В творческих планах труппы Ростовского театра Драмы имени М.Горького целая палитра премьерных спектаклей. Не так давно актерам рукоплескали поклонники театра на Ставрополье. Ростовскому "Маскараду" выпала честь открывать фестиваль, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова "Театральные встречи на Кавказе" - "Лермонтов и Кавказ". О начале 151-го театрального сезона одного из старейших и самых известных театров на Юге России Ростовского театра Драмы имени М.Горького рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг" художественный руководитель театра заслуженный деятель искусств России Александр Пудин
- Александр Иванович, давайте начнем с главного, какими премьерами порадует в нынешнем театральном сезоне своего благодарного зрителя труппа Ростовского театра Драмы имени М.Горького?
- Радовать уже начали: 10 октября мы открыли свой 151-й театральный сезон и за это время сыграли две премьеры - "Пять вечеров" Александра Володина в постановке Николая Елесина и "Женитьба" Николая Гоголя в постановке народного артиста России, лауреата Государственных премий России Сергея Арцибашева. А дальнейшие наши планы таковы: 10 декабря сдаем новогодне-рождественскую сказку "Волшебный огонь Рождества" по мотивам рассказа Г.-Х. Андерсена, следом - традиционное новогоднее шоу "Брызги шампанского". "Брызги" готовит болгарский режиссер Богдан Петканин, а сказку ставит режиссер Театра на Таганке Рената Сотириади. Если Б.Петканина ростовчане уже знают и любят, то Р.Сотириади - постановщик новый для города. Она училась у Юрия Любимова, замечательно владеет профессией режиссера и актера. Р.Сотириади - лауреат Международного конкурса актеров им. Михаила Чехова в Лондоне. В театре на Таганке играет в спектаклях: "Тартюф", "Живаго (Доктор)", "Медея", "Мастер и Маргарита".
Сказка у нас будет, надеюсь, очень яркая, красивая и, конечно, добрая. Очень хочется, чтобы она впоследствии осталась в репертуаре.
- Актеры выступают при заполненном зрителями зале или этот фактор не имеет значения?
- Полный зал дает уникальные ощущения. И дело не только в том, что актеру приятнее работать на большую публику. Зал, находящийся на одной волне с артистом, создает богатейшую энергетику, которая заряжает и зрителя, и, естественно, артиста. Я рад, что большинство наших спектаклей идет практически при аншлагах. Ростовчане ходят на спектакли любимых и самых известных актеров российского масштаба. Их у нас в театре - целое созвездие. Это и Игорь Богодух и Татьяна Шкрабак, Наталья Гординская, Сергей Власов, Олег Ширшин, Виталий Соколовский, Юрий Добринский, Юлия Борисов, Сергей Витченко, Артем Шкрабак, Елена Подуст, Андрей Тихонов, Марина Любимова и другие замечательные актеры старшего и среднего поколения. Уже стали любимыми у зрителя наши молодые дарования - Кристина Гаврюкова, Екатерина Березина, Вячеслав Огир, Алексей Тимченко, Елена и Евгений Климановы, Александр Богданов, Ольга Васильева, Татьяна Полищук, Елена Золотавина и другие артисты. Любители театра очень высоко ценят костюмы Натальи Пальшковой, музыку Олега Коваленко и хореографию Натальи Клещевой.
- На какие спектакли спрос наиболее повышенный, на те, которые привозят на Дон гастрольные труппы или на поставленные, непосредственно, на театральной сцене Ростовского театра Драмы?
- Все зависит от того, кто приезжает. Некоторые антрепризные спектакли шли при полупустых залах. Но вот недавно к нам приезжала Чулпан Хаматова. Гастроли, что называется, удались. Зритель получил, действительно, массу положительных эмоций, посмотрев и моноспектакль, услышав много интересных рассуждений о судьбе Цветаевой, об искусстве, в целом. Зал был полон и, что удивительно, - тих. За все время спектакля я не услышал ни одного кашля, ни одного телефонного звонка в зале. Значит, пришла интеллигентная, духовно образованная и подготовленная публика.
А если в целом, то я доволен востребованностью нашего театра среди ростовчан. Театр, как говорится, намолен, имеет своего верного зрителя, работает, в целом, в той эстетике, которая понятна и близка донской публике. Но это не значит, что мы не желаем и не будем экспериментировать. И репертуар постепенно почистим. От чего намерены отказываться? От спектаклей, не имеющих художественной ценности, где очевидна скудость драматургической, режиссерской и сценографической мысли. То есть от того, чему не приличествует быть в академическом театре.
- Александр Иванович, как идет работа над новой премьерой спектакля, "Тихий Дон" по одноименному роману нобелевского лауреата М.А.Шолохова, и когда постановка будет представлена на театральной сцене?
- Есть хорошая пьеса Владимира Малягина, есть замечательный композитор Алексей Шелыгин, автор музыки к фильмам "Бригада", "Глухарь" и многим другим, обладатель нескольких ТЭФИ, который готов писать музыку, есть согласие внука великого Михаила Александровича Шолохова Александра Михайловича войти в постановочную группу в качестве консультанта, есть сроки, когда спектакль должен быть сдан… Весь вопрос пока в режиссере. Желающих много - и народные артисты России, и лауреаты "Золотой маски", все из себя маститые и именитые, но нас преследуют несовпадения: кто-то предлагает сделать постановку позже, то есть не к маю, когда будет отмечаться 110-летие Михаила Александровича, а осенью или даже через год. Или же я ловлю себя на том, что режиссер, хоть и мастер, но подостывший…
Надеюсь, что имя постановщика будет названо в начале декабря, чтобы в конце уходящего года приступить к работе над новым спектаклем.
- Как известно, 2014-й год объявлен в России Годом культуры, как отражен он в репертуаре театра?
- Отмечая Год культуры, наш театр объявил этот сезон сезоном отечественной драматургии. Надо отдавать долги русской культуре, истории, традициям!
Я всегда поражался тому, как наши театры, особенно в провинции, любят ставить зарубежную драматургию. А артисты почему-то просто обожают играть сэров, пэров, принцев, королев и королей, баронов. И главное, им кажется, что они знают, как их надо играть! Как будто, они чувствуют природу своих героев! В целом, это зачастую выглядит смешно и наивно. Поэтому, когда они встречаются с серьезной отечественной драматургией, нередко легко скатываются на фальшь. И если зарубежным сюжетом, интригой или историей, не вполне непонятными для русского человека, зрителя можно легко запутать, то работать с родным "черноземом" катастрофически тяжело и ответственно. Нужна правда жизни, нужно внутреннее погружение в материал, в характеры, в языковую ткань, а это, к сожалению, разучились делать и современные режиссеры, и артисты.
Проведение Года культуры, обсуждение в течение года "Основ государственной культурной политики", - все это поднимает на новый качественный уровень развитие отечественной культуры и искусства. Невозможно не согласиться с непреложной истиной, которая предваряет свод приоритетов в области культуры, что именно культура на протяжении всей российской истории сосредотачивала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, во многом определяла влияние России в мире.
Учитывая то, что 2015 год объявлен в России Годом литературы, наши творческие планы, и сезон отечественной драматургии, и премьера "Тихого Дона во многом перекликаются с культурными и общественно-политическим процессами в стране. Это значит, что театр будет идти в фарватере тех традиций, которые заложили прежние творческие лидеры театра - Ю.А. Завадский, Ю.И. Еремин, Н.Е. Сорокин и другие. Наш репертуарный план, тесно связан с именами великих писателей, получивших мировую известность - Шолохова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Горького, Бернарда Шоу…
- Каковы перспективы гастрольной деятельности театра?
- Вопрос гастролей является сложным и запущенным для современного российского театра. Показательно, что в целях организации гастрольного дела министерство культуры России создало даже специальный Центр по организации гастрольной деятельности. Очень хочется, чтобы у руководства области были возможности для финансирования гастролей ростовских театров. Пока мы имеем некоторые виды на показ "Тихого Дона" в Москве, на сцене прославленного Малого театра. А еще очень хотелось бы повезти его в Финляндию (конечно, в случае, что он станет явлением и откровением) - на Международный театральный фестиваль в городе Тампере, который является одним из крупнейших в Европе. Меня, как и многих других театральных деятелей, очень волнует, что западные санкции касаются не только экономики, но и культуры. Поэтому, считаю, нам надо использовать любую возможность, чтобы гуманитарные связи с Европой не затухали. Но я категорически против, чтобы россияне представляли на потребу конъюнктуре произведения, в которых наши соотечественники выступают либо духовными дегенератами, либо людьми нетрадиционной сексуальной ориентации. Все это не для нашего Отечества.
- Какие требования Вы предъявляете труппе, насколько востребованы молодые актеры?
- Требование одно - верность своей профессии и театру. И хочется понимания, что невозможно в одночасье обеспечить всех главными ролями.
Знаю, что театр и зритель ждет от меня, как нового художественного руководителя, необычного для Ростова зрелища и успеха. Хочу заявить, что у меня нет в планах делать ставку на одну постановку. И вообще свои обязанности я вижу шире, чем одна только работа над репертуаром. У меня осталось полтора года контракта, а параллельно с творчеством надо и ремонтом здания заниматься, и новые формы расширения доходной базы придумывать, и материально-техническую базу развивать, и долги, доставшиеся в наследство, выплачивать, и устройством быта работников театра заниматься, и нужную для творчества, равно как и для производства спектаклей, атмосферу создавать…
Можно было, разумеется, навалиться на один самый-самый умопомрачительный спектакль, эффектно им выстрелить и уже тем самым остаться в истории театра. Но я выбираю путь, где решаются многие-многие вопросы в комплексе. Поэтому, если Вы меня спросите, каково мне едется на "тракторе", скажу честно, что в кабине сижу редко, а есть ощущение, что я его в меру своих сил либо толкаю, либо бегу рядом.
Что касается молодых актеров, им предназначен наш специальный проект - творческая мастерская "Дизель", которая займется постановкой пьес молодых драматургов - студентов Литературного института имени А.М. Горького - силами молодых режиссеров. Под этот проект полностью отдается Экспериментальная сцена. К первой работе мы приступим уже в январе, сразу после праздников. Молодой режиссер Иван Миневцев, выпускник ГИТИСа (курс Е.Каменьковича и Д. Крымова) будет ставить пьесу студентки 2 курса Литинститута Полины Бабушкиной с интригующим названием "Как мы убивали дядю Ваню". Премьера ожидается в конце апреля будущего года. Кстати, педагогом Миневцева является наш земляк, ростовчанин, признанный в столице режиссер Роман Самгин.
- Будут ли задействованы в спектаклях, в т.ч. премьерных актеры из театров других регионов РФ, а также Москвы и Санкт-Петербурга?
- Будем смотреть по обстоятельствам. Самоцели как таковой у нас нет.
- Безусловно, для творческого человека важна мотивация его деятельности, как решает этот вопрос руководство театра?
- Мотивация для любого творческого человека - максимальная творческая самореализация. А чтобы это произошло, нужны условия и собственные желания человека, посвящающего себя искусству, служению театру. Условия должны создавать и руководство театра, и руководство области, которое в лице министерства культуры является нашим учредителем. Я рад, что судьбой горьковского театра занимаются лично губернатор области Василий Голубев и его первый заместитель Игорь Гуськов. В курсе всех наших вопросов министр культуры региона Александр Резванов. Но, к сожалению, общее состояние нашей экономики таково, что появятся неизбежные сложности в финансировании культуры и театра в частности. Уже сегодня видно, что нам придется все больше полагаться на собственные силы - больше зарабатывать, быть интересными на Дону и за его пределами. Повторюсь еще раз, что удел руководителя театра с провинциальной судьбой сильно вдохновлять не может. Хочется, чтобы кафедра нашего любимого "трактора", которому в будущем году исполнится 80 лет, была слышна и видна отовсюду. А это значит, что нам надо поднимать свою творческую планку. Чтобы с нашей труппой работали именитые и самобытные режиссеры. Нам нужны художественные открытия такой выразительной силы и правдивости, которые заставили бы аудиторию восторженно плакать и смеяться, а сердце трепетать от счастья, что театр созвучен твоему настроению, а главное - времени, в котором он работает.