Начальник авиационно-спасательного центра ЮРЦ МЧС РФ А.Базалий: "Наши летчики находятся в постоянной готовности круглый год"

Начальник авиационно-спасательного центра ЮРЦ МЧС РФ А.Базалий: "Наши летчики находятся в постоянной готовности круглый год"

             Год назад в составе Южного регионального центра МЧС РФ был создан авиационно-спасательный центр. Жизнь уже многократно подтвердила аксиому, что авиация МЧС РФ практически незаменима при спасении людей в условиях ЧС. Невозможно обойтись без воздушных судов при ликвидации последствий стихийных бедствий техногенного и природного характера. Только на обеспечение экстренного реагирования по ЧС в регионах Южного федерального округа пилоты авиационно-спасательного центра сделали 33 полета, выполнив при этом 10 вылетов в режиме санитарной авиации.

            Более подробно о летной работе авиационно-спасательного центра ЮРЦ МЧС России рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг" начальник центра полковник А.Базалий.

            - Андрей Андреевич, какие из задач, которые выполняет сегодня Южный авиационно-спасательный центр МЧС РФ, являются первоочередными?

            - Южный авиационно-спасательный центр выполняет целый комплекс задач, связанных с авиационным обеспечением оперативной деятельности МЧС России на юге страны и в республике Крым, а также осуществляет организацию дежурства по ЧС на территории Южного и Крымского федеральных округов. Наши экипажи несут   круглосуточное дежурство и готовы в оперативном режиме убыть в район ЧС для выполнения задач по предназначению. Также в соответствии с принятыми решениями и планами развития в текущем году в штат центра включена спасательная парашютно-десантная служба в количестве 16 человек. Возможности нашего центра позволяют выполнять различные задачи, связанные как с транспортировкой людей и грузов, так и с операциями по тушению пожаров, обследованию районов стихийных бедствий, в том числе расположенных на водных участках и непосредственно в акватории Черного и Азовского морей.

            Безусловно, в качестве нашей первоочередной задачи является участие в поисково-спасательных работах, включающих в себя воздушную разведку района ЧС, наведение и доставку поисково-спасательных групп на объекты поиска, десантирование спасателей, эвакуацию пострадавших из районов ЧС.

            Кроме того, деятельность центра направлена на поддержание готовности летного состава к выполнению задач по предназначению, восстановлению авиационной техники, проведению мероприятий по предотвращению авиационных происшествий, обеспечению безопасности и законности выполнения полетов.

            - Решать задачи приходится на вертолетах, которые работают в круглосуточном режиме?

            - На данный момент выполняем дежурство в трех точках: это аэропорт Ростова-на-Дону, аэродром Симферополя и Сочи.

            - Имеют ли пилоты-спасатели специальную подготовку? Сколько человеческих жизней уже спасено авиаторами центра?

            - Действительно, специфика летной работы авиаторов-спасателей имеет определенные отличия от обычных авиаперевозок. Поэтому отличается и система подготовки летного состава центра. Она заключается в том, что экипажи наших воздушных судов должны спасать людей в любых условиях, в т.ч. садиться на незнакомые необорудованные площадки в горной местности, эвакуировать людей из районов морской акватории, работать на пожарах. Наши летчики находятся в постоянной готовности круглый год. Приведу лишь несколько примеров. Экипажи авиационно-спасательного центра выполняли задачи по эвакуации с пунктов временного размещения переселенцев, прибывших с юго-восточных районов Украины. Из пунктов временного размещения в Ростовской области перевезены 800 человек на Ставрополье и в Краснодарский край, а также в Волгоградскую область. Из Республики Крым в Краснодар эвакуировано 10 тяжелобольных, в т.ч. два ребенка. В июне нынешнего года летный состав осуществлял мониторинг паводковой ситуации в Краснодарском крае, на территории района Большой Сочи.

            - Как влияет на работу авиаторов специфика Южного федерального округа, с какими рисками приходится сталкиваться?

            - Специфика Южного округа заключается в основном в его географическом положении. Это обусловлено большими водными пространствами, горными и высокогорными районами, а также его близостью к государственной границе.

            Для выполнения задач в этих условиях от экипажей требуется постоянное совершенствование и поддержание летных навыков.

            Для этого ведется методическая работа, организуются сборы для отработки летных навыков по работе в высокогорных условиях, полеты вне видимости береговой черты. Осуществляется подготовка летчиков-штурманов для выполнения полетов с особым режимом использования воздушного пространства, полетов в приграничной полосе. Было проведено уже два летно-методических сбора с летным составом авиационно-спасательного центра, включая и взаимодействие с Северо-Кавказским авиационно-спасательным центром. На территории Северо-Кавказского центра был проведен сбор по поддержанию и восстановлению проверки летных навыков экипажей воздушных судов как нашего, так и Северо-Кавказского летного центра при выполнении полетов в горной местности. Экипажи получили допуски в качестве инструкторов с превышением вертолетных площадок, расположенных в горной местности на высотах до 3,5 тыс. метров. Навыки поддерживаются. Также в мае текущего года был проведен летно-методический сбор с личным составом авиационно-спасательного центра на базе аэродрома Сочи по выполнению полетов в горной местности на вертолете Ка-32 и по выполнению полетов над морем вне видимости береговой черты.

            - Насколько эффективно и оперативно осуществляется взаимодействие при ликвидации ЧС с другими экстренными службами?

            - Оперативность взаимодействия наших экипажей с другими службами организована на высоком уровне и осуществляется в круглосуточном режиме. По данным мероприятиям, выполняется дежурство вертолетов авиационно-спасательного центра, на данных момент прошло теоретическое переучивание экипажей на новую технику. Осуществляется взаимодействие в плане авиационного обеспечения безопасности на федеральных автомобильных дорогах, в частности на трассе М-4 "Дон". Взаимодействуем мы, конечно, в первую очередь с органами ГИБДД, и осуществляются вылеты на ликвидацию последствий ДТП. Сотрудники ГИБДД осуществляют перекрытие федеральных автодорог, и с применением авиации пострадавшие доставляются в лечебные учреждения, находящиеся на территории Южного федерального округа.

            - Какими возможностями располагает авиация ЮРЦ МЧС России для работы в ночных условиях, а также в горах и в морской акватории?

            - На вооружении авиационно-спасательного центра имеются вертолеты Ми-8, Ми-26, Ка-32, Бо-105 и Бк-117. Эта техника позволяет решать все поставленные задачи в любых условиях. Основные задачи - это экстремальная доставка в зону чрезвычайных ситуаций сил и средств, необходимых для проведения поисковых, аварийно-спасательных работ, медицинской помощи, оперативных групп МЧС России, также осуществляется поиск потерпевших бедствие и наведение аварийно-спасательных команд на объекты поиска, эвакуация пострадавшего населения из районов ЧС, терпящих бедствие на земле и на водной поверхности, тушение лесных пожаров - как природных, так и техногенных, ликвидация последствий разлива нефтепродуктов с применением ВОП-3 на внешней подвеске. Это устройство распыляет определенный реагент, который не дает нефтепродуктам распространяться по водной поверхности.

             - Соответствует ли профессиональная подготовка экипажей воздушных судов предъявляемым требованиям в экстремальной обстановке?

            - Летные экипажи постоянно повышают свою профессиональную подготовку, пилоты авиационного центра подготовлены к действиям по предназначению в простых и сложных метеорологических условиях днем и ночью. На сегодняшний день летные экипажи постоянно повышают свою профессиональную подготовку. На данный момент восстановлены и готовы действовать по предназначению 19 экипажей воздушных судов авиационного отряда, расположенного в аэропорту Ростова-на-Дону, и по пять экипажей воздушных судов по регионам - Адлер и Симферополь.

            - Как решается проблема с кадрами летно-технического состава для авиационно-спасательного центра? Откуда приходят специалисты?

            - Летно-технический состав укомплектовывается большей частью квалифицированными специалистами, военнослужащими запаса по регионам. Для эффективного подбора кадров гражданского персонала и военнослужащих отправлены уведомления в центры занятости Ростова-на-Дону и Адлера о вакантных должностях, а также размещены объявления на интернет-порталах. Также подготовлены и направлены письма руководителям Южного военного округа МО РФ, 4-го командования ВВС и ПВО МО РФ, Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России об оказании содействия в комплектовании вакантных должностей летного и инженерно-технического состава АСЦ ЮРЦ МЧС России.В основном, приходят бывшие военные летчики, пенсионеры. Тяжело стоит вопрос в подборе кадров молодых выпускников в виду их сильной востребованности. Выпускников Сызранского авиационного института летчиков не поступало в авиацию МЧС с 2005 года. И, соответственно, образуется большая брешь, которую необходимо прикрывать. Основное прикрытие идет за счет летчиков-пенсионеров.

            - Какими дополнительными навыками должен владеть летчик-спасатель?

            - В летной работе требуется профессиональные качества. Помимо летного профессионализма от летчика-спасателя требуется грамотная оценка сложившейся обстановки, принятие грамотного решения в кратчайшие сроки, так как от этого зависят жизни людей.