Министр промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области Р.Харисов: "В регионе формируется кластер шельфового и гражданского судостроения на Каспии"

Министр промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области Р.Харисов: "В регионе формируется кластер шельфового и гражданского судостроения на Каспии"

             В Астраханской области началось строительство первого за постсоветское время круизного судна. На территории астраханской Особой экономической зоны запущен центр металлообработки. Об этих и других проектах в промышленности, топливно-энергетической сфере, а также о развитии портового комплекса Астраханской области в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал министр промышленности, транспорта и природных ресурсов региона Радик Харисов.

            - Радик Ленартович, как Вы в целом оцениваете развитие судостроения в области? Будет ли создан судостроительный кластер? Принято ли какое-либо решение о вхождении астраханского судостроительного завода "Красные баррикады" в состав "Объединенной судостроительной корпорации" (ОСК)?

            - Если говорить о развитии судостроения в регионе в целом, то этот год дал старт новым проектам и укрепил наши позиции в гражданском судостроении. В прошлом году рост показателей на 30% обеспечило строительство крупных объектов обустройства второй очереди месторождения им. В. Филановского, которые в этом году успешно выведены в море.

            В апреле и июле текущего года судостроительным заводом "Лотос" переданы заказчику два танкера проекта RST-25. Также верфь приступила к строительству двух танкеров-химовозов.

            Отдельно стоит отметить масштабное событие для всей судостроительной отрасли страны - это закладка круизного судна проекта PV300VD, которое состоялось в рамках государственного совета по развитию внутренних водных путей в России под руководством президента страны. Это совершенно новый для нас вид строительства судов.

            Суда данного класса не строились в нашей стране с 50-х годов прошлого века. Закладка данного судна на астраханской верфи говорит о высоких компетенциях и производственном потенциале судостроительной отрасли региона. В перспективе на территории Астраханской области планируется закладка пассажирских судов других проектов.

            Астраханские судостроители продолжают работать с нефтяниками. На головной площадке группы "Каспийская Энергия" - "Астраханском судостроительном производственном объединении" в этом году началось строительство блок-кондуктора для месторождения им. Ю.Корчагина, генподрядчик - ООО "Каспийская гидротехническая компания".

            В 2016 году завершаются работы в море на объектах обустройства первой очереди месторождения им. В.Филановского, а также заводские работы на объектах его второй очереди.

            Создание судостроительного кластера определено концепцией развития промышленности Астраханской области. Предпосылки к его созданию и развитию есть. К примеру, судостроительный-судоремонтный завод имени Ленина, отметивший в этом году 135-летие, помимо судоремонта готов предложить свои услуги в судостроительной сфере, основываясь на принципе кооперации.

            Сегодня завод участвует в программе импортозамещения, изготавливая детали поршневой группы двигателей типа NVD, ранее поставлявшихся из Латвии и Китая. Также предприятие осуществляет переконсервацию двигателей для ЗАО "Башволготанкер".

            То, что Астраханский судостроительный кластер "имеет место быть", подтвердили эксперты Ассоциации кластеров и технопарков, которые по поручению Минпромторга России совместно с нашим Минпромом провели в Астрахани стратегическую сессию для предприятий, по итогам которой подписано соглашение о сотрудничестве между регионом и ассоциацией.

            После создания кластера наши судостроительные предприятия смогут претендовать на государственную поддержку согласно постановлению правительства РФ. В дальнейшем это может успешно сказаться на повышении его конкурентоспособности, а также привлечь в качестве участников кластера потенциальных резидентов Особой экономической зоны (ОЭЗ) "Лотос" производителей оборудования. Механизмы поддержки кластера со стороны правительства РФ позволят снизить издержки и значительно увеличить конкурентоспособность продукции и прибыль верфей.

            Якорным резидентом ОЭЗ - судостроительным заводом "Лотос" - уже реализуется проект модернизации производства, задачей которого является создание условий для строительства новых судов, а также блок-модулей верхних строений стационарных платформ.

            В рамках модернизации 9 сентября 2016 года на заводе был введен в эксплуатацию центр металлообработки. Его запуск позволит реализовать производственную программу объемом 52 тыс. тонн металла в год, а также поставлять металлопродукцию другим предприятиям.

            Выполняя вышеназванные мероприятия, мы рассчитываем на развитие астраханского судостроительного кластера по созданию опорных оснований и верхних строений оффшорных платформ на юге России и строительства морских и речных судов.

            Что касается судостроительного завода "Красные баррикады", то это - уникальное предприятие с долгой историей, с хорошей технической базой. В настоящее время ведутся переговоры (о вхождении завода в ОСК - ИФ).

            - Стало известно о введении продэмбарго на поставку соли в РФ. Какие перспективы открываются в связи с этим для крупнейшего производителя соли - компании "Руссоль"? Насколько, по Вашим оценкам, она сможет увеличить добычу поваренной соли в Астраханской области?

            - Ежегодное потребление российского рынка составляет 5,5 млн тонн соли. Из них 1,1 млн тонн - это пищевая соль, 4,4 млн тонн - промышленная.

            Компания "Руссоль" на астраханском месторождении добывает более 1,3 млн тонн соли в год. При этом номинальная мощность цеха добычи и переработки соли "Бассоль" (крупнейший российский производитель соли, входит в "Руссоль" - ИФ) на сегодня составляет 2,5 млн тонн соли в год.

            Получается, каждый третий килограмм соли поставляется на рынок с нашего озера Баскунчак. Перспектива - очень интересная. На месторождении проведена модернизация оборудования. Руководство предприятия заинтересовано в том, чтобы занять нишу, которая образовалась на рынке с введением эмбарго на поставку соли из-за рубежа.

            Здесь следует отметить, что еще до недавнего времени Россия наряду с собственной добычей импортировала поваренную соль из Беларуси, Казахстана, Украины и в меньшем объеме - из других государств. В частности, в 2014 году объем поставок от украинского предприятия "Артемсоль" составил 826 тыс. тонн. Высокая доля данного предприятия на рынке создавала риск возникновения товарного дефицита соли и искусственного повышения цен на этот продукт.

            Ввоз пищевой соли производства "Артемсоль" на территорию РФ с января 2015 года был приостановлен Роспотребнадзором по ряду причин, а с июня 2016 года в список продовольственного эмбарго вошла и соль поваренная.

            Вместе с тем добыча не будет значительно увеличиваться, поскольку есть экологические ограничения. Можно потерять месторождение при необдуманном отборе. Компания "Руссоль" использует при добыче современные технологии, что делает процесс восстановления более интенсивным.

            Необходимо также отметить, что в связи с наличием свободных производственных мощностей у отечественных предприятий, высоким уровнем конкуренции между российскими игроками рынка и поставщиками стран Таможенного союза, оптовая цена на отечественную соль для потребителей в течение 2015 года снизилась на 12%.

            - Расскажите, пожалуйста, о программе газификации Астраханской области. Сколько объектов в нее включено? Какие работы ведутся в настоящее время?

            - 16 сентября этого года было положено начало строительству магистрального газопровода-отвода "Макат - Северный Кавказ - Хошеутово - Вольное - Харабали". Это - технически сложный комплекс сооружений, который включает газопровод протяженностью 79,6 км, инженерно-технические средства охраны, три газораспределительные станции, дома операторов, ряд подъездных автомобильных дорог к сооружениям на объекте. Он позволит полностью газифицировать Харабалинский район и станет важным звеном в следующем этапе - газификации Ахтубинского района.

            На днях я провел совещание с представителями компаний "Газпром газораспределение Астрахань" и "Стройтрансгаз", на котором генеральный подрядчик сообщил о том, что объект планируется ввести в 2018 году. В настоящее время идут работы по разбивке трассы, формируются и направляются заказы на поставку необходимого оборудования.

            Строительство внутрипоселковых сетей газоснабжения, которое согласно договоренностям между "Газпромом" и правительством Астраханской области ведется за счет регионального бюджета, уже начато в селах Вольное, Селитренное и поселке Сероглазово.

            После завершения работ на газопроводе-отводе "Макат - Северный Кавказ - Хошеутово - Вольное - Харабали" будут определены сроки начала строительства магистрального газопровода-отвода "Харабали - Ахтубинск 2 - Ахтубинск 1". Это, пожалуй, самый сложный объект газификации, протяженность его составит 180,8 км. Ввод его в эксплуатацию выведет область на 100%-ную газификацию.

            В настоящее время "Газпром" продолжает разработку проектно-сметной документации газопровода-отвода "Харабали - Ахтубинск 2 - Ахтубинск 1".

            Напомню, что уровень газификации Астраханской области в настоящее время составляет 85,3%.

            - МХК "Еврохим" сообщила о планах в 2019 году приступить к активному строительству на правобережной части Астраханского газоконденсатного месторождения. Какие перспективы для промышленности региона открывает этот проект?

            - Астраханское газоконденсатное месторождение (ГКМ) открыто в 1976 году и введено в разработку в 1986 году. Башкирская залежь Правобережной части Астраханского ГКМ в разработку не вводилась.

            Разработка Правобережной части месторождения будет связана с созданием комплекса промысловых и перерабатывающих мощностей со своими инженерными коммуникациями (скважины, шлейфы, установки комплексной подготовки газа, сероочистные установки и установки производства моторных топлив, в том числе из газа природного, газопроводы и многое другое).

            Производство будет не менее сложным, чем действующий Астраханский газовый комплекс. Таким образом, можно констатировать, что регион получит новый имущественный комплекс, дополнительный объем добычи углеводородного сырья и товарной продукции (газ, нефтепродукты, сера), новые рабочие места. Конкретные показатели по данному предприятию будут определяться обоснованием инвестиций и уточняться техническим проектом.

            - Какова ситуация с грузооборотом портов Астрахани? Есть ли падение этого показателя? Если - да, то с чем его связываете? Как обстоят дела с дноуглублением Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК)? И какие еще меры принимаются по развитию грузоперевозок?

            - Потенциальные возможности астраханских портов - перевалка 13,5 млн тонн грузов в год. К сожалению, на сегодня наши порты не значительно загружены. В первую очередь, это связано с тем, что в последние годы они в большей степени ориентировались на иранский рынок, а Иран, в основном, потреблял зерновые культуры. С марта 2016 года иранской стороной введен запрет на ввоз пшеницы, в результате чего объем перевалки зерновых снизился на 20% по сравнению с 2015 годом.

            Кроме того в связи с введением с 7 марта 2016 года обязательной сертификации цемента, ввоз иранского цемента на территорию России был полностью прекращен.

            Однако есть и положительные результаты. Благодаря активизации сотрудничества с Ираном, за 9 месяцев 2016 года объем перевалки металлов вырос на 29,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также зафиксирован рост на 20% по объему перевалки пиломатериалов.

            В зимний период, с закрытием навигации по внутренним водным путям, мы прогнозируем увеличение объема транспортировки через астраханские порты зерновых грузов в иранском направлении.

            Несмотря на снижение грузооборота, количество судозаходов у нас увеличивается. Это, безусловно, связано с тем, что в 2016 году мы добились выполнения значительного объема работ по дноуглублению Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК). Проведена работа с министерством транспорта РФ и Росморречфлотом. Достигнуты беспрецедентные результаты - объемы работ увеличены почти в 2 раза (фактически в 2013 году извлечено 2,3 млн кубометров, а в 2014 - 2,8 млн кубометров, в 2015 - 4,1 млн кубометров).

            В этом году запланированы дноуглубительные работы в объеме 5,8 млн кубометров. На канале в этом году работало 12 земснарядов. По состоянию на 17 октября выполнено 5,3 млн кубометров, или 91% от запланированного объема. В результате удалось снять напряженность в вопросе поддержания паспортных проходных глубин в ВКМСК.

            Кроме того на заседании Совета по морской деятельности при губернаторе Астраханской области принято решение о необходимости уменьшения района плавания в ВКМСК с обязательной лоцманской проводкой и отмены внутрипортовой проводки в морских портах "Астрахань" и "Оля". Подготовлен соответствующий проект приказа Минтранса России, который в настоящее время проходит процедуру согласования.

            С целью уменьшения простоев при оформлении судов в морском пункте пропуска внесены изменения в технологическую схему, предусматривающие возможность оформления судов загранплавания на рейдах, в том числе и при незанятости режимных причалов. В настоящее время внесены предложения в Минтранс России по изменению типовой технологической схемы в части установления предельного времени ожидания государственного контроля в пунктах пропуска.

            Принимаются меры по активизации развития международного транспортного коридора "Север-Юг". Между таможенными службами России и Ирана уже подписаны протоколы об обмене информацией о стоимости товаров, перемещаемых между РФ и республикой Индия, и протокол об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах ("зеленый коридор"). Его реализация позволит существенно увеличить скорость проведения таможенных процедур за счет предварительного представления данных, создать благоприятные условия для участников внешнеэкономической деятельности.