции лежит колоссальный груз ответственности за обеспечение безопасности на водных объектах. В настоящее время в регионе на учете состоит 166 тыс. 522 маломерных судна, 650 баз для судов, 774 места отдыха на воде, 7 наплавных мостов. Всего в ЮФО на учете состоит 69 тыс. 598 судоводителей.

            Основные усилия подразделений ГИМС регионального центра в зимний период будут направлены на недопущение функционирования несанкционированных ледовых переправ и пешеходных ледовых переходов, на профилактическую работу с детьми по правилам поведения на льду, на контроль за созданием безопасных условий в местах массового выхода людей на лед.

            - Какие мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах планируется организовать в предстоящем осенне-зимнем сезоне?

            - Ежегодно в ноябре-декабре проводится месячник безопасности на водных объектах в зимнее время. Запланирована профилактическая и разъяснительная работа с населением по мерам безопасности на водных объектах в зимний период.

            В выходные и праздничные дни при неблагоприятных погодных условиях инспекторский состав ГИМС работает в режиме повышенной готовности для предупреждения гибели людей на воде, на льду и оказания помощи людям, терпящим бедствие.

            Подразделениями ГИМС совместно с заинтересованными в обеспечении безопасности ведомствами и организациями, органами местного самоуправления, прокуратурой, МВД, казачеством, ВОСВОД, СМИ организовано патрулирование на водных объектах и предполагаемых местах массового выхода рыбаков на лед, это около 87 мест.

            Руководителям организаций, частным лицам, имеющим базы отдыха с местами для подледного лова рыбы, рекомендовано принять неукоснительные меры по организации безопасного отдыха людей на водных объектах в зимний период. На 63 терминальных комплексах системы "ОКСИОН" планируется ежедневно транслировать до 7 информационных роликов о соблюдении мер безопасности на льду. Ежедневный охват населения составит более 2,4 млн человек.

            - Игорь Владимирович, во всех ли регионах Юга России работает сегодня система 112?

            - Работа такая продолжается давно. На сегодняшний день на основе разработанных технических проектов за счет полученных из бюджета субсидий проводится техническое перевооружение основных и резервных центров обработки вызовов. Система проходит опытную эксплуатацию. Этапы ввода в эксплуатацию соответствуют плану-графику. Например, в Астраханской области уже проведены государственные испытания Системы-112, результаты положительные. Система-112 будет введена в эксплуатацию в полном объеме после выполнения рекомендаций приемной комиссии - по плану в январе 2017 года. Мероприятия по развитию Системы-112 на территории Краснодарского края планируется осуществлять в 2017-2018 гг. В Адыгее и Калмыкии проводится техническое переоснащение центров обработки вызовов. Ну а крупным городам-миллионникам Ростову и Волгограду надо активнее внедрять Систему-112. Речь идет про те города, которым предстоит принимать Мундиаль. И, наверное, здесь нужно поработать серьезно, чтобы система заработала в полную силу и была готова надежно реагировать на обращения людей о помощи. Чтобы можно было дозвониться и получить помощь не только на русском, но и, например, на английском языке.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще