Ростов-на-Дону – крупнейший промышленный и культурный центр на Юге России, столица Ростовской области и Южного федерального округа с высокой концентрацией промышленных предприятий, федеральных структур, крупнейших вузов, среди которых Южный федеральный университет, Донской государственный технический университет, Ростовский государственный медицинский университет. При этом Ростов-на-Дону является также крупнейшим центром деловой активности, что подтверждает наличие в городе большого количества региональных офисов крупнейших российских банков и компаний. Все это обусловливает высокую инвестиционную привлекательность донской столицы, дополнительное количество рабочих мест.
Фактором, благоприятствующим социально-экономическому развитию города, является и его позиционирование в качестве "ядра" Ростовской агломерации с демографическим потенциалом до 2 млн человек, формирующего крупнейший на Юге России локальный потребительский рынок, который концентрирует значительную часть научно-образовательного, индустриального и финансово-инвестиционного потенциала региона.
О достижениях и перспективах города в год 75-летия Ростовской области рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг" мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышев.
- Михаил Анатольевич, так совпало, что Ростов-на-Дону отмечает свой 263-й день рождения одновременно с празднованием 75-летия Ростовской области. Как администрация города подготовилась к этим знаковым событиям?
- Уже много было сказано о тех мероприятиях, которые проходят в рамках празднования дня рождения города и юбилея Ростовской области, поэтому не вижу смысла снова о них напоминать. Администрацией Ростова-на-Дону сделано немало, прежде всего, в плане социально-экономического развития города, и ввод ряда объектов мы как раз приурочили к празднику.
Ко Дню города мы отремонтировали и подготовили к открытию целый ряд объектов здравоохранения. В настоящее время завершен капитальный ремонт филиала МБУЗ "Детская городская поликлиника N4", на данной территории находятся 4 педиатрических участка, и по многочисленным просьбам ростовчан, мы этот объект сохранили и привели в хорошее состояние.
В сентябре открывается Центр здоровья для детей на базе МБУЗ "Детская городская поликлиника N1". Это центр нового поколения, он ориентирован на оказание широкого спектра медицинских услуг, осуществление диагностики, профилактики и лечения, проведение анализов. Обследования и процедуры проводятся на базе новейшей аппаратуры ведущих мировых производителей. Центр обладает собственной диагностической базой и лабораторией, что позволяет быстро и качественно проводить различные медицинские обследования.
Капитальный ремонт Центра здоровья МБУЗ "Городская поликлиника N1" позволил объединить под одной крышей все его структурные подразделения. Это дает возможность большему количеству горожан посещать Центр, а медикам - более активно выявлять на ранних стадиях такие социально значимые заболевания, как сахарный диабет и гипертоническая болезнь.
Кроме того, в сентябре 2012 года заканчивается первый этап капремонта подстанции скорой медицинской помощи N9. Выполнены работы по замене кровли, утеплению фасада и обшивке его сайдингом, замене холодного и горячего водоснабжения, внутренние работы по отоплению и электрике. Возведена ограда территории подстанции и сделаны парковочные места для автотранспорта. По завершении капитального ремонта в 2013 году отделение скорой медицинской помощи получит возможность увеличить количество бригад на 9-й подстанции с 9 до 10.
В рамках городской целевой программы "Развитие муниципальной системы образования в 2011-2015 годах" проведена работа по капитальному ремонту общеобразовательных учреждений. Введены в эксплуатацию детский сад N11 в Первомайском районе на 270 мест – на сегодняшний день самый крупный в Ростове, негосударственный детский сад "Жемчужина" на 50 мест в микрорайоне "Голубые ели" Пролетарского района, лицей N33 в Ленинском районе.
За счет средств бюджета города завершен капитальный ремонт стадиона "Арсенал", расположенного в Советском районе. В ходе капитального ремонта стадион модернизирован в современное спортивное сооружение с футбольным полем, легкоатлетическим ядром и комплексом универсальных игровых спортивных площадок. Вместимость трибун для зрителей составляет 1700 человек. Стандартное футбольное поле с искусственным травяным покрытием позволяет проводить учебно-тренировочный и соревновательный процесс.
- Как Вы в целом оцениваете темпы социально-экономического развития города? Какие события, на ваш взгляд, наиболее важны для Ростова?
- Каждый прошедший год – это важная веха в современной жизни и истории города, в его настоящем и будущем. Это и итог, и задел для дальнейшего развития. Сегодня мы с уверенностью говорим, что современный Ростов – один из крупнейших и динамично развивающихся экономических центров России, обладающий мощным промышленным, финансовым, административным и образовательным потенциалом. Можно отметить ряд событий последнего времени, ставших вехой в жизни Ростова, определяющих его настоящее и будущее. Остановлюсь на некоторых из них.
В 2010 году мы завершили строительство мостового перехода через р.Дон в створе пр.Сиверса протяженностью 4,5 километра, с шестью полосами движения и пропускной способностью 60 тысяч машин в сутки. Инвестиции по проекту составили 8,2 млрд рублей. Реализация данного инвестиционного проекта послужила началом осуществления основных градостроительных преобразований, заложенных в Генеральном плане развития города до 2025 года, и создала хорошую основу для формирования следующего этапа развития городской транспортной инфраструктуры на период до 2015 года.
Начато освоение новых жилых районов – "Левенцовский" на 2,5 млн кв. метров и "Декоративные культуры" на 400 тыс. кв. метров жилья. Районы спроектированы для комплексной застройки, которая предусматривает детские сады, школы, поликлиники и другие социальные объекты. Одновременно строятся дороги и коммуникации. С 2008 года в Левенцовском жилом районе уже построено более 190 тыс. кв. метров жилья, детская поликлиника.
В активной стадии реализация "Комплексной программы строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения города Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области". Этот проект реализуется ОАО "ПО Водоканал" совместно с ОАО "Евразийский" при поддержке Инвестиционного фонда РФ и является крупнейшим инфраструктурным проектом не только в России, но и в Европе. Программа реализуется на принципах государственно-частного партнерства и рассчитана на 17 лет. Ее общая стоимость - более 37 млрд рублей, из них средства Инвестиционного фонда РФ - 6,7 млрд рублей. Самый важный объект программы - строительство водопроводных очистных сооружений в северо-западной части Ростова-на-Дону с водозаборными сооружениями в районе хутора Дугино. Его мощность составит 150 тыс. куб. метров в сутки. Реализация проекта откроет возможность для строительства в Ростове 6 млн кв. метров жилья и 2 млн кв. метров коммерческой недвижимости.
Одновременно с комплексной программой развития водопроводно-канализационного хозяйства в Ростове реализуется региональный инвестиционный проект "Чистый Дон", в рамках которого возводится завод по сжиганию шлама и установки по обеззараживанию сточных вод ультрафиолетом, участок генерального коллектора, реконструируется вторая очередь очистных сооружений канализации города. Данный проект реализуется на основе государственно-частного партнерства с привлечением как бюджетных средств, так и средств частного инвестора.
Следует отметить, что воплощение в жизнь этих двух уникальных инвестиционных проектов позволит Ростову стать вторым городом в России, обладающим законченным циклом очистки стоков.
Говоря о наших знаковых проектах, конечно же, следует упомянуть ростовское метро. Воплощение в жизнь этого амбициозного проекта будет новым шагом в развитии города. Для Ростова, как и для любого крупного города, метро - важнейший вид городского транспорта, являющийся существенным градообразующим фактором, позволяющий обеспечить перевозку пассажиров в час пик в одном направлении до 60 тыс. человек. Сегодня мы провели обоснование инвестиций, в августе 2012 года МКУ "Управление Метро Ростова" приступило к разработке проекта планировки территории и проекта межевания территории линейного объекта "Первая линия Ростовского метрополитена", которая будет завершена в апреле 2013 года. В течение 2013-14 годов будет разработана проектная документация 1-й очереди Ростовского метрополитена в полном объеме.
- Михаил Анатольевич, все эти проекты, безусловно, имеют большое значение для дальнейшего развития города, тем более что они уже успешно реализуются. А как дело обстоит с перспективными проектами?
- Мы понимаем, что будущее города, основа его поступательного развития закладываются уже сегодня. Поэтому принципы модернизации и инновационного развития Ростова являются приоритетом социально-экономической политики администрации города. Среди перспективных проектов, которые имеют большое значение для города, хочу отметить перенос грузового Ростовского порта из правобережной центральной части города в левобережную промышленную зону "Заречная".
Еще одним перспективным проектом является строительство "Северного тоннеля", который призван улучшить транспортную ситуацию в городе, связать центр донской столицы с севером и северо-востоком. Пропускная способность тоннеля - 60 тыс. автомобилей в сутки при расчетной скорости 60-80 км/ч. Ориентировочная стоимость этого масштабного проекта составляет 7,5 млрд рублей со сроком реализации в шесть лет. Конкурсная документация на проектирование объекта уже подготовлена.
Ростов очень много внимания уделяет развитию спорта. Приведу такой пример. В Северном жилом массиве на бульваре Комарова будет сформирована спортивная зона, включающая универсальный спортивно-зрелищный зал на 8 тыс. мест с детско-юношеской спортивной школой, футбольно-легкоатлетическое спортивное ядро с трибуной, полимодуль спортивных площадок, плавательный бассейн, гостиницы на 350 мест. В целом функциональная организация бульвара Комарова предусматривает объекты массовых зрелищных мероприятий и физкультурно-оздоровительных мероприятий, прогулочную зону, зону отдыха детей, а также зону учреждений и предприятий обслуживания на территории спортивного парка.
Конечно же, есть и нерешенные проблемы, беспокоящие ростовчан, которым мы уделяем особое внимание. Многое еще предстоит сделать. И подспорьем в работе будут достижения прошлых лет, так сказать, база, фундамент, уже созданные городом. Задача ставится такая - как можно дальше продвинуться по пути формирования правовой конкурентной среды на рынках товаров, капитала и услуг. Это направление должно вывести Ростов-на-Дону на одно из ведущих мест в России по инвестиционной привлекательности, сделать город максимально удобным для экономической деятельности.
Необходимым условием для формирования благоприятного инвестиционного климата является упрощение административных условий ведения бизнеса. Администрация города активно работает над совершенствованием правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность. С 2012 года реализуется городская целевая программа по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций, работает Координационный совет по инвестициям при администрации города. Изменение инвестиционного климата и развитие цивилизованных финансовых отношений - задача сложная и долговременная. Наши усилия будут направлены на снижение инвестиционных рисков, насыщение экономики необходимыми рыночными институтами и инструментами, правовое и информационное обеспечение.
- Власти Ростова-на-Дону традиционно уделяют особое внимание развитию социальной сферы города. Взять хотя бы те объекты, сдача которых приурочена к празднованию Дня города и 75-летию Ростовской области. Какие мероприятия в сфере социальной политики считаете Вы наиболее важными для дальнейшего развития Донской столицы?
- Социальная сфера Ростова-на-Дону развивается динамично. Нами реализован ряд проектов, направленных на модернизацию системы образования города. Это проект "Новые технологии в образовании", позволивший оснастить все школы современным учебно-лабораторным оборудованием для кабинетов физики, химии и биологии, проект "Здоровое питание", в рамках которого во всех школах обновлено оборудование и выполнен капитальный ремонт пищеблоков - это позволило полностью охватить горячим питанием учащихся.
Стартовал проект "Здоровый ребенок - здоровая нация", направленный на проведение капитального ремонта физкультурно-спортивных зон в образовательных учреждениях, строительство двух водноспортивных комплексов. В рамках проекта в 2012 году выполняется капитальный ремонт 3 универсальных площадок и 14 спортивных залов, для 56 базовых общеобразовательных учреждений на сумму 40,6 млн. рублей закуплены тренажеры, спортивное оборудование и инвентарь.
Существенно расширена сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений. За последние шесть лет она увеличилась на 7735 мест. В настоящее время 181 учреждение дошкольного образования всех типов и видов посещают более 32 тысяч детей. Перспектива расширения сети дошкольных образовательных учреждений определена долгосрочной городской целевой программой "Развитие системы образования города Ростова-на-Дону на 2011-2015 годы". Ее реализация позволит расширить сеть дошкольных учреждений более чем на 4000 мест за счет строительства новых детских садов, реконструкции действующих и капитального ремонта детских садов после возврата в систему дошкольного образования. В 2012 году сеть расширится на 1050 мест.
Как я уже отмечал, здравоохранение также является для нас приоритетным направлением. В Ростове введены в эксплуатацию 3 новые поликлиники, завершено строительство нового больничного комплекса, включающего детскую, взрослую поликлиники и стационар, введен в эксплуатацию областной перинатальный центр на 130 коек, завершена реконструкция больницы скорой медицинской помощи. В БСМП-2 открыто первичное отделение регионального сосудистого центра, на базе стационара клинико-диагностического центра "Здоровье" - отделение хронического гемодиализа. Только в 2012 году мы в общей сложности сдали около 10 объектов здравоохранения. Это либо абсолютно новые здания со всем необходимым оборудованием, либо уже имеющиеся объекты, прошедшие реконструкцию и капитальный ремонт.
Не был оставлен без внимания и вопрос развития массовой физической культуры и спорта. Введены в эксплуатацию новый спортивный комплекс в Первомайском районе города, рассчитанный на ежедневное посещение более 1,5 тыс. человек, а также детско-юношеская спортивная школа N12. За счет средств инвестора (ООО "МИВ") в 2012 году планируется завершить строительство плавательного бассейна, в 2013 году – двух крытых ледовых катков в парке "Сказка" в Советском районе. В будущем город планирует построить на левом берегу Дона футбольный стадион на 40 тысяч мест. Данный стадион станет плацдармом для развития обширной площади территории левобережья. Помимо самого стадиона, на левом берегу 200 из 300 га будет отдано компании "Юг Руси" на конкурное поле и его инфраструктуру. Там же будет находиться и Ростовский ипподром, 100 га будет отведено под гребной канал.
- Наверное, для всех без исключения городов России существует ряд острых вопросов, которые, как говорится, всегда на слуху. Это транспорт и пробки, жилищно-коммунальное хозяйство. А как в этом плане обстоят дела в Ростове?
- Вы совершенно верно подметили, что эти проблемы есть во всех городах, и решить их за какой-то короткий период пока еще никому не удавалось. Невозможно за один год взять и построить столько дорог и развязок, чтобы в городе не стало пробок, невозможно в одночасье отремонтировать все дома и полностью обновить инфраструктуру. Но мы из года в год стараемся делать все для того, чтобы жители Ростова чувствовали себя максимально комфортно.
Возьмем, к примеру, жилищно-коммунальный комплекс. В 2012 году на территории города запланирован капитальный ремонт 256 домов с привлечением средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ, областного и городского бюджета, а также средств собственников. Общая стоимость работ – около 1,2 млрд рублей. К концу августа уже завершен капитальный ремонт 49 многоквартирных домов на общую сумму свыше 51,4 млн рублей.
На территории города расселение жителей из аварийного жилищного фонда в 2007-2011 годах осуществлялось в соответствии с долгосрочной городской целевой программой "Переселение граждан из аварийных и подлежащих сносу многоквартирных домов и снос отселенных аварийных строений на 2007-2011 годы", расселены 427 семей и снесено более 50 аварийных отселенных домов за счет средств бюджета города. На данный момент аварийный жилищный фонд города составляет 116 многоквартирных жилых домов, в которых расположены 883 квартир. В целом в 2012 году мы планируем отселить жителей из 26 многоквартирных аварийных домов, это 290 семей.
Что касается транспортной инфраструктуры Донской столицы, то только в 2012 году на мероприятия по строительству, реконструкции, ремонту автомобильных дорог и тротуаров на территории Ростова из городского бюджета и Дорожного фонда Ростовской области выделено 714,3 млн рублей. Еще свыше 351 млн рублей мы в этом году направляем на мероприятия по капитальному ремонту и ремонту внутриквартальных проездов, дворовых территорий. В программу дорожных работ текущего года включено выполнение работ по 58 объектам строительства, реконструкции, ремонта автомобильных дорог и тротуаров общей площадью 568,3 тыс. кв. метров. Общий объем финансирования дорожной отрасли текущего года, включая затраты на строительство, капремонт и ремонт, реконструкцию, разработку проектной документации, содержание автомобильных дорог за счет всех источников финансирования превысил 2,3 млрд рублей.
Богатый практический опыт крупных городов говорит о том, что проблему пробок надо решать путем разнесения транспортных и пешеходных потоков во времени и пространстве. Это позволяет полностью изменить схему организации дорожного движения в центральной части города, перераспределить транзитный транспорт, создать комфортные и безопасные условия для движения.
Первой очередью реализации данного проекта явилась строительство автомобильного моста через р.Дон в створе пр.Сиверса. Это послужило началом формирования "малого кольца" в обход центральной части города - "сердца Ростова". Реализация второго этапа развития Темерницкого и Кизитериновского диаметра является логическим завершением наиболее важного этапа строительства данного сооружения, позволяет обеспечить перераспределение транспорта южного направления на ул.Нансена и обеспечить выходы в восточном направлении на пр.Театральный и пл.Страны Советов с дальнейшим движением в северном направлении. По мере развития Темерницкого и Кизитериновского диаметра ("кольцевая дорога") открывается перспектива создания новых скоростных магистралей.
В рамках реализации данной концепции мы планируем строительство надземных и подземных пешеходных переходов и демонтаж светофоров там, где в них уже не будет необходимости. Кроме того, продолжается установка светофоров с обратным отсчетом времени, работа по переводу дорог в односторонний режим движения, ведется создание и внедрение в городе интеллектуальной транспортной системы, позволяющей управлять транспортными потоками в режиме реального времени. Одновременно мы увеличиваем в городе количество парковочных мест так, чтобы это не создавало помехи для движения транспорта. Так, за 2011 год было организовано 750 дополнительных машиномест. В текущем году будет создано в общей сложности более 1000 парковочных мест.
- Михаил Анатольевич, в последнее время на уровне правительства Ростовской области большое внимание уделяется повышению туристко-рекреационного потенциала Донского края. Как данное направление развивается в Ростове-на-Дону?
- Развитие туристского потенциала Ростова - одна из важнейших задач, стоящих перед администрацией города и организациями туристской индустрии. Наш город имеет ряд позитивных факторов и преимуществ географического, исторического, экономического и политического характера, позволяющих говорить о высоком потенциале для развития сферы туризма. На 2011-2013 годы мы поставили перед собой задачу сделать упор на развитие делового туризма и позиционирование потенциала города на российском и международном рынках туристских услуг.
Отдельно хочу остановиться на перспективах нашей работы по наращиванию и развитию туристского потенциала Донской столицы. Среди наиболее значимых проектов в данной сфере могу выделить строительство Международного конгрессного центра "Хаятт Ридженси Дон-Плаза-Ростов", инициатором которого выступает Группа компаний "Дон-Плаза". В настоящее время на территории города Группа "Мегаполис" совместно с ООО "Лира" реализует масштабный девелоперский проект - строительство бизнес-комплекса "Sheraton" на пр.Сиверса. Бизнес-комплекс станет первым в Ростове многофункциональным комплексом, который объединит бизнес-центр класса А и отель Sheraton категории пять звезд. Объект планируется ввести в эксплуатацию в 2014 году. Кроме того, в 2013-2014 годах строительная компания "Славяне" планирует завершить строительство гостиницы "Меркур" на пр.Ворошиловском.
Параллельно с этим в городе реализуются менее масштабные, но не менее значимые проекты. Так, на ул.Ульяновской ООО "Базис" строит гостиницу на 87 номеров, еще 200 дополнительных гостиничных мест дадут городу небольшие гостинцы, возводимые на Левом берегу Дона. ООО "АгроСоюз Юг Руси" реализует проект по строительству в левобережной зоне конноспортивного комплекса, который будет включать в себя 2 гостиницы на 1050 мест.
Я уверен, что все это создаст предпосылки для существенного роста туристического потока в Донскую столицу и сделает наш город еще более привлекательным для гостей из других регионов и стран. И главное, что от этого выиграют, прежде всего, жители Ростова-на-Дону.