В Краснодарском крае уже шесть лет реализуется программа по энергосбережению и энергетической эффективности, фундаментальная цель которой - снижение энергоемкости валового регионального продукта.
О промежуточных итогах реализации программы и приоритетных направлениях в сфере энергосбережения в Краснодарском крае в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказала руководитель государственного казенного учреждения "Центр энергосбережения и новых технологий" Лариса Гришина.
- Лариса Борисовна, расскажите, пожалуйста, насколько сегодня актуальна тема энергоэффективности и энергосбережения в Краснодарском крае?
- Краснодарский край, это традиционно энергодефицитный регион. Объем валового регионального продукта в текущих ценах за последние тринадцать лет увеличился в 10 раз. При этом объем потребления топливно-энергетических ресурсов в период с 2000 по 2009 год вырос в 1,5 раза.
Вместе с тем Краснодарский край в последние годы сделал ряд существенных шагов в направлении повышения энергетической эффективности. За период действия федерального закона "Об энергосбережении" и краевой программы энергосбережения с 2010 по 2013 год энергоемкость валового регионального продукта в регионе снизилась на 25% - до 25 тыс. т.у.т., этот показатель существенно оптимистичнее, чем в среднем по России.
Несмотря на достигнутые результаты, повышение энергоэффективности остается в приоритете. Снижение объема потребления топливно-энергетических ресурсов в крае позволит обеспечить рост региональной экономики.
- Вы упомянули, что Кубань- регион энергодефицитный. Какие мероприятия проводятся для обеспечения энергией собственного производства?
- Краснодарский край в настоящее время обеспечен электроэнергией собственного производства всего на 40%. Дополнительные поставки осуществляются с оптового рынка электроэнергии и мощности.
И в ближайшие годы ситуация не изменится - потребление электроэнергии будет существенно опережать рост ее производства. В 2013 году генерация электроэнергии в регионе составила 8,2 млрд кВт.ч, в то время как потребление - 23,3 млрд кВт.ч.
В текущем году региону будет необходимо уже 28 млрд кВт.ч электричества, что на 20% превышает уровень прошлого года. А к 2018 году электропотребление в крае и вовсе вырастет на 38% по отношению к 2012 году - почти до 55 млрд кВт.ч.
Очевидно, что при таком росте потребления энергосистема региона отстает от темпов развития экономики Краснодарского края. Зачастую мы сталкиваемся с ситуацией - в особенности в юго-западном районе края - когда не можем обеспечить потенциального инвестора, намеревающегося развивать курортную инфраструктуру, техническим присоединениям к сетям.
Обеспечения собственной энергией почти наполовину удалось добиться за счет ввода новых мощностей и модернизации уже существующих. Так, в рамках модернизации электрохозяйства в крае еще в 2011 году. была расширена Краснодарская ТЭЦ. В рамках проекта расширения ТЭЦ была введена парогазовая установка мощностью 410 МВт. Это позволило увеличить установленную мощность ТЭЦ до 1090 МВт.
Также значительные мощности в регионе были введены в рамках подготовки к Зимним Олимпийским Играм. Среди них - вторая очередь Сочинской ТЭС (увеличила мощность до 158 МВт), Адлерская ТЭС (360 МВт), Джубгинская ТЭС (180 МВт).
На минувшем инвестиционном форуме в Сочи был подписан крупный и перспективный проект - строительство ПГЭС мощностью 450 МВт в Гулькевичском районе края. Цель проекта - обеспечение электроэнергией районов Краснодарского края, применение новейших технологий и повышение социального уровня граждан.
Но вместе с тем даже с вводом новых мощностей региону не удастся избавиться от дефицита электроэнергии как минимум до 2020 года.
- В этих условиях, наиболее перспективным стало бы развитие в регионе возобновляемых источников энергии. Пилотным проектом в этой области стало строительство в Ейском районе ветропарка компанией "Ветроэнергетические системы". На какой стадии сейчас находится этот проект?
- Ейская ВЭС, это - действительно пилотный проект в области ВИЭ. И мы на него возлагали большие надежды. Ожидали, что Ейская ВЭС станет точкой роста для развития в регионе так называемых "умных сетей". Однако вышедшее в прошлом году постановление правительства РФ о механизмах использования ВИЭ на оптовом рынке электроэнергии, содержащее требование об обязательном уровне локализации производства, поставило реализацию проекта под вопрос, поскольку требуемый уровень локализации возможно обеспечить лишь организовав местное производства.
А для того, чтобы организовывать производство лопастей у нас, необходима существенная емкость рынка, стабильный спрос на продукцию, который в настоящее время на рынке отсутствует.
Мы рассчитываем, что в обозримом будущем ситуация изменится, и компании удастся реализовать этот проект.
Потенциал Краснодарского края в связи с его природно-климатическими условиями в данном направлении достаточно высок, и мы надеемся, что строительство объектов генерации на основе возобновляемой энергии в регионе приобретет массовый характер.
Локальное использование таких объектов уже сегодня наблюдается практически повсеместно, особенно в городах Черноморского побережья.
Интересный проект реализован на основе применения солнечных коллекторов в Анапе. В детском саду "Вишенка" был установлен коллектор, и в летний период горячее водоснабжение шло от солнца. Объем инвестиций в проект составил 350 тыс. рублей. Срок окупаемости - около 3 лет.
Проект оказался очень успешным, и сейчас мы ведем работу с администрацией города Анапы для возможности установки в других детсадах солнечных коллекторов.
Еще один интересный проект - "умный железнодорожный вокзал" в Анапе. Для его реализации на кровле здания были установлены 560 солнечных модулей, заменены все источники внутреннего и внешнего освещения на светодиодные.
В целом интересных проектов очень много. Среди них и модернизация сочинского автовокзала под гостиничный комплекс. При реконструкции здания автовокзала были заменены стандартные советские окна на энергоэффективные, которые удерживают тепло внутри помещения в зимний период. А тонировка снижает проникновение солнечных лучей в теплое время года, благодаря чему получается существенная экономия средств на кондиционирование. Мероприятие оказалось очень успешным. Теперь руководство гостиницы планирует установить на крыше здания гелиосистему и для нужд ГВС использовать воду, нагретую солнцем.
Возобновляемая энергетика может внедряться не только на Черноморском побережье, но и, к примеру, в Краснодаре в местах концентрации нагрузок. Субъекты малого и среднего предпринимательства используют коллекторы, тепловые насосы на своих объектах.
- А какая поддержка оказывается краевыми властями субъектам МСБ на внедрение энергоэффективных технологий?
- В рамках реализации краевой программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности оказывается поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства по мероприятиям, связанным с содействием повышению энергоэффективности их производств. В прошлом году субсидию получили 20 субъектов МСП на общую сумму 12 млн рублей. Средства были направлены на повышение квалификации сотрудников по программам обучения специалистов по энергосбережению, включая обучение системе энергоменеджмента по стандарту ISO 50 001, на проведение энергетических обследований и на реализацию энергосберегающих мероприятий, включая затраты на приобретение и внедрение энергоэффективного оборудования и материалов.
В этом году планируется предоставить субсидию субъектам малого и среднего предпринимательства на вышеуказанные мероприятия в размере 20 млн рублей. Цифры могут показаться не столь впечатляющими, тем не менее, это направление работы является стратегически важным для вовлечения в процессы энергосбережения возможно большего количества жителей края.
- В мае в Сочи проходил ежегодный Краснодарский весенний форум "Энергоэффективность и инновации". Серьезной темой для обсуждения стала необходимость перевода автомобильного транспорта на газомоторное топливо. Есть ли первые результаты?
- Результаты есть. В настоящее время в крае реализуется программа по замене специализированной мусороуборочной техники. В текущем году уже было закуплено 150 грузовых автомобилей "КАМАЗ", которые работают на компримированном природном газе (метане).
Здесь есть проблема, а именно - неразвитая сеть АГЗС. На территории Краснодарского края таких заправочных станций всего шесть, и этого явно недостаточно. Поэтому сейчас ведется работа с компанией "Газпром" по созданию сети таких заправочных станций.
В следующем году планируется приобрести еще 70 автомобилей на газомоторном топливе для тех же целей.
Кроме того, в курортных зонах Черноморского побережья с каждым годом растет число электромобилей. По итогам форума "Энергоэффективность и инновации" были подписаны несколько соглашений, направленных на стимулирование развития электротранспорта в регионе. В результате мы имеем электромобили, курсирующие по Олимпийскому парку, автосалон электромобилей в Сочи.
В настоящее время мы совместно с департаментом транспорта и министерством природных ресурсов готовим концепцию развития экологического транспорта на территории края.
Наш регион отличается благоприятным климатом для проживания людей, богатой ресурсной базой, уникальным природным комплексом, в связи с чем необходимо уделять особое внимание вопросам сохранения окружающей среды. Уровень автомобилизации в Краснодарском крае достаточно высок и намного превышает общероссийский показатель. Одной из основных задач для снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха и улучшения условий проживания населения в Краснодарском крае является внедрение и развитие экологичного транспорта (электротранспорта и транспорта на газомоторном топливе).
Перевод транспорта на газомоторное топливо или на электричество - это вопрос не только экологии, но и экономии, поскольку эксплуатация транспорта на газомоторном топливе обходится в два раза дешевле, на электричестве - в 20-25 раз.