Краснодар - динамично развивающийся город. Но уже сейчас для многих очевидно, что его инфраструктура не поспевает за темпами строительства, за темпами роста населения и благосостояния жителей. В интервью агентству "Интерфакс-ЮГ" глава муниципального образования Владимир Евланов рассказал, готовы ли власти к тому, что уже в самое ближайшее время Краснодар превратится в полноценный город-миллионник.
- Владимир Лазаревич, мы видим, что за последние годы город вводит не менее одного млн кв. метров жилья. Стремительно растет городское население. Людям сегодня нужна не просто крыша над головой, нужны хорошие дороги, развитая социальная инфраструктура - детские сады, школы, больницы - все, что мы называем качеством жизни. Готов ли Краснодар к решению этих масштабных задач?
- Вы правы, высокие темпы жилищного строительства во многом свидетельствуют об активном экономическом развитии города, его инвестиционной привлекательности, предпринимательской активности. Но на этом фоне накапливается серьезное инфраструктурное отставание, и оно уже сейчас вырастает в проблемы для Краснодара. Снижает уровень комфортности жизни в городе.
Решением городской Думы в январе нынешнего года утвержден Генеральный план муниципального образования. Это - основополагающий документ, определивший перспективы развития кубанской столицы на ближайшие 40 лет. Уже сейчас в рамках градостроительного плана в целях комплексного жилищного строительства вовлечено около 2 тыс. 400 га земельных участков. На этой территории будет построено 33,3 млн. кв. метров жилья с населением более 950 тыс. человек.
Более того сейчас фондом РЖС совместно с администрацией Краснодарского края рассматривается возможность вовлечения в жилищное строительство в 2012-2014 годах еще 1520 гектаров в районах Западного обхода и западной границы города, а также в поселках Колосистом и Березовом.
Состоявшаяся в 2010 году Всероссийская перепись населения показала, что в Краснодаре постоянно проживают 850 тыс. человек. Вместе с тем я убежден, что в ходе переписи были учтены далеко не все население.
- Почему?
- В качестве яркого примера приведу Крымск. Этим летом в ходе восстановительных работ там столкнулись с тем, что значительное количество местных жителей, пострадавших от наводнения, не были зарегистрированы. Возможно, кому-то было так удобно - не вставать на учет, не регистрировать свои постройки. Но когда пришла беда, вдруг выяснилось, что фактическая численность населения города почти на треть больше той, которая считалась официально. В этом смысле Краснодар, как и другие города России, мало чем отличается от Крымска.
Не трудно посчитать, что в столице Кубани уже проживают более 1,2 млн человек. Есть и еще один способ определить фактическую численность населения - по количеству стоящих на учете в медицинских учреждениях детей. В Краснодаре их сегодня - более 140 тыс. Этот показатель по существующим статистическим методикам, свидетельствует о том, что мы уже давно живем в городе -миллионнике.
Изначально предусматривалось увеличение населения краевого центра до 2 млн человек только к 2050 году. Уже сейчас мы опережаем темпы развития, заложенные в Генеральном плане. Поэтому сегодня крайне необходимо включение мероприятий по строительству объектов инженерного обеспечения Краснодара в федеральные программы.
- Существуют ли предварительные расчеты потребностей Краснодара в новых энергетических мощностях, водозаборных и очистных сооружениях? В какую сумму оцениваются эти проекты?
- По нашим оценкам, необходимо увеличить мощности водозаборных и очистных сооружений более чем в два раза, построить новые подстанции электроснабжения, реконструировать объекты газоснабжения, построить новые газораспределительные сети, очистные сооружения дождевых вод.
Потребуется, например, дополнительно 250 тыс. кубометров в сутки холодной воды, 120 тыс. кубометров в сутки горячей воды, отведение и обеззараживание 370 тыс. кубометров в сутки сточных вод и 630 тыс. кВт/час потребляемой электроэнергии.
Помимо инженерной инфраструктуры, развитие города потребует строительства детских садов, школ, больниц и поликлиник - всего необходимого. Необходимо также выполнить значительные объемы работ по оптимизации улично-дорожной сети. Значит, резервировать территории под эти объекты надо уже сейчас. Ориентировочный объем затрат на строительство объектов инженерного обеспечения вновь застраиваемых земель составит за 10 лет 400-500 млрд рублей. Очевидно, что задачи такого масштаба должны решаться с помощью механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) при поддержке краевого и федерального бюджетов.
- Если говорить о поддержке со стороны Краснодарского края, в чем конкретно она выражается? Какие проекты уже удалось реализовать?
- Наиболее важным, судьбоносным для кубанской столицы проектом последних лет стала краевая целевая программа "Краснодару - столичный облик". Она была принята депутатами Законодательного собрания при активной поддержке губернатора Александра Ткачева и стартовала в 2008 году. Ее уникальность в том, что за небольшой срок она позволила решить накопившиеся в стремительно развивающемся городе острые проблемы. На реализацию программы с 2008 по 2011 годы было выделено 10,7 млрд рублей, в том числе, из краевого бюджета - 7,4 млрд рублей и из бюджета муниципального образования - 2,6 млрд рублей.
Программа охватила буквально все стороны жизни города. Краснодар получил возможность существенно пополнить муниципальный жилищный фонд новыми благоустроенными квартирами (более 71 тыс. кв. метров) для того, что бы поэтапно освободить центральную часть города от аварийного жилья и ускорить реконструкцию исторического центра.
В истории города не было такого периода, когда бы за четыре с небольшим года осуществлялась реконструкция магистральных автомобильных дорог с переустройством инженерных коммуникаций протяженностью более 60 км. Завершено строительство важнейшей транспортной магистрали Краснодара - автомобильной дороги по ул. Московской с выходом на ул. Ростовское шоссе. Выполнен капитальный ремонт моста через реку Кубань по ул. им. Тургенева.
В течение нескольких лет построены новые дороги, тротуары, спортивные объекты, реконструированы парки, восстановлены памятники. Благодаря этой программе ночной Краснодар приобрел уникальное уличное освещение и стал экскурсионной достопримечательностью.
Профинансированы такие важные проекты, как строительство пристроек к детским садам на 260 мест, школы искусств, трех общеобразовательных школ, городской поликлиники, построено 12 спортивных площадок. Реконструирована центральная городская площадь - Театральная. Завершено строительство детской больницы по улице Лукьяненко. Мы получили медицинский центр, оснащенный самым современным оборудованием.
- Не так давно, в сентябре, губернатор подписал проект программы "Краснодару - столичный облик" на новый пятилетний срок. На решении каких задач планируется сосредоточить усилия до 2017 года?
- При поддержке края мы продолжим системно развивать ключевые сферы жизнедеятельности, требующие значительных капитальных затрат, неподъемных для одного муниципального бюджета. Объем финансирования мероприятий целевой программы в 2013-2017 годах оценивается почти в 28 млрд рублей.
Прежде всего, столица Кубани получит средства на 100-процентную модернизацию городского общественного транспорта в течение двух лет. На улицах города должны остаться только трамваи и троллейбусы европейского уровня - с кондиционерами, электронными табло информации, удобные для инвалидов. Первые 12 троллейбусов будут приобретены в лизинг уже в этом году, еще 25 машин - в следующем. Также в 2013 г. запланировано закупить 40 новых трамваев. Всего же, согласно программе, в Краснодаре будут заменены 150 единиц электротранспорта.
На средства программы будет завершено обустройство городских дворов, придомовых территорий, внутренних проездов и второстепенных улиц. Будут установлены 1200 новых детских площадок, построены и реконструированы ливневые коллекторы, линии электропередачи, уличное освещение. Также планируется обеспечить всей необходимой инженерной инфраструктурой несколько тысяч земельных участков, передаваемых под строительство жилья многодетным семьям.
Один из основных разделов программы посвящен строительству и расширению детских садов и школ в существующих и строящихся микрорайонах, а также пригородах. За 5 лет должно быть построено шесть новых школ по 1000 мест каждая и 16 современных дошкольных учреждений.
В ближайшие несколько лет мы сделаем все, чтобы огромная очередь - 18 тыс. человек на место в детсаду - для краснодарцев осталась в прошлом, как дурной сон. Для того, чтобы снять остроту проблемы, необходимо ежегодно вводить по 10-15 садиков.
В решении проблемы дефицита свободных инженерных сетей и энергетических мощностей мы также опираемся на серьезную поддержку края, который помогает нам добиваться участия в крупных федеральных инфраструктурных проектах. Но уровень государственных инвестиций должен быть выше, и мы будем работать над тем, чтобы привлечь для развития города больше средств, и частных, и государственных
- В начале октября в выставочном комплексе "Кубань ЭКСПОЦЕНТР" с участием губернатора Краснодарского края Александра Ткачева состоялась панельная дискуссия "Краснодар. Взгляд в будущее", в ходе которой обсуждались инфраструктурные проекты, которые в ближайшие годы станут приоритетными. Не могли бы Вы рассказать о них?
- Хочу отметить, что итогом состоявшегося обсуждения Александр Николаевич (Александр Ткачев, губернатор Краснодарского края - ИФ) принял решение возобновить работу межведомственной комиссии по вопросам стратегического развития Краснодара. Тот факт, что рабочий орган возглавил вице-губернатор, министр финансов Краснодарского края Иван Перонко, свидетельствует о пристальном внимании властей края к решению проблем кубанской столицы. Я благодарен губернатору за поддержку наших инициатив.
Комиссия сформирована из представителей администрации края и муниципалитета. Она действовала в период осуществления первой краевой целевой программы "Краснодару - столичный облик" в 2008-2011 годах. За годы реализации программы в развитие города было вложено более 10 млрд рублей из бюджетов всех уровней. На предстоящие пять лет масштаб задач увеличился более чем втрое. И, как отметил Александр Ткачев, четко выверенная всеми программа действий необходима всем. Поэтому комиссия должна будет расставлять приоритеты, координировать работу краевых и городских структур.
В ближайшие пять лет основными источниками финансирования строительства новых дорог, мостов, транспортных развязок, объектов социальной сферы Краснодара станут средства краевой целевой программы "Краснодару - столичный облик" на 2013-2017 годы (около 28 млрд рублей), регионального дорожного фонда (порядка 2 млрд рублей в год), муниципального бюджета, деньги, привлекаемые по федеральным программам, а также частные инвестиции.
С 2013 года мы приступим к реализации плана модернизации улично-дорожной сети, стоимость которого, по предварительным оценкам, составит свыше 30 млрд рублей.
Напомню, по уровню автомобилизации населения Краснодар входит в первую пятерку российских городов. В городе зарегистрировано свыше 360 тыс. автомобилей. Кроме этого ежедневно в город въезжают до 150 тыс. единиц транзитного автотранспорта и машин жителей пригородных территорий. Нагрузка на транспортную систему города постоянно возрастает, что требует значительных объемов работ по оптимизации и модернизации улично-дорожной сети.
Три въезда в Краснодар осуществляются по автомобильным дорогам регионального значения. Коэффициент загрузки этих участков превышает предельно допустимый почти в полтора раза, как следствие пропускная способность не обеспечена, заторы в часы пик стали привычной картиной.
Поэтому одной из первых в 2013 году планируется начать реконструкцию въезда в краевой центр по региональной трассе от станицы Елизаветинской до Западного обхода. Проектом предусматривается расширение проезжей части 8-километрового участка до двух полос движения в каждом направлении с разделителем, строительство двух транспортных развязок в разных уровнях, устройство электроосвещения на всем протяжении участка, устройство подземных пешеходных переходов, тротуаров и велосипедных дорожек, шумозащитных экранов.
Не менее важным является строительство нового моста через Кубань со стороны поселка Яблоновского. Приступить к возведению нового 300-метрового сооружения, имеющего по две полосы движения в каждом направлении, также планируется в 2013 году.
В самом Краснодаре наиболее проблемными участками являются пересечения улиц Старокубанской со Ставропольской и Красных Партизан с Тургенева. Существующие здесь транспортные "кольца" уже не справляются с фактической интенсивностью движения. На пересечения улиц Старокубанской и Ставропольской с 2014 года планируется приступить к строительству развязки в трех уровнях. На верхнем уровне, по Ставропольской, предусматривается путепровод с двумя полосами автомобильного движения в каждом направлении и трамвайным движением. По Старокубанской, на нижнем уровне - тоннель. На среднем уровне будет оставлено кольцевое движение для автомобилей и троллейбусов с подземными пешеходными переходами.
В месте пересечения улиц Красных Партизан и Тургенева предлагается размещение транспортной развязки в двух уровнях. По улице Красных Партизан на участке от Воровского до Котовского предусматривается строительство путепровода протяженностью 250 м, по две полосы движения в каждом направлении. По улице Тургенева от улицы Бабушкина до Гагарина будет оставлено движение по кольцу, а для безопасности пешеходов предусмотрены подземные пешеходные переходы.
Еще одна стратегическая задача для города - строительство "Южного скоростного обхода" - магистрального пути от ул. Воронежской до ул. Бородинской, соединяющей центральную часть Краснодара с железнодорожным вокзалом и аэропортом. Данный проект также может быть реализован в ближайшие 5-8 лет.
Хочу подчеркнуть, что оптимизация транспортных потоков и увеличение пропускной способности основных магистралей должна быть синхронизирована с развитием общественного транспорта, модернизацией дорог местного значения. В противном случае будущие крупные жилые массивы неминуемо окажутся "запертыми" в утренние и вечерние часы-пик. В частности, чтобы решить проблему транспортного обеспечения строящегося ул. Дзержинского большого спортивного кластера - Города спорта, - в ближайшие годы мы намерены продлить троллейбусную линию от торгового комплекса "Красная площадь" до ул. 3-я Тихая, а также продлить трамвайную линию от Московской и Солнечной вдоль улицы Московской до улиц Дзержинского и Покрышкина. Необходимо также будет решить вопрос с расширением улицы Дзержинского и строительством и расширением целого ряда других дорог в этом микрорайоне.
- На наш взгляд, городу необходим проект, который бы кардинально изменил транспортную ситуацию. В последние годы много говорилось о "Краснодарском транзите", и лишь совсем недавно у этого плана стали проявляться реальные очертания…
- Проект "Краснодарский транзит" включен в Генеральный план развития города до 2050 года, и его по праву можно назвать одним из наиболее масштабных за всю историю Краснодара. В частности, предусматривается демонтаж основного железнодорожного пути Тимашевского направления от Компрессорного завода до примыкания к железнодорожной ветке Тихорецкого направления, и строительство на его месте ветки скоростного трамвая и скоростной автомагистрали протяженностью около 18 км. Строительство предлагается вести в двух уровнях, на одном - трамвай, на другом - автомобильный и общественный транспорт. Съезды планируется организовать при помощи 12 развязок. Саму же дорожную магистраль планируется пустить в обход города с востока.
Стоимость проекта в текущих ценах составляет 33 млрд рублей. Есть идея увязать его с уже реализуемым на Кубани строительством транспортного обхода Краснодара на участке "Котельниково - Тихорецкая - Кореновск - Тимашевская - Крымская" с обходом Краснодарского узла. Этот проект обеспечит прямую связь промышленных центров Урала и Поволжья с районами Северного Кавказа. В результате грузооборот портов Азово-Черноморского бассейна (Новороссийск, Туапсе, Кавказ, Темрюк и Грушевская - ИФ) увеличится до 150 млн тонн в год. Таким образом, за счет перенаправления основного потока грузов, нагрузка на краснодарский узел многократно сократится. Город станет принимать и пропускать, в основном, пассажирские составы.
Реализация проекта "Краснодарский транзит" может вступить в активную стадию воплощения после того, как будет принято решение о запуске электропоездов типа "Сапсан" по маршруту Москва-Сочи, а также закрытии станции "Краснодар- сортировочная" с переориентацией грузопотока на создаваемый сортировочный узел в районе станции "Крымская".
Понятно, что городу в одиночку такую сумму не потянуть. Да и железнодорожники до последнего времени не спешили включать проект в свои инвестиционные планы. В июне этого года по инициативе нашего губернатора Александра Ткачева, нам удалось встретиться в Сочи с президентом ОАО "Российские железные дороги" Владимиром Якуниным. Мы договорились, что Краснодарский край, город Краснодар и РЖД создадут рабочую группу для проработки деталей. В ходе пленарной дискуссии, о которой мы уже говорили, помощник начальника Северо-Кавказской железной дороги Евгений Горлаков подтвердил, что РЖД рассматривает "Краснодарский транзит" как один из вариантов модернизации Краснодарского транспортного узла. И я считаю, что это уже прогресс. Вместе с тем, нас ожидает еще очень много работы в будущем. Предстоит заручиться поддержкой правительства России и привлечь внимание к проекту крупных российских или иностранных инвесторов.
- Если говорить о частных инвестициях, то не секрет, что Краснодар входит в число лидеров среди городов России по объему капиталовложений как в абсолютном выражении, так и в пересчете на душу населения. На состоявшемся в сентябре XI Международном инвестиционном форуме "Сочи-2012" краснодарская делегация заключила соглашения на реализацию инвестиционных проектов на сумму 106 млрд рублей. Какие из них, на ваш взгляд, наиболее значимы?
- В Краснодаре активность инвесторов действительно велика. Так, на сегодняшний день в городе реализуется около 250 проектов, на общую сумму более 800 млрд рублей. Значительную роль в экономических успехах города играют и компании с иностранным капиталом - их более 400.
Мы уделяем повышенное внимание своему участию в сочинских форумах. Всегда стремимся показать направления развития города, наиболее перспективные и интересные с точки зрения инвестиций. Именно поэтому экспозиции Краснодара никогда не повторяли друг друга. Не стал исключением и этот год. Более половины подписанных документов в той или иной степени связаны с развитием городской среды, строительством новых объектов.
В ближайшие 5-7 лет инвестиции будут направлены на строительство жилья, комплексное освоение городских территорий, модернизацию транспортной инфраструктуры, коммерческую недвижимость и гостиницы, промышленное производство.
На форуме "Сочи-2012" мы представили масштабный план реконструкции набережной реки Кубань и центральной части города, отразив на выставочном макете уже реализованные или планируемые к реализации инвестиционные проекты - зоны отдыха и рекреации, жилые кварталы с социальной инфраструктурой, деловые центры и спортивные объекты.
Всю свою историю Краснодар был отвернут от Кубани. Задача ближайшего будущего - кардинально изменить вид со стороны реки, сделать его неповторимым. Первые шаги уже сделаны с началом реконструкции набережной в центральной части, и в дальнейшем она будет продлена до Юбилейного микрорайона. Все планируемые инвестиционные проекты будут реализованы в соответствии с этой архитектурной концепцией.
На территории в 545 га планируется в семь раз (с 1 млн кв. метров до 7 млн кв. метров) увеличить площадь жилой недвижимости, также в семь раз (со 150 тыс. кв. метров до 1 млн кв. метров) увеличить площадь коммерческой недвижимости, более чем втрое (с 29 га до 87,2 га) расширить территории рекреационного назначения. Количество мест в детских садах возрастет с 10,1 тыс. до 13 тыс., а в школах - с 17,5 тыс. до 22,2 тыс.
Особо хочу отметить соглашение о реконструкции международного аэропорта Краснодара Компания "Базэл Аэро" до 2016 г. направит на эти цели более 7 млрд рублей. В планах инвестора - строительство нового здания международных авиалиний с пассажирским терминалом (пропускной способностью 400 человек в час - ИФ), а также основного терминала для обслуживания пассажиров внутренних воздушных линий (пропускной способностью 2000 человек в час - ИФ).
Нам не будет стыдно за "воздушные ворота" Кубани. К 2016 г. аэропорт должен соответствовать всем международным стандартам. Рядом с ним в перспективе может появиться и новый железнодорожный вокзал, который будет вынесен из центра города при реализации проекта "Краснодарский транзит".
Не менее важной задачей для формирования благоприятного инвестиционного климата является обеспечение гостей города услугами гостиниц, включая определенное количество номеров уровня "5 звезд". Строительство современных отелей также стало предметом соглашений на форуме.
Инвестиционная компания "Свет звезд" до 2016 г. планирует вложить 3,6 млрд рублей в строительство 16-этажного делового центра с гостиницей на 200 номеров и конгресс-холлом. Центр предназначен для проведения мероприятий корпоративного, государственного и международного уровня, обслуживания бизнесменов и туристов. Инвестиционный проект отличает высокая степень проработки.
Аналогично несколько лет назад мы подписывали в Сочи соглашения о строительстве отелей Marriott и Hilton Garden Inn. И в скором времени они будут введены в эксплуатацию.
Для Краснодара немаловажной проблемой является обеспеченность объектами социальной инфраструктуры. И в настоящий момент существует возможность строительства сети детских садов и школ с помощью механизма государственно-частного партнерства. На форуме мы провели переговоры с компанией "ВЭБ Капитал", которая принимает участие в реализации инвестиционных программ и долгосрочных проектов.
Подготовлен перечень из первоочередных 18 объектов на сумму 7,4 млрд рублей - это детские сады и школы в наиболее проблемных районах города с оформленными земельными участками. Механизм ГЧП позволит нам за 3-4 года построить все эти объекты, а при этом возврат средств будет осуществляться в течение 10-15 лет. Кроме того администрацией активно проводится работа по проработке новых территорий. Так, Фондом РЖС в 2012-2013 годах будут переданы безвозмездно в муниципальную собственность земельные участки для строительства социальных объектов в новых микрорайонах города.
Благодаря Фонду РЖС развивается "Восточная промышленная зона". Так, в этом году 79 га было предоставлено инвесторам для размещения производств строительных материалов. Но инвесторам требуется наша поддержка, так как площадка не обеспечена инженерной инфраструктурой. Требуется электричество, газ, вода. Мы по этому вопросу также проводили предварительные переговоры с Внешэкономбанком. Фонд РЖС готов оказать содействие в предоставлении земельного участка для этих целей.