И.о. руководителя УФНС РФ по Ростовской области В.Шелепов: "Мы уделяем большое внимание работе по снижению конфликтности с налогоплательщиками"

И.о. руководителя УФНС РФ по Ростовской области В.Шелепов: "Мы уделяем большое внимание работе по снижению конфликтности с налогоплательщиками"

            В последние годы Федеральная налоговая служба кардинально поменяла подход в работе с налогоплательщиками, сделав упор на создание системы партнерских отношений, при которых работа органов ФНС становится более открытой, а многие налоговые процедуры упрощаются. При этом непосредственный контакт налогоплательщика и инспектора сводится к минимуму за счет внедрения интерактивных услуг, развития онлайн-сервисов и системы электронных услуг. О том, как выстраиваются взаимоотношения налоговиков Ростовской области с налогоплательщиками, нововведениях и тенденциях в налоговом законодательстве, а также о мерах по борьбе с налоговой задолженностью и выявлению фиктивных юридических лиц в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал и.о. руководителя УФНС России по Ростовской области Владимир Шелепов.

            - Владимир Германович, прошло 5 месяцев с начала 2013 года, и, наверное, уже можно подвести промежуточные итоги работы за этот период. Какие направления в работе стали для вас основополагающими и каких результатов удалось достичь?

            - По многим направлениям нашей деятельности результаты можно оценить как положительные. Нам удается на фоне замедления темпов роста экономики поддерживать необходимый уровень налоговых поступлений. Основой этому послужило внедрение инновационных решений, повышающих эффективность налогового администрирования и облегчающих выполнение налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.

            Так, за 4 месяца с начала этого года в консолидированный бюджет Российской Федерации от Ростовской области поступило 45,8 млрд рублей, что на 13% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

            Важным фактором стал рост поступлений НДФЛ - основного источника пополнения консолидированного бюджета Ростовской области. А это, в свою очередь, явилось следствием роста доходов населения и сокращения "серых схем" в выплатах заработной платы. За 4 месяца текущего года бюджет получил 12,8 млрд рублей налога на доходы физических лиц. Всего в консолидированный бюджет Ростовской области перечислено 34,8 млрд рублей - это 76% доходов, поступивших на территории Ростовской области. Поступления в консолидированный бюджет области превышают аналогичный показатель прошлого года на 15,4%.

            Подтверждается эффективность избранного курса на снижение низкорезультативных налоговых проверок при одновременном обеспечении роста взыскания доначисленных сумм в бюджет. Сегодня с учетом количественных и качественных характеристик налогоплательщиков выстраиваются основные показатели выездного контроля и формируется перечень налогоплательщиков, подпадающих под контроль. Это позволило нам существенно снизить число низкорезультативных проверок и за счет реальных доначислений обеспечить рост поступлений в бюджет. Так, доначисления на одну выездную налоговую проверку по итогам первого квартала выросли более чем в 1,3 раза и составили 3,6 тыс. рублей. Уровень взыскания по решениям, вступившим в законную силу, вырос на 35% и составил 88%, а по итогам 2012г. - 55% (в 2011 - 34%).

            Кроме того результатом улучшения качества аналитической работы налоговых органов стала мотивация налогоплательщиков к отказу от инструментов минимизации налогов и добровольному уточнению своих налоговых обязательств. По результатам I квартала 2013 года самостоятельно уточнены плательщиками налоговые обязательства на сумму 388 млн рублей, что выше аналогичного показателя прошлого года в 1,7 раза.

            - Ростовские налоговики в 2012 году исключили из реестра почти 16,5 тыс. компаний с признаками недобросовестности. Сколько таких компаний уже выявлено в нынешнем году и сколько планируется "ликвидировать" до конца года? Существуют ли эффективные схемы выявления и борьбы с такими компаниями?

            - Обеспечение и поддержание актуальности и достоверности сведений, содержащихся в государственных реестрах, относится к числу наших приоритетов. Мы неоднократно подчеркивали важность работы налоговых органов по исключению из государственных реестров недействующих и фиктивных юридических лиц, в том числе фирм-однодневок. Как правило, именно они принимают участие в схемах ухода от налогообложения, что наносит значительный ущерб бюджету и экономике. Эффективность налогового администрирования также в значительной степени зависит от информации, содержащейся в базах данных налоговых органов.

            Особое внимание мы уделяем состоянию Единого государственного реестра юридических лиц. С 2005 года была установлена система норм, предусматривающая исключение недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ в административном порядке. В 2011 году в Реестре содержались сведения о более чем 28 тыс. организаций, которые не представляли налоговую отчетность и не вели финансово-хозяйственную деятельность. На сегодняшний день эта цифра составляет около 9 тыс. Внимание, которое в 2011-2012 году Управление уделяло работе по актуализации Единых государственных реестров, и в первую очередь, исключению из них "рисковых" организаций, что дало реальные результаты. На сегодняшний день основная часть этой работы практически завершена. В 2012 году нами исключены из Реестра почти 16,5 тыс. организаций, не ведущих деятельность и не представляющих отчетность. В этом году исключены еще 1,5 тыс., а также начата процедура по исключению 3 тыс. недействующих организаций.

            Правда, около 6 тыс. организаций невозможно исключить из Реестра, так как они имеют налоговую задолженность. Взыскание ее - процедурный вопрос, и его решение требует определенного времени. Только после взыскания или списания задолженности возможно исключение организации из государственного реестра.

            Хотел бы отметить еще один важный аспект работы на этом направлении. Предоставление информации из государственных реестров является одной из наиболее востребованных государственных услуг как со стороны органов государственной власти, так и со стороны организаций и отдельных граждан. В настоящее время более 180 органов государственной власти получают сведения из реестров в электронном виде. Только за 4 месяца 2013 года информация из ЕГРЮЛ и ЕГРИП представлена по более 80 тыс. запросам организаций и граждан.

            - Как в настоящее время в Ростовской области обстоит дело с налоговой задолженностью? Насколько она снизилась с начала 2013 года и за счет чего это произошло?

            - Важнейшим результатом работы в I квартале стало снижение задолженности на 91 млн рублей, или 0,6%. Такой результат получен благодаря тесному сотрудничеству с правоохранительными органами, службой судебных приставов, Правительством области, администрациями муниципалитетов. В результате всех проведенных мероприятий в отношении должников в бюджет поступило 2,8 млрд рублей, что на 6% больше, чем в I квартале прошлого года. Большое значение в работе по сокращению задолженности имеет работа с задолженностью на ранних стадиях образования. И здесь, наряду с мерами, предусмотренными Налоговым Кодексом, мы применяем весь комплекс альтернативных способов работы с должниками. Это - и выезды на крупные предприятия с целью привлечения работодателя к процессу уплаты работниками имущественных налогов, и работа Передвижного пункта, и постоянное информирование с использованием всех возможных каналов.

            - Как в Ростовской области складывается ситуация с количеством жалоб, поступающих в ФНС? Можно ли говорить о том, что у нас наблюдается тенденция к росту досудебного урегулирования налоговых споров?

            - В настоящее время мы уделяем большое внимание работе по снижению конфликтности с налогоплательщиками. В первую очередь, повышая качество оказания услуг и совершенствуя налоговое администрирование. Система досудебного урегулирования налоговых споров - это действенный и оперативный механизм восстановления нарушенных прав налогоплательщиков, который позволяет достаточно быстро урегулировать конфликт.

            Порядок разрешения споров в суде является довольно затратным, продолжительным, состоящим из множества сложных процессуальных процедур. Как показывает практика, досудебный порядок урегулирования спорной ситуации является наиболее оптимальным для сторон, поскольку не связан с несением судебных расходов и позволяет решать вопросы в более короткие сроки.

            Оценив эти преимущества, налогоплательщики Ростовской области все чаще пользуются возможностью урегулировать спор с налоговыми органами в досудебном порядке. С начала года в досудебном порядке налоговыми органами области рассмотрено на 6% больше споров, чем в аналогичном периоде прошлого года, что говорит о росте доверия. При этом количество судебных дел с участием налоговых органов снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8 тыс. В определенной мере снижение нагрузки на судебную систему обусловлено развитием системы досудебного урегулирования налоговых споров.

            Сегодня в налоговом законодательстве закреплен обязательный порядок урегулирования налоговых споров для решений по налоговым проверкам. По остальным спорам у налогоплательщиков есть выбор - обратиться в вышестоящий налоговый орган или напрямую в суд. Законопроектом, который сейчас находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ, предусмотрено введение обязательной досудебной процедуры для всех налоговых споров по обжалованию актов налоговых органов, действий или бездействия должностных лиц. Предполагается также увеличить срок для подачи налогоплательщиками апелляционных жалоб с 10 дней до 1 месяца, а также предоставить налогоплательщикам дополнительную гарантию - возможность урегулировать спор в ФНС России. При этом право на обращение в суд за налогоплательщиком сохранится.

            - Какие нововведения ждут налогоплательщиков региона в текущем году? Планируется ли дальнейшее развитие различных интернет-сервисов, связанных с подготовкой и отправкой налогоплательщиками документов и информированием их о нововведениях в сфере налогового законодательства, текущей задолженности и так далее?

            - За последние годы заметно изменились отношения между работниками налоговых органов и налогоплательщиками. Если раньше налоговиков иногда не без основания упрекали в "неповоротливости", то сегодня мы выступаем партнерами. Наша работа сегодня предельно открыта и понятна. Упрощены и сделаны прозрачными многие налоговые процедуры. За счет реализации интерактивных услуг мы сокращаем личный контакт налогоплательщика и инспектора.

            Еще четыре года назад электронные сервисы только планировались. Уже сейчас для получения целого ряда услуг налогоплательщику не приходится тратить свое время и обращаться в инспекцию - достаточно воспользоваться сайтом ФНС России или Управления. Служба работает как над разработкой и внедрением новых сервисов, так и над постоянной модернизацией уже существующих. И такой подход оправдывается. Согласно статистике 45 тыс. человек ежемесячно посещают сайт Управления, что, несомненно, говорит о популярности получения услуг налоговой службы именно в электронном виде. Для сравнения скажу, что в середине 2009 года на сайт заходило всего 5,5 тыс. человек в месяц.

            Сегодня налогоплательщикам Ростовской области предоставлена возможность использовать 35 онлайн-сервисов ФНС России и 4 Интернет-сервиса Управления. На сайте можно узнать адрес своей налоговой инспекции, подать заявление о постановке физического лица на налоговый учет, выяснить ИНН, проверить своего контрагента, зарегистрировать свой бизнес, узнать задолженность и др.

            Важным шагом стало внедрение на всей территории Российской Федерации сервиса "Подача электронных документов на государственную регистрацию". Он позволяет осуществить регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя с подготовкой документов в электронном виде и использованием электронной цифровой подписи, вообще не посещая налоговую инспекцию.

            Растет число подключенных к Интернет-сервису "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц". Только в октябре прошлого года на пресс-конференции мы презентовали вам данный сервис, и уже 48 тыс. жителей области стали его активными пользователями.

            В нескольких регионах работает в пилотном режиме Интернет-сервис "Личный кабинет юридического лица". Сервис позволяет юридическому лицу получать актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, о суммах, начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, невыясненных платежей. Кроме того, в "онлайн-кабинете" можно составлять и направлять в налоговые органы заявления на уточнение платежа, заявления о зачете/возврате переплаты, получать справки о состоянии расчетов с бюджетом, об исполнении обязанности по уплате налогов и других обязательных платежей, акты сверки. В числе доступных услуг также выписка из ЕГРЮЛ в электронном виде (в отношении самого юридического лица).

            Но останавливаться на достигнутом мы не собираемся. В ближайших планах - разработка новых сервисов, проведение масштабных информационных кампаний для налогоплательщиков и многое другое.

            - В России с начала 2012 года действует трансфертное законодательство, и в настоящее время многие компании страны только начинают работать в этой сфере. При этом многие отмечают недостаток информации и отсутствие выработанных и понятных механизмов работы с достаточно свежим законом, который имеет для бизнеса как положительные, так и отрицательные стороны. Какова доля компаний Ростовской области, которых касается данный закон? Насколько ФНС готова к тому, чтобы работать с бизнесом в рамках данного закона, в частности, осуществлять консультационную и информационную поддержку предприятий?

            - Действительно, с 2012 года в налоговое законодательство Российской Федерации внесены существенные изменения: налогоплательщики, осуществляющие сделки с взаимозависимыми лицами, с 2013 года обязаны пересчитывать по итогам года выручку и дополнительно уплачивать налоги по этим сделкам, если применяемые по ним цены - меньше рыночных.

            Новый порядок распространяется далеко не на всех налогоплательщиков, осуществляющих сделки с взаимозависимыми лицами. Критериями для применения данного порядка налогообложения для различных категорий налогоплательщиков может являться как объем доходов, так и виды реализуемых товаров (нефтепродукты, черные и цветные металлы, драгоценные металлы и т.п.), характеристика контрагентов-налогоплательщиков, к которым относятся компании, применяющие специальные налоговые режимы (ЕСХН и ЕНВД), а также компании, находящиеся в оффшорных зонах, организации-участники внешнеэкономической деятельности и другие.

            Доля налогоплательщиков, которых коснется нововведение, определится после 20 ноября, когда налогоплательщики - участники контролируемых сделок - уведомят налоговые органы о сделках, совершенных ими в 2012 году, и представят расчеты выручки для целей налогообложения.

            Работа по реализации норм законодательства о трансфертном ценообразовании предстоит еще большая. Поэтому ФНС в текущем году продлила до 20 ноября срок подачи уведомлений участниками сделок с взаимозависимыми лицами, и, кроме того, в 2013 году налогоплательщики будут полностью освобождены от штрафных санкций в случае отклонения применяемых ими цен от рыночных. Но уже в 2014-2016 годах размер штрафа составит 20% от неуплаченной суммы налога, а начиная с 2017 года - 40%, но не менее 30 тыс. рублей.

            Задачей территориальных налоговых органов в данный момент является, прежде всего, разъяснение налогоплательщикам порядка и условий расчета рыночных цен по операциям совершенным с взаимозависимыми лицами, по которым они - ниже рыночных. ФНС России разработан весь пакет необходимого инструктивного материла, регулирующего порядок исчисления и уплаты налогов организациями, участниками контролируемых сделок, чье налогообложение регулируется новым законодательством. Все эти материалы размещены на сайте ФНС России и общедоступны для всех налогоплательщиков. Наше Управление и территориальные налоговые органы области полностью готовы работать с бизнесом в рамках нового законодательства и консультировать налогоплательщиков по применению налогового законодательства.

            - Владимир Германович, каковы предварительные итоги декларационной компании?

            - Декларационная кампания 2013 года завершилась 30 апреля. По предварительным данным, налоговыми органами получены 133 тыс. деклараций о доходах, что выше на 10%, чем в прошлом году. Из них почти 15 тыс. граждан задекларировали доход от продажи недвижимого имущества. О доходах от продажи транспорта отчитались 30 тыс. налогоплательщиков. Сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет на основании представленных деклараций, составила 468 млн рублей. Из года в год растет число налогоплательщиков, заявляющих имущественные и социальные налоговые вычеты. Так, по оперативным данным, более 47 тыс. налогоплательщиков Ростовской области заявили свое право на получение имущественных и социальных налоговых вычетов на общую сумму налога к возврату 1,3 млрд рублей.

            Предвосхищая Ваш вопрос, скажу, что деклараций, в которых заявлена сумма валового дохода свыше 1 млн рублей, было представлено 6,584 тыс., сумма налога к доплате по таким декларациям составила 376 млн рублей. Деклараций с валовым доходом свыше 1 млрд рублей представлено 5, а в 2012 году - 12.