Interfax-Russia.ru – Строительство ГЭС на реке Селенга и ее притоках в Монголии может привести к серьезным экологическим последствиям для Байкала, считают российские эксперты.
Монголия запланировала строительство сразу трех крупных гидроэлектростанций (мощностью 245, 220 и 100 МВт) на реке Селенга и ее притоках Эгийн-голе и Орхоне, впадающих в озеро Байкал. Как полагают российские эксперты, реализация этих проектов может негативным образом сказаться как на экологии самого "степного государства", так и граничащих с ней регионов нашей страны.
"В процессе строительства гидросооружений, наполнения водохранилищ и их дальнейшей эксплуатации изменятся многие из сложившихся природных процессов - атмосферных, биологических, гидрологических и геологических. Изменится качество воды, ее ледовый и температурный режим, станет возможным дополнительное выделение парниковых газов, ведущих к изменению климата, а также возникнет угроза подтоплений территорий", - приводят "Известия" текст протокола первого раунда переговоров и экспертных консультаций по данной теме в Минэнерго РФ.
Кроме того, как считают участники обсуждения, мощный забор воды из реки Селенга негативно скажется и на миграции животных, птиц и рыб, в том числе их редких видов. Вместе с тем ученые не исключают, что реализация проектов может создать в регионах дополнительные сейсмические и эпидемиологические риски.
В целом, как отмечается в протоколе, для того, чтобы учесть все возможные последствия строительства трех ГЭС "необходимо провести комплексную экологическую, социальную и экономическую оценку энергетических и водохозяйственных проектов Монголии и их воздействия на реку Селенга и озеро Байкал".
"Целесообразность этих проектов мне, в принципе, не очень понятна. Сейчас река Селенга в низкой водности, и вся Монголия в этом же тренде: осадков выпадает меньше, воды не хватает. И когда монголы построят свои запланированные ГЭС, у них возникнет проблема – как наполнить водохранилища. И тут два варианта: им либо придется кардинально перекрывать реки, либо забирать воду по чуть-чуть, как и положено, но тогда наполняемость водохранилищ будет очень и очень долгая, по несколько лет", - сообщил Interfax-Russia.ru директор Лимнологического института Сибирского отделения (ЛИН СО) РАН Андрей Федотов.
Российской части Селенги, как и Байкалу, по мнению специалиста, высыхание из-за строительства монгольских ГЭС, разумеется, не грозит. Однако с появлением таких станций, как считает ученый, может существенно ухудшиться качество воды в этих водоемах.
"Селенга на 70% питает российскую территорию, на монгольскую часть остается лишь 30%. То есть, даже если Селенга в Монголии полностью пересохнет, у нас такого не случится. А уровень Байкала компенсируют другие реки – Верхняя Ангара, Баргузин. Но тут проблема-то даже не в уровне воды, а в ее качестве. На нем, несомненно, скажется подготовка ложа водохранилищ. После всех этих работ мутность воды в Селенге и ее притоках, конечно, увеличится. А у Орхона - это вторая после Селенги по полноводности река Монголии – она сейчас без того далеко не прозрачная. Поэтому если Селенгу совсем перекрыть, то в Россию пойдет больше коричневой, мутной, "орхонской" воды", - пояснил он.
Кроме того, как заявил "Известиям" директор Байкальского заповедника Василий Сутула, качество воды в Селенге и ее притоках в перспективе могут ухудшить и промышленные объекты, которые будут обслуживать новые ГЭС.
"Электроэнергия с ГЭС потенциально может предназначаться для рудной промышленности, а это риск того, что в реку, а затем и в озеро могут попасть ее отходы и другие загрязняющие вещества", - сказал он.
При этом, как опасаются специалисты, минимизировать негативные последствия перекрытия рек после ввода в эксплуатацию гидроэлектростанций, скорее всего, не получится, поэтому наилучшим решением в данной ситуации, по их мнению, мог бы стать отказ от данного проекта. Но для этого России нужно предложить Монголии либо более выгодные условия по поставке электроэнергии, в которой она так отчаянно нуждается, либо какие-то альтернативные способы ее получения. К слову, российские энергетики уже озвучили несколько подобных предложений во время первого раунда консультаций.
Так, к примеру, ПАО "Интер РАО" совместно с НП "Советом Рынка" предлагает проанализировать варианты оптимизации цены покупки электроэнергии, обратив при этом особое внимание на рост цен ДПМ (договоров поставки мощности).
По данным "Известий" со ссылкой на подсчеты специалистов, цена электроэнергии для Монголии увеличилась на 88% в год вместо привычных ей 12-13%. Компания уже выступила с инициативой изменить коэффициент входящей мощности, что удешевило бы стоимость электроэнергии для страны
"Россети" в свою очередь в качестве альтернативы предлагают развивать сетевую инфраструктуру - построить сети на юге Монголии и направлять в страну излишки электроэнергии из Бурятии, Забайкалья и Иркутска. "Гидропроект" считает, что Монголии следует отказаться от ГЭС "Шурэн" (гидроэлектростанция) в пользу ТЭЦ (теплоэлектроцентраль) и ГАЭС (гидроаккумулирующая электростанция).
"Для расширения поставок электроэнергии из Сибири в Монголию необходимо доработать правила рынка электроэнергии и мощности, исключив из экспортной стоимости договора поставки мощности и вынужденную генерацию. Это позволит покрыть весь спрос Монголии без ущерба Селенге и Байкалу. Ранее объем поставок только из Иркутской области достигал 900 млн кВтч, а это примерно четверть текущего энергопотребления Монголии", - отметили в компании "Евросибэнерго".
Кроме того, в ходе совещания прозвучало предложение включить Монголию в так называемое энергокольцо в рамках новой дорожной карты.
В том, что Россия может помочь Монголии с решением ее энергопроблемы, уверен и член высшего экологического совета, депутат Госдумы Олег Лебедев.
"У нас есть уникальный научный потенциал, есть экспертиза в строительстве, поэтому можно направить электроэнергию из Сибири и разработать новые соглашения по экспорту. Иначе менее 1 тыс. ГВт электроэнергии погубят самый крупный источник пресной воды на Земле, уничтожат дельту реки Селенга, лишат доступа к питьевой воде населенные пункты Бурятии и Иркутской области", - сказал он.
Впрочем, пока оптимальное решение так и не найдено. Обе стороны продолжат обсуждать данный вопрос на дальнейших консультациях.
"Помимо всего прочего, есть же еще конвенция ООН по трансграничному переносу вод. Это как раз тот случай, когда один и тот же водоем находится на территории двух стран. В такой ситуации государству нельзя делать с таким бассейном то, что ему хочется. В документе все четко регламентируется", - добавил директор Лимнологического института СО РАН.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook