Полпред президента в ЮФО Владимир Устинов: "Необходимо обеспечить действенный общественный контроль в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами"

Полпред президента в ЮФО Владимир Устинов: "Необходимо обеспечить действенный общественный контроль в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами"

                Регионы Южного федерального округа в рамках в рамках реализации национальных проектов должны до конца 2019 года освоить около 114 млрд рублей. Почти 70% из общей суммы направлено на социально значимые направления, среди которых демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда. Лидерами по темпам реализации национальных проектов и освоению средств в ЮФО по итогам девяти месяцев стали Краснодарский край, Волгоградская область и республика Адыгея. О том, какие проблемы возникают при их реализации, об инвестиционном климате на Юге России и реформе ТКО в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал полномочный представитель президента РФ в Южном федеральном округе Владимир Устинов

                - Владимир Васильевич, как вы оцениваете ход реализации нацпроектов в регионах ЮФО? Справляются ли регионы с поставленными задачами? Есть среди национальных проектов такие, которые вызывают наибольшие сложности? И традиционно при реализации таких масштабных задач есть лидеры и отстающие. Назовите их, если возможно.

                - В цифрах ситуация выглядит следующим образом. По состоянию на 1 октября в регионах Южного федерального округа выполняется и обеспечено финансирование 293 региональных проектов в рамках национальных проектов. Общий объем финансового обеспечения реализации региональных проектов в 2019 году составляет почти 114 млрд рублей, из которых за 9 месяцев освоено около 47%.

                Если говорить о структуре финансирования проектов по регионам Южного федерального округа, то самый большой объем на 2019 год предусмотрен на реализацию региональных проектов в Ростовской области (почти 33 млрд рублей), Краснодарском крае (23 млрд рублей) и Волгоградской области (почти 21 млрд рублей).

                Что касается распределения финансирования по направлениям, то почти 70% предусмотрено на социально значимые направления (демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда). Почти 20% общего финансирования будет направлено на создание безопасных и качественных автомобильных дорог. Думаю, можно надеяться, что в самое ближайшее время мы почувствуем позитивные изменения в общественно значимых сферах - как раз это и является основной целью реализации национальных проектов.

                Лидерами по темпам освоения средств можно назвать Краснодарский край, Волгоградскую область, республику Адыгея. Здесь процент освоения средств на начало октября текущего года, по данным Минфина России, превышал среднеокружное и среднероссийское значения. На ту же дату сравнительно низкие показатели кассового исполнения фиксировались по Астраханской области, республике Калмыкия и городу Севастополю.

                Конечно, есть определенные проблемы реализации региональных проектов, которые провоцируют риски выполнения намеченных мероприятий в установленные сроки. Здесь можно говорить о затягивании процедур конкурсных закупок (в том числе из-за некачественной подготовки документов), о недобросовестных подрядчиках, об ослаблении контроля за ходом строительных работ в ряде территорий и так далее.

                Мы со своей стороны постоянно контролируем ситуацию в регионах и самым подробным образом разбираем причины проблемных вопросов, возникающих в ходе реализации мероприятий региональных проектов.

                В целях повышения эффективности указанной деятельности в августе 2019 года я подписал распоряжение, в соответствии с которым главными федеральными инспекторами по субъектам Российской Федерации сформированы и активно работают постоянно действующие координационные совещания по вопросам реализации национальных проектов (программ). Кроме того, все руководители субъектов Южного федерального округа держат под личным контролем реализацию национальных проектов и несут личную ответственность за это.

                - Насколько, по Вашему мнению, Юг России привлекателен для инвесторов? Как Вы оцениваете работу властей регионов по улучшению инвестклимата и созданию условий для работы и развития бизнеса? Можете ли назвать регионы-лидеры и отстающие в этом направлении субъекты?

                - В результате совместной работы органов исполнительной власти, общественных организаций и бизнес-сообщества в регионах округа были выполнены требования Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Последовательно ведется работа по формированию законодательной базы в сфере инвестиционной деятельности, корректируются региональные стратегии социально-экономического развития и госпрограммы. С целью привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности приняты нормативные правовые акты о предоставлении налоговых льгот для потенциальных инвесторов.

                Продолжается внедрение целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации. Совершенствуется система управления инвестиционной деятельностью, внедряется система проектного управления, осуществляется сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна". Инвесторам оказывается господдержка по субсидированию процентных ставок по инвестиционным кредитам.

                В целях информационной поддержки инвесторов на инвестиционных порталах органов исполнительной власти регионов и муниципальных образований размещена информация об имеющемся инвестиционном потенциале и предложения для инвесторов (проекты, привлекательные земельные участки), законодательные и нормативные правовые акты, действующие в сфере инвестиций, информация о мерах государственной поддержки. Ежегодно регионы округа принимают активное участие в экономических и инвестиционных бизнес-форумах и выставках.

                Для помощи инвесторам работают региональные агентства и корпорации инвестиционного развития, совершенствуется инфраструктура поддержки инновационного предпринимательства, в том числе гарантийные фонды кредитования, центры микрофинансирования и координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, бизнес-инкубаторы.

                Результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах 2019 года, составленного Агентством стратегических инициатив, свидетельствуют о положительной динамике в целом по ЮФО. Интегральный индекс увеличился на 5,6 п.п. по сравнению с итогами рейтинга 2018 года.

                Вместе с тем, в некоторых регионах отмечается ухудшение положения. Так, Краснодарский край ухудшил своё положение по сравнению с прошлым годом на 7 позиций и находится сейчас на 13 месте, республика Адыгея - на 2 позиции и находится на 26 месте в рейтинге. Волгоградская область и республика Калмыкия находятся на 81 и 83 местах Национального рейтинга 2019 года.

                Во многом ухудшению положения способствовала неблагоприятная ситуация с привлечением инвестиций, которых за первое полугодие в целом по ЮФО привлечено на 27,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего на развитие экономики и социальной сферы организациями всех форм собственности направлено порядка 424 млрд рублей.

                По мнению экспертов, на отрицательный итог в значительной степени повлиял так называемый "эффект базы". В 2018 году завершены масштабные инфраструктурные проекты, в т.ч. транспортный переход через Керченский пролив (автомобильная часть), реализованы мероприятия в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу.

                Вместе с тем, на сегодняшний день инвесторов по-прежнему волнуют проблемы инфраструктурных ограничений и доступности финансовых ресурсов. Не теряют своей актуальности проблемы, связанные с наличием различного рода административных барьеров, прямого или косвенного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей.

                В этой связи мы видим ряд перспективных направлений работы для органов власти регионов ЮФО. В частности, это сокращение сроков подключения к инфраструктуре и получения разрешений на строительство, повышение доступности и качества услуг ресурсоснабжающих организаций, оказание финансовой, имущественной и информационной помощи инвесторам, а также формирование положительного имиджа регионов.

                - Владимир Васильевич, на уровне первых лиц государства не раз звучала мысль о том, что необходимо наращивать долю малого и среднего бизнеса в экономике России. Один из нацпроектов посвящён этому вопросу. Как Вы оцениваете реализацию данного нацпроекта в ЮФО?

                - Вы абсолютно правы. Одним из национальных проектов является "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", который включает в себя пять федеральных проектов: "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности", "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию", "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" и "Популяризация предпринимательства".

                Реализация этих проектов нацелена на выявление и устранение барьеров в развитии предпринимательства, упрощение налоговой отчетности, создание нового режима налогообложения для самозанятых граждан, обеспечение доступа субъектам малого и среднего предпринимательства к производственным площадям и мощностям на льготных условиях, создание региональной инфраструктуры экспортной поддержки, системы поддержки фермерства и сельскохозяйственной кооперации.

                В регионах округа в рамках реализации указанных федеральных проектов разработаны и реализуются одноимённые региональные проекты. Общий объем финансового обеспечения этих региональных проектов в 2019 году за счет бюджетных и внебюджетных источников в округе составляет 5,1 млрд рублей, из которых порядка 4 млрд рублей - это средства федерального бюджета. По итогам 9 месяцев исполнение реализации региональных проектов оценивается в 3,2 млрд рублей или 62,7%.

                При этом примерно половина от этих средств направлена на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам - на предоставление льготных кредитов и на обеспечение поручительств по кредитам предпринимателей.

                В целях повышения удобства доступа субъектов МСП к мерам государственной поддержки в регионах округа создаются центры "Мой бизнес", объединяющие на единой площадке все объекты инфраструктуры поддержки бизнеса и виды поддержки (имущественная, финансовая и нефинансовая поддержка) и нацеленные на развитие набора услуг.

                Если говорить в целом о развитии малого бизнеса, то, согласно данным Федеральной налоговой службы, по состоянию на 10 октября в регионах округа всего зарегистрировано около 695 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, или 12% от их общего количества в России.

                - В июне на заседании совета с главами регионов Вы отмечали, что реформа ТКО в ряде регионов РФ началась с нарушениями. Как сейчас обстоят дела с ее реализацией? Как Вы в целом оцениваете ход реализации реформы на Юге России, что может повлиять на ее успех?

                - Сфера обращения с твердыми коммунальными отходами существенно влияет на качество жизни граждан. По данным социологических опросов в текущем году в округе только 46% опрошенных были удовлетворены организацией сбора и вывоза бытовых отходов в своих населенных пунктах.

                Во всех регионах Южного федерального округа в целях создания экологически безопасной и экономически эффективной комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены соответствующие комплексные стратегии. Они направлены на решение трех основных проблем в сфере обращения с ТКО: наличие свалок, образованных 20-50 лет назад, несанкционированное размещение отходов и недостаточное количество объектов инфраструктуры в данной сфере.

                Во всех регионах округа утверждены территориальные схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с территориальными схемами определены зоны деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Определены единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

                В регионах Южного федерального округа в рамках национального проекта "Экология" реализуются региональные проекты в рамках федерального проекта "Комплексная система обращения с ТКО" (республика Адыгея, республика Крым, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, г.Севастополь), а также региональные проекты в рамках федерального проекта "Чистая страна" (республика Калмыкия, республика Крым, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, г.Севастополь).

                Цель этих проектов - ликвидация всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов, а также наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда за счет восстановления, в том числе рекультивации, земельных участков. Общий объем финансового обеспечения реализации региональных проектов "Чистая страна" и "Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами" в 2019 году за счет бюджетных и внебюджетных источников в округе составляет 1,2 млрд рублей, из которых порядка 800 млн рублей - это средства федерального бюджета, 233 млн рублей - средства бюджетов регионов округа, 195 млн рублей - внебюджетные источники.

                В текущем году ведется в основном подготовительная работа, в частности, разработка и согласование необходимой проектно-сметной документации по проектам. В ряде регионов продолжается строительство экологических объектов, рекультивация свалок. Основной объем работы по реализации указанных региональных проектов запланирован на 2020-2021 годы.

                Что касается факторов, влияющих на ход реализации реформы обращения с ТКО, думаю, что необходимо обеспечить действенный общественный контроль в этой сфере. Безусловно, это задача органов власти на местах. Сегодня на уровне муниципальных образований необходимо создать межведомственные рабочие группы для оперативного мониторинга ситуации, анализа жалоб граждан, а также обеспечения взаимодействия по обмену значимой информацией между правоохранительными и контрольно-надзорными органами. Надо подключить к их работе общественные организации. На это мы ориентируем наши регионы.

                - Большое внимание и на федеральном и на региональном уровне уделяется в последнее время решению проблем обманутых дольщиков. Вводятся новые требования к застройщикам, на уровне субъектов принимаются законы, которые призваны помочь обманутым людям обрести законное жилье. Вы не так давно поднимали эту проблему на одном из совещаний. Насколько критична она сейчас для ЮФО и какие меры предпринимаются для ее решения?

                - Надо отметить, что ситуация в сфере жилищного строительства на Юге России стабильная. В январе-сентябре 2019 г. в целом по округу введено в эксплуатацию более 6,3 млн кв. метров жилья, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечается рост на 8,4%.

                С 1 июля 2019 года в сфере долевого строительства предусматривается привлечение денежных средств граждан с использованием счетов эскроу, открытых в уполномоченных банках, и переход застройщиков на проектное финансирование.

                В целом по регионам Южного федерального округа по состоянию на 1 октября 835 застройщиков осуществляли строительство многоквартирных и иных объектов недвижимости, по которым выданы разрешения на строительство. С привлечением денежных средств участников долевого строительства в регионах округа строится 1338 проектов общей площадью 24,7 млн кв. метров. С использованием счетов эскроу на эту же дату осуществлялось строительство 68 проектов общей площадью 1,6 млн кв. метров.

                В настоящее время оператором Единой информационной системы жилищного строительства (ЕИСЖС) формируется единый реестр проблемных объектов в электронной форме. По состоянию на середину октября нынешнего года в едином реестре проблемных объектов в целом по Южному федеральному округу состояло 179 застройщиков, 378 домов общей площадью 2,4 млн кв. метров.

                Мы со своей стороны не ослабляем контроль по этому направлению. В субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа, только в III квартале региональными надзорными органами проведено 164 проверки, составлено 287 протоколов, выдано 126 предписаний, направлено 19 заявлений в правоохранительные органы. С начала года органами прокуратуры в рамках надзора за соблюдением законности и прав участников долевого строительства выявлено 877 нарушений закона, внесено 420 актов реагирования. По результатам их рассмотрения в дисциплинарном порядке наказано 98 лиц, к административной ответственности привлечено 40 лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 24 уголовных дела.

                Если говорить о реальных примерах решения проблем обманутых дольщиков в этом году, то можно назвать ввод в эксплуатацию многоквартирного дома в республике Калмыкия (г. Элиста), что позволило восстановить права 100 граждан. В Волгоградской области в жилом комплексе "АхтубаСитиПарк" строительно-монтажные работы по достройке многоквартирного дома N1 осуществлялись новым подрядчиком. Волгоградским областным фондом жилья и ипотеки в жилом комплексе приобретены квартиры по договору участия в долевом строительстве на сумму 36 млн рублей. В конце августа многоквартирный дом N1 введен в эксплуатацию. В Ростовской области более 500 граждан получили квартиры в многоквартирном доме инвестора ООО "ЮгСтройИнвест".

                На официальных сайтах органов исполнительной власти размещены информационно-разъяснительные материалы в области долевого строительства: нормативно-правовая база, телефоны "горячей линии", планы-графики и информация о ходе их выполнения, перечни застройщиков, имеющих право на привлечение денежных средств граждан в соответствии с требованиями действующего законодательства.