Сибирь / Точка зрения 10 ноября 2014 г. 19:05

По новому маршруту

Interfax-Russia.ru – Россия и Китай подписали меморандум в сфере поставок газа по "западному маршруту". Со временем объемы экспорта газа в КНР могут превысить поставки в Европу.

Рамочное соглашение о поставках природного газа из России в Китай по "западному маршруту" 9 ноября в Пекине в рамках саммита АТЭС подписали председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер и председатель совета директоров China National Petroleum Corporation (CNPC, государственная нефтегазовая компания Китая, крупнейшая в стране и одна из самых больших интегрированных энергетических компаний мира) Чжоу Цзипин.

"Западный маршрут" предусматривает поставку в КНР 30 млрд кубометров газа в год с месторождений Западной Сибири по газопроводу "Алтай". О возобновлении переговоров по заключению контракта на поставках газа в Китай по "западному маршруту" заговорили в сентябре. При этом было решено реанимировать базу договоренностей, достигнутую на предыдущих этапах.

"Мы планируем подписать контракт на объем 30 млрд кубических метров газа на 30 лет, хотя в рамках переговоров уже озвучены объемы в отношении новых контрактов по западному маршруту, рассматривается возможность поставки газа в Китай 60 млрд, до 100 млрд кубических метров газа", - рассказывал Миллер президенту РФ Владимиру Путину.

В западном маршруте, по словам главы "Газпрома", есть свои преимущества. "Во-первых, будет задействована газотранспортная система, которая в настоящее время уже создана в Западной Сибири, во-вторых, нет необходимости создавать мощности по газопереработке, и в этой связи, конечно, объем инвестиций, который потребуется, он меньше, чем для "восточного маршрута", - пояснял Миллер.

При этом он отмечал, что работы по строительству газопровода "Сила Сибири" - магистральный газопровод для транспортировки природного газа Якутского и Иркутского месторождений - идут по плану. Договор по "восточному маршруту" "Газпром" и CNPC подписали 21 мая. Он рассчитан на 30 лет и предполагает поставку в КНР 38 млрд кубометров российского газа в год. Общая цена контракта - $400 млрд, поставки газа в Китай должны начаться через 4-6 лет. "Газпром" и CNPC также обсуждали вопрос предоставления аванса со стороны китайской стороны для строительства газопровода "Сила Сибири" в размере до $25 млрд. Правда, в компании не считали это критичным.

В октябре "Газпром" и CNPC начали консультации по поставкам газа по "западному" маршруту, однако тогда сообщили, что принятие окончательного решения отложено на 2015 год.

Вместе с тем перед визитом в Китай президент России в интервью ведущим китайским СМИ заявил, что "Газпром" и CNPC уже многое согласовали в проекте поставок российского газа в КНР по "западному маршруту".

"У нас есть принципиальное взаимопонимание по вопросу открытия западного коридора поставок. Многие технические и коммерческие параметры этого проекта уже согласованы, что служит хорошей основой для достижения окончательных договоренностей",- сказал Путин.

Документ, подписанный 9 ноября, в частности, отражает такие условия, как объем и срок поставок, уровень "бери или плати", район расположения точки передачи газа на границе. "Этот юридически обязывающий документ создает необходимые предпосылки для подписания договора купли-продажи газа по этому приоритетному проекту", - отметил Миллер.

Рамочное соглашение также определяет график работы над договором купли-продажи газа, техническим соглашением и межправительственным соглашением по "западному маршруту".

"Поставки будут осуществляться с месторождений Западной Сибири, это та же ресурсная база, которая используется для поставок в Европу", - уточнил глава "Газпрома" журналистам. По его словам, с учетом наращивания поставок по "западному маршруту", "в среднесрочной перспективе объемы поставок в Китай могут превысить текущие объемы экспорта в Европу".

Кроме того, добавил Миллер, в среднесрочной перспективе есть еще один новый маршрут, который находится на столе переговоров с Китаем, - это поставки трубопроводного газа из района Дальнего Востока. Раньше в этом регионе приоритет отдавался сжижению газа. Однако месяц назад в "Газпроме" заявили, что готовы рассмотреть возможность поставки трубопроводного газа на экспорт в Китай как альтернативы проекта "Владивосток СПГ". 10 ноября Миллер подтвердил перспективу отказа от проекта завода: "Мы возможность поставок трубопроводного газа из Дальнего Востока в Китай внимательно изучаем, да, можно рассматривать как это альтернативу СПГ".

Также он прокомментировал перспективу газопровода в Японию (сейчас потребляет исключительно СПГ и является крупнейшим его потребителем в мире). "Мы имеем предложение с японской стороны. Речь идет о газопроводе на Хоккайдо и, возможно до Токио, о нашем участии в газораспределении и электроэнергетике в Японии. Проекты рассматриваются. Мы ответа не давали", - сказал глава "Газпрома".

Вместе с тем, по словам Миллера, решился вопрос с китайским авансом для "Силы Сибири". "Мы вели переговоры (с Китаем) - то, что касается аванса, и авансовый платеж у нас был как элемент переговоров о цене", - пояснил он журналистам.

"Но с учетом того, что мы достигли окончательной договоренности о цене, мы не рассматриваем возможность привлечения аванса как финансового инструмента для дальнейшего снижения цены", - отметил глава концерна, добавив, что переговоры по кредитованию также не ведутся.

По мнению аналитика по нефтеuазовому сектору компании "Уралсиб Кэпитал" Алексея Кокина, монополия способна сама осилить инвестиции по китайскому контракту, профинансировав их из инвестпрограммы, но тогда ей придется серьезно повысить эффективность расходов и отложить другие крупные проекты.

"Например, у нас есть понимание, что в 2015 году на South Stream не будет больших расходов, поскольку проект пока приостановлен из-за разногласий с Еврокомиссией", - пояснил аналитик свою точку зрения в беседе с "Коммерсантом".

Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research также соглашается с тем, что, если ситуация на рынке капитала в ближайший год не улучшится, "Газпрому" ради выполнения контракта с Китаем придется откладывать или отказываться от других проектов, например по сжижению газа.

Он отметил, что контракт с Китаем - стратегический проект, "но без высокого экономического эффекта и даже с риском уйти в минус, если не удастся удержать под контролем расходы". При этом, добавил Нестеров, выпуск евробондов "Газпрома" показал, что условия на долговом рынке крайне неблагоприятны, "и правильно, что монополия не пошла на поводу у китайцев, которые стремятся использовать выгодный для себя момент".

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"