Глава Северной Осетии Т.Мамсуров: "В республике благоприятный инвестиционный климат"

Глава Северной Осетии Т.Мамсуров: "В республике благоприятный инвестиционный климат"

            Ключевым направлением деятельности государственной власти Северной Осетии в 2010-м году стала реализация основных направлений социально-экономического развития региона. В республике отмечено снижение числа безработных. Продолжается строительство социально значимых объектов, развивается инновационная деятельность. О том, какие меры позволили достичь положительного развития в различных сферах жизнедеятельности региона, и перспективах развития республики в 2011 году рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг" глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров.

            - Таймураз Дзамбекович, в докладе-послании, с которым Вы выступили в начале 2011 года перед депутатами республиканского парламента, был сделан детальный анализ выполнения задач по социально-экономическому развитию региона, каков главный итог минувшего года?

            - Республика Северная Осетия-Алания, как и Россия в целом, завершила 2010 год в условиях посткризисного восстановления экономики. Отмечу, нам удалось не только сохранить положительные темпы роста промышленного производства. В республике интенсивно развивается АПК. Увеличены темпы роста валовой продукции сельского хозяйства.

            На фоне позитивных экономических показателей в Северной Осетии в 2010 году средняя заработная плата увеличилась более чем на 8%. Власти республики уделяют первостепенное внимание развитию социальной сферы. В эксплуатацию введено 198 тыс. кв. метров жилья. Почти на четверть снизилась численность безработных, было трудоустроено более 15 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы составил 3,6% от численности экономически активного населения при прогнозном показателе 4,2%, материальную поддержку получили 39 тыс. человек.

            Не менее актуален еще один показатель развития социально-экономической сферы Северной Осетии. По итогам финансового года в консолидированный бюджет республики поступило налоговых и неналоговых доходов на четверть больше, чем в 2009 году, это дополнительно 1,5 млрд рублей наших собственных доходов.

            Министерства и ведомства республики, муниципальные образования имели четкие планы-задания по обеспечению поступления налогов на прибыль, на доходы физических лиц, при упрощенной системе налогообложения, единого налога на вмененный доход, налога на имущество организаций и физических лиц, земельного налога. Уже третий год мы реализуем программу мобилизации доходов в консолидированный бюджет. Результатом ее работы стали положительная динамика поступлений налоговых и неналоговых, то есть собственных, доходов и снижение зависимости бюджета республики от алкогольпроизводящей отрасли.

            С целью стимулирования притока инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитие инноваций бюджет оказывает содействие хозяйствующим субъектам в получении государственной поддержки путем субсидирования части процентных ставок по кредитам банков. На эти цели было направлено 30 млн рублей, в бюджете наступившего года предусмотрена сумма вдвое больше.

            Кроме того, в нынешнем году мы планируем направить 210 млн рублей на реализацию мероприятий по повышению инвестиционной активности. Это и средства на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские хозяйства, и взносы в уставный капитал двух агентств: инвестиционного развития республики (для поддержки системы государственно-частного партнерства) и ипотечного жилищного кредитования (для увеличения объемов предоставления ипотечных займов населению).

            Бюджет должен наполняться, налоги необходимы, но мы будем продолжать практику введения льгот для тех предприятий и организаций, кто вкладывается в экономику республики, реализует крупные инвестиционные проекты.

            - Сегодня Северная Осетия привлекательна для инвесторов?

            - В республике, действительно, сложился благоприятный инвестиционный климат. Среди крупных инвесторов хотелось бы назвать ОАО "РусГидро", строящее Зарамагскую ГЭС-1 на реке Ардон мощностью 342 МВт, группу компаний "Меркурий", реализующую проект по строительству малых ГЭС в бассейне реки Урух, ООО "УГМК-Холдинг" с проектом по строительству Алагирского цементного завода, ОАО "Московский индустриальный банк", осуществляющее проект по производству щебня, сетевые торговые компании федерального уровня "Магнит" и "М-видео".

            Наиболее привлекательными направлениями привлечения частного капитала в Северную Осетию остаются сферы использования естественных конкурентных преимуществ нашей республики, а также возобновляемые ресурсы. Это, прежде всего, гидроэнергетика, агропромышленный комплекс, туризм, а также разработка песчано-гравийных месторождений, запасов доломита и мергеля.

            Осенью было подписано постановление правительства Российской Федерации о создании туристского кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, создана туристско-рекреационная особая экономическая зона на территории Алагирского и Ирафского районов республики.

            Федеральную поддержку получили наши республиканские инвестиционные проекты агрохолдинга "Мастер-Прайм. Березка" по созданию современного животноводческого комплекса на 1,5 тыс. голов и завода по переработке молока, технологического центра "Баспик" по созданию технопарка высоких фотоэлектронных, нано- микро-технологий. Эти проекты в ближайшей перспективе должны стать локомотивами развития в сельском хозяйстве и электронной промышленности республики.

            - Каковы итоги реализации в 2010 году федеральной целевой программы "Юг России" непосредственно в Северной Осетии?

            -В Северной Осетии успешно реализуется целый ряд федеральных целевых программ, в рамках которых на объекты социальной, дорожной и коммунальной инфраструктуры выделено почти 3 млрд рублей.

            Что касается федеральной целевой программы "Юг России", то благодаря ей в 2010 году финансировалось строительство линий электропередачи и автодороги к горно-рекреационному комплексу "Мамисон", реконструировалась автодорога Чикола - Мацута - Комы-Арт с подъездом к Галиату, продолжалось строительство 4-х общеобразовательных школ, 3-х больниц, объектов электроснабжения Владикавказа, Алагира, Беслана. С этой же программой связана реконструкция водопроводных сетей в населенных пунктах Алагирского, Ирафского и Правобережного районов и улучшение теплоснабжения поселков Мизур, Бурон.

            - Какую поддержку оказывают власти Северной Осетии развитию малого и среднего бизнеса?

            - Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства является приоритетным направлением деятельности, не только на республиканском уровне, но и на муниципальном. Всего на эти цели было направлено в Северной Осетии 200 млн рублей.

            В 2010 году в республике открыт Центр развития предпринимательства. На площади в 4 тыс. кв. метров предпринимателям предоставлены возможности льготной аренды производственных и офисных помещений, консультативной помощи, проведение обучающих семинаров и тренингов, размещение произведенной продукции в выставочном зале. Важно отметить, что каждый второй из получателей господдержки на развитие предпринимательской деятельности   в возрасте до 30 лет.

            - Как используются в промышленном секторе республики инновационные технологии?

            - У нас создан Совет по развитию научно-инновационной деятельности. Мы рассчитываем на его активную деятельность. В Северной Осетии сконцентрирован высокий научно-производственный потенциал, у нас более 250 докторов и 1,1 тыс. кандидатов наук. Однако пока этот потенциал используется не в полной мере. Изученный нами опыт показывает целесообразность реализации перспективных технологий через малые инновационные предприятия. Основной задачей является увеличение таких предприятий, чтобы разрабатываемые в них ноу-хау оказывали существенное влияние на экономику республики.

            - Таймураз Дзамбекович, как известно, на протяжении последних нескольких лет в Северной Осетии уделяется большое внимание развитию АПК?

            - В настоящее время перед нами стоит актуальный вопрос применения высоких технологий в сельском хозяйстве. И это вопрос не столько престижа, сколько нашей настоящей и будущей состоятельности в сфере АПК. Практически все наши сельхозугодья находятся в зоне рискованного землепользования. Поэтому наше сельское хозяйство не может рассматриваться в качестве основной опоры для экономики республики, но надо сделать все возможное, чтобы оно не стало обузой, а в большей мере кормило наше собственное население, заняло людей, привязало их к земле. Предпосылки для этого есть - в 2010 году площадь обрабатываемой пашни от общего объема составила уже 97%. Сельхозтоваропроизводителями всех форм собственности было собрано 401 тыс. тонн зерновых, в том числе 321 тыс. тонн кукурузы.

            В животноводстве сохранялся рост поголовья и объемов основных видов продукции. Было произведено больше, чем в предыдущем году, мяса всех видов, особенно мяса птицы - 136%. Поголовье крупного рогатого скота достигло 138 тыс. голов. Валовое производство молока выросло на 4%, а продуктивность коров достигла наивысшего показателя за последние годы в основном за счет новых технологий и инновационных процессов в этой отрасли сельского хозяйства.

            За год было реконструировано 8 прудов, произведено более 760 тонн товарной рыбы. За счет создания в наступившем году крупного предприятия замкнутого цикла по производству форели будут полностью решены задачи обеспечения потребностей рыбоводов республики в посадочном материале. Также планируется значительно увеличить - не менее чем на 50 га - площадь прудов.

            За несколько лет в республике возросло и производство картофеля - до 135 тыс. тонн, что позволяет насытить наш внутренний рынок, но до сих пор сельхозтоваропроизводителям приходилось закупать значительную часть семян в других регионах. В текущем году при совместном участии науки и бизнеса будет создана лаборатория для выращивания семян картофеля с ежегодным оборотом до 3 тыс. тонн элитного посадочного материала. Это даст возможность поднять урожайность и увеличить валовой сбор до 160 тыс. тонн.

            Наши задачи в агропромышленном секторе экономики на ближайший период я вижу в том, чтобы модернизировать и расширить птицеводческое производство, развивать современные предприятия отрасли, обеспечив их всесторонней поддержкой со стороны государства, значительно увеличить собственный парк сельхозтехники, используемой хозяйствами республики.

            - Каковы возможности строительного комплекса республики в решении жилищных проблем населения Северной Осетии? И не менее важный вопрос, в каком состоянии находится сфера ЖКХ республики?

            - Результаты работы строительного комплекса республики мы тоже оцениваем с позиции применения новых стандартов качества, современных технологий и новых подходов к управлению. Строители неплохо поработали в прошлом году и по жилищным программам. В частности, по программе обеспечения жильем молодых семей, за счет которой 45 молодых семей в 2010 году улучшили свои жилищные условия, и по переселению граждан из ветхого жилищного фонда. Завершено строительство первой очереди 60-квартирного жилого дома и ведется строительство второй очереди 70-квартирного в микрорайоне "Северный" Владикавказа, завершаются работы по строительству жилого дома в 19-м микрорайоне.

            Продолжается работа по жилищному обустройству ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны. Все семьи, вставшие на жилищный учет до 1 марта 2005 год, уже получили свои квартиры. На очереди те, кто объявил о необходимости этой меры социальной поддержки позже. По 370 из них уже приняты положительные решения и выделены необходимые финансовые средства в полном объеме.

            В минувшем году была, наконец, завершена работа над схемой территориального планирования республики. В разной степени готовности находятся аналогичные проекты районов Северной Осетии.

            В течение 2010 года были разработаны и утверждены республиканские нормативы градостроительного проектирования, принята нормативно-правовая база осуществления градостроительной деятельности. Это большой шаг вперед. 

            С этого года начинает работать программа "Стимулирования развития жилищного строительства в 2011-2015 годах", она предполагает среднегодовой ввод объектов жилья общей площадью не менее 200 тыс. кв. метров, что предполагает и развитие соответствующей инфраструктуры, в первую очередь дорог. Безусловно, это крупные вложения, значительная часть из них приходит в республику в рамках федеральных целевых программ "Юг России" и "Развитие транспортной системы России". Планируется осуществить строительство и реконструкцию 38 км автодорог, связывающих сельские населенные пункты с сетью дорог общего пользования. 

            Нам необходимо приступить и к созданию дорожного фонда Республики Северная Осетия-Алания, чтобы обеспечить стабильным источником финансирования дорожное хозяйство и иметь возможность планирования дорожных работ на перспективу. 

            В сфере жилищно-коммунального хозяйства был проведен капитальный ремонт в 419 многоквартирных домах и отселено из ветхого жилья 489 семей. Это улучшило условия жизни более 36 тыс. наших граждан. На эти цели мы освоили 1,55 млрд рублей.

            Другим важным шагом в сфере ЖКХ республики стало то, что в 2010 году нам удалось подать природный газ в горные села Мизур, Нузал и Бурон. Кроме удобства для жителей этих населенных пунктов, это решение дало и финансовый эффект - ежегодную экономию более 100 млн бюджетных средств. На этот год мы ставим задачу - газифицировать все Куртатинское ущелье.

            Дальнейшее развитие жилищно-коммунальной сферы республики должно быть направлено на значительное улучшение качества услуг при одновременном сдерживании роста их стоимости.

            Республика имеет огромные запасы высококачественной питьевой воды. Месторождения, многие из которых уже освоены, расположены в горной зоне, на высоте от 1 тыс. метров над уровнем моря. Это обстоятельство позволяет транспортировать воду в трубах самотеком на значительные расстояния без затрат на электроэнергию. Есть примеры использования рельефа при строительстве объектов инженерной инфраструктуры, ведутся проектно-изыскательские работы по строительству самотечных водоводов. В пойме реки Гизельдон уже начато строительство локального водовода мощностью 60 тыс. кубометров воды в сутки и протяженностью 14 км.

            Реформируя отрасль, необходимо помнить о людях, ради которых, собственно, это делаем. Нельзя допустить, чтобы даже обоснованный рост тарифов, вызванный ростом цен на услуги естественных монополий, существенно отражался на семейном бюджете жителей Осетии.

            - Какие задачи перед собой ставит руководство Северной Осетии на 2011 год? Каким проблемным вопросам будет уделяться повышенное внимание?

            - В наступившем году перед правительством республики стоит задача превысить основные показатели социально-экономического развития 2010 года. У нас есть реальные основания добиться реализации наших амбициозных планов.

            При этом бюджетная система должна быть ориентирована на достижение конкретных результатов, а средства - более четко распределяться по долгосрочным целевым программам, нацеленным на решение острых социальных и экономических проблем.

            Принятие новых расходных обязательств должно осуществляться только на основе тщательной оценки их эффективности и только при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений. Это должно стать правилом.

            Принято решение с 1 июня с.г. повысить заработную плату работникам бюджетной сферы. Но делать это мы будем при условии оптимизации бюджетной сети, при сокращении расходов на ее содержание без ущерба для доступности и качества государственных и муниципальных услуг.

            Отмечу, что правительству республики удается сохранять социальную ориентированность бюджета республики, исполнять полностью свои обязательства. Так будет и впредь. Но теперь предлагаю решать эту задачу с учетом результатов инвентаризации и анализа финансового обеспечения социальных обязательств.

            В 2011-2013 годах мы обязаны будем сократить госаппарат на 20%, это тоже даст определенное уменьшение бюджетных расходов. Это не цифра, взятая с потолка, как дань моде. Речь идет об оптимизации самой системы управления. Муниципалитетам также предложено перейти к режиму экономного и рационального использования бюджетных средств, оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления, увязывая их с собственными доходами.

            - Таймураз Дзамбекович, как в республике осуществляется административная реформа, какие шаги предприняты на пути создания электронного правительства и развития системы многофункциональных центров?

            - Внедрение новых стандартов в управление и оказание публичных услуг является для нас принципиальной позицией в работе по выстраиванию взаимоотношений государства и гражданина.

            В конце декабря во Владикавказе открылся первый в республике многофункциональный центр по предоставлению государственных и в ближайшей перспективе муниципальных услуг. Он создан в рамках проведения административной реформы, развития электронного правительства и модернизации системы государственного и муниципального управления. И теперь жители одного из городских районов могут с использованием современных технологий получить 51 социальную услугу от государства. Главный принцип - правило одного окна, чтобы людям не надо было совершать марафонский забег по присутственным местам, собирать бумажки, сидеть в очередях.

            Подобные многофункциональные центры в течение трех лет станут основным звеном в системе предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечивающих их оперативность, доступность и прозрачность. С учетом опыта организации первого центра я требую от всех участников информационного обмена самого ответственного отношения к техническому оснащению, информационно-коммуникационным технологиям, обучению персонала, поскольку от этого напрямую зависит реальный результат работы, качество услуг и, в конечном счете, удовлетворенность населения. 

            Наши граждане, их мнение должно оказывать все большее влияние не только на деятельность органов госуправления, но и на развитие городов и сел республики, на решения муниципальных органов власти.

            За последние годы система местного самоуправления республики заметно окрепла. В отчетах о работе АМС все меньше жалоб на нехватку средств или полномочий, все больше реальных дел. Муниципалитеты учатся экономить, в некоторых районах приняты программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

            Правительство республики и в дальнейшем будет оказывать необходимую и всестороннюю поддержку муниципальным образованиям. При этом, больше помогать будем тем, у кого лучше результаты, кто создает условия для развития малого и среднего бизнеса на своей территории, кто не боится ответственности за пусть даже дерзкие по своей сути, но просчитанные решения, приводящие к росту собственных доходов и экономии средств.