Interfax-Russia.ru – Два человека погибли при крушении вертолета Robinson R-44 в Иркутской области.
Поздно вечером 6 августа в Киренском районе Иркутской области разбился вертолет Robinson R-44 (бортовой номер РА 06302), выполнявший рейс по маршруту "поселок Давыдово - город Киренск – поселок Давыдово".
Высадив пассажиров в Киренске, пилот с одним пассажиром вылетел обратно в Давыдово, где должен был приземлиться около полуночи, однако больше на связь Robinson R-44 так и не вышел.
Слабый сигнал аварийного маячка вертолета самолет Ан-26 авиакомпании "Ираэро" запеленговал в 7 км южнее от поселка Давыдово. В этот район выдвинулись сотрудники ООО "Витим-Лес" (лесозаготовительной компании, по договору с которой вертолет и совершал рейс) и спасатели из поселка Ванавара Красноярского края.
"Место крушения вертолета обнаружили 7 августа в 10:00 по иркутскому времени. Обломки машины и тела погибших нашли в лесу недалеко от Ичера Киренского района, в 40 км от места назначения - промбазы Давыдово", - сообщил Interfax-Russia.ru представитель пресс-службы ГУ МЧС по Иркутской области.
По факту авиакатастрофы следственные органы Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СКР возбудили уголовное дело по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
"Проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств авиакатастрофы. На место происшествия выехала следственная группа Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СКР", - сообщила Interfax-Russia.ru старший помощник руководителя управления Нина Калюш.
По информации ГУ МВД России по Иркутской области, разбившейся вертолет принадлежал ООО ВСП "Лизинг". Свой последний рейс он выполнял по договору с лесозаготовительным предприятием "Витим-Лес".
Как в свою очередь уточнил Interfax-Russia.ru источник в силовых структурах, на борту воздушного судна находились пилот Артур Асадулин и пассажир Василий Зазульчик. Погибшие не были жителями Иркутской области.
Robinson R44 – это многоцелевой вертолет, созданный американской компанией Robinson Helicopter. Его крейсерская скорость составляет 217 км/ч, максимальная - 240 км/ч, средний расход топлива - 55 л/ч, дальность полета – около 650 км, максимальная высота – 4250 м, максимальная продолжительность полета без дозаправки - около 3 часов. Одновременно в салоне вертолета могут находиться пилот и три пассажира.
В зависимости от комплектации вертолеты Robinson могут совершать полеты в различной местности (в том числе в условиях мегаполиса и в горных районах) и при различных температурах (от -40 до +40 градусов).
"В России на сегодняшний день насчитывается порядка 300 вертолетов данной серии. Компании обычно используют его для перевозки людей, мониторинга состояния ЛЭП, трубопроводов и других производственных задач. Частные лица покупают такой вертолет для охоты и рыбалки", - рассказал Interfax-Russia.ru сотрудник клиентского отдела официального дилера Robinson Helicopter Company в России компании "Авиамаркет".
Несмотря на то, что данный вертолет считается достаточно надежным и безопасным, в России, начиная с 2003 года, произошло более 20 авиакатастроф с его участием. Так, с 2003 по 2009 год в семи авиакатастрофах вертолетов Robinson R44 погибло 7 пилотов и 12 пассажиров, пять авиапроисшествий обошлись без человеческих жертв. В последующие годы статистика лучше не стала.
Так, 2 января 2010 года Robinson R44, принадлежащий ЗАО "Электротехническая компания", разбился в Частинском районе Пермского края. На его борту находился только пилот – мужчина остался жив, но получил множественные ожоги и переломы. Эксперты заявили, что авария произошла из некачественного топлива и недостаточных профессиональных навыков пилота.
10 марта 2010 года Robinson R44 потерпел крушение рядом с деревней Суйсарь Прионежского района Карелии. В машине, упавшей на лед Онежского озера в 7 км от берега, находились два москвича: 40-летний пилот и его супруга. Они погибли на месте. Эксперты предполагают, что причинами трагедии могли стать ошибка пилота и неблагоприятная погода. Поскольку вертолет не был оснащен навигационной системой, пилот управлял им практически вслепую. Вероятно, мужчина не смог правильно рассчитать высоту полета, поэтому вертолет и упал на лед озера.
10 июля 2011 года Robinson R44 разбился в районе поселка Кононово Сухобузимского района Красноярского края. За штурвалом вертолета находился его владелец 40-летний житель Красноярска Алексей Дутов. В этот день мужчина ранним утром вылетел с частной базы отдыха на острове Конный. Связь с ним прервалась через несколько минут после взлета. Позже обломки машины обнаружили на дне Енисея. Тело пилота спасатели так и не нашли.
18 ноября 2011 года Robinson R44 разбился недалеко от деревни Литвинцево Калининского района Тверской области. Вертолет, принадлежавший ОАО "Редкинский опытный завод", совершал рейс по маршруту «Городня - Оршинские болота – Городня». За штурвалом вертолета находился генеральный директор завода Евгений Курбатов. Связь с воздушным судном пропала почти сразу после взлета, а через два часа спасатели запеленговали сигнал его аварийного маяка. Искали пропавший вертолет пять суток. 26 ноября место крушения R44 обнаружили представители московского поисково-спасательного отряда "Лиза Алерт". Среди обломков спасатели нашли и тело пилота. Трагедия произошла из-за ошибки пилотирования в сложных метеоусловиях.
Следующая авиакатастрофа Robinson R44 произошла 16 октября 2012 года возле деревни Муравлянка Тульской области. Погиб пилот. По мнению специалистов, причиной авиакатастрофы мог быть сильный туман.
Последняя в 2012 году авиакатастрофа Robinson R44 произошла 8 декабря 2012 года в Солнечногорском районе Московской области. Обломки воздушного судна и тела погибших - бизнесмена Федора Царева и двоих его друзей - обнаружили егеря. Вначале эксперты предполагали, что вертолет разбился из-за обледенения стекла. Однако после осмотра обломков и места происшествия эксперты-криминалисты выдвинули другую версию – обледенение винта вертолета в полете. После обледенения винта машина резко потеряла высоту и рухнула в лес. После столкновения с землей вертолет разлетелся на куски, и в его кабине произошел взрыв. Шансов на выживание у находящихся на борту людей не было.
По данным Ассоциации вертолетной индустрии, в большинстве случаев воздушные суда разбиваются не из-за технических ошибок или плохой погоды, а из-за крайне низкой профессиональной подготовки пилотов.
"Соотношение числа аварий и катастроф - 50/50 (каждое второе происшествие заканчивается катастрофой), тяжесть последствий у нас хуже, чем во всем мире. Пилоты совершенно не подготовлены "держать удар", оказавшись в аварийной ситуации, летчик не способен ее переломить и благополучно завершить полет. Кроме того, более 60% аварий и катастроф (две из трех) приходится на несанкционированный взлет - показатель отсутствия дисциплины летного состава", - отмечают специалисты.
С той точкой зрения соглашается и представитель официального дилера Robinson Helicopter Company в России компании "Авиамаркет".
"В львиной доле таких трагедий виноват человеческий фактор. В нашей стране для данного вида вертолетов есть определенные летные ограничения: на Robinson R44 не рекомендуется летать в темное время суток, так как у него нет соответствующего приборного оборудования, а также при скорости ветра более 17 м/с. К сожалению, не все пилоты это учитывают", - сказал собеседник Interfax-Russia.ru.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"