Пал в борьбе с паводком

Interfax-Russia.ru – Ми-8 МЧС РФ, мониторивший паводковую обстановку, разбился в Иркутской области. Расследованием авиакатастрофы занимается специальная комиссия.

Ми-8 разбился 6 мая. В этот день вертолет, принадлежащий ОАО "Авиакомпания Ангара", выполнял рейс по маршруту "Киренск-Верхнемарково-Преображенка". На его борту находилось девять человек - три члена экипажа, врио начальника областного управления МЧС Станислав Омельянчик, главный специалист гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Иркутской области Игорь Чекрыгин и спасатели. Также вертолет перевозил около 2 тонн взрывчатки.

"Люди летели проводить взрывные работы на реке Нижняя Тунгуска у поселка Преображенка, где сложилась очень сложная паводковая ситуация", - уточнил на пресс-конференции заместитель начальника регионального управления МЧС Валентин Нелюбов.

Однако до пункта назначения вертолет не долетел. В 16:00 по местному времени воздушное судно не вышло на связь с диспетчером аэронавигации, а ближе к вечеру обломки пропавшего вертолета нашли в 7 км от села Преображенка Катангского района Иркутской области.

"Поисковый вертолет приземлился в 2 км от места падения. С воздуха в месте крушения обнаружены останки человеческих тел, сами обломки вертолета лежат на льдине", - сообщил "Интерфаксу" источник в правоохранительных органах региона.

Из-за труднодоступности места крушения Ми-8 оперативно 6 мая добраться до него спасители не смогли. Однако на следующий день сотрудники МЧС продолжили поисково-спасательную операцию, и утром 7 мая первая группа спасателей добралась до места падения вертолета. Позднее подтянулись и другие участники поисково-спасательной операции. Предполагая, что поисковые работы могут занять не один день, спасатели разбили лагерь в нежилом поселке Юрьево, в 5 км от места падения вертолета. В городе Киренске сотрудники МЧС развернули оперативный штаб по организации поисково-спасательных работ.

Сначала сотрудники МЧС обнаружили только фрагменты вертолета, но ближе к вечеру спасатели нашли также и останки погибших.

"На месте ЧС найдено 15 фрагментов вертолета и 50 биологических фрагментов тел", - сообщили в региональном управлении МЧС РФ.

Как уточнили в пресс-службе Следственного комитета России, идентифицировать останки погибших можно будет только после проведения экспертных исследований, в том числе генетических. Также в ходе расследования предстоит детально изучить и детали вертолета, найденные на месте его падения.

"В настоящее время следователь назначил судебно-медицинские экспертизы", - сообщила пресс-служба ведомства.

8 мая поисковые работы на месте крушения Ми-8 продолжились.

"Осмотр осложнен тем, что место авиакатастрофы представляет собой часть реки Нижняя Тунгуска, вышедшей из берегов в результате паводка, и прилегающую к ней лесистую местность. Разброс фрагментов вертолета составляет не менее 300 метров", - отметили в СКР.

Всего, по данным МЧС, в поисково-спасательных и следственно-оперативных работах участвуют 148 человек, в том числе сотрудники оперативной группы МЧС России, спасатели "Центроспаса", кинологи Сибирского регионального центра МЧС РФ, а также психологи Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России. На место падения вертолета людей и необходимую технику доставляют два самолета Ан-24 и Ан-74, три вертолета Ми-8, вертолет Ми-26, судно на воздушной подушке "Хиус" и две лодки.

Непосредственно на месте крушения Ми-8 в поселке Мога Катангского района находятся 43 человека, в городе Киренске, где действует оперативный штаб - 80 человек, в Иркутске - 25 человек.

По факту крушения Ми-8 Восточно-Сибирская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Сейчас следствие рассматривает несколько основных версий авиакатастрофы: плохая погода, ошибка пилотирования и нарушение условий транспортировки взрывчатых веществ.

Техническим специалистам последняя версия авиакатастрофы кажется наиболее вероятной. "Судя по внешнему виду обнаруженных обломков, на борту могли сдетонировать взрывчатые вещества, которые использовались для подрыва льда. Причем машина могла взорваться, еще находясь в воздухе", - сообщил "Интерфаксу" источник в службах технического надзора региона.

Что же произошло на самом деле, станет ясно, когда специалисты изучат записи бортовых самописцев Ми-8. По информации начальника управления информации МЧС России Олега Воронова, один из них поисковая группа уже обнаружила.

Однако и сейчас расследование уголовного дела не стоит на месте. Сотрудники Восточно-Сибирского управления на транспорте СКР изучают предполетную документацию в аэропортах Иркутска и Киренска, а также материалы, касающиеся хранения и выдачи взрывчатых веществ для проведения взрывных работ для устранения ледяных заторов. Также правоохранители допросили сотрудников регионального управления МЧС и областной аварийно-спасательной службы, которые участвовали в организации служебной командировки специалистов данных ведомств, находившихся на борту вертолета в момент его крушения.

"Проводятся допросы иных лиц, причастных к организации вылета вертолета. В частности, устанавливается круг лиц, ответственных за хранение и транспортировку взрывчатых веществ, используемых для устранения ледяных заторов на реках Катангского района Иркутской области, выясняются обстоятельства перевозки взрывчатых веществ на борту вертолета, потерпевшего крушение", - отметили в СКР.

Версию о технической неисправности воздушного судна следствие не рассматривает как основную. Тем не менее, транспортная прокуратура начала проверку авиакомпании "Ангара", которой принадлежал вертолет.

"Заместитель руководителя Байкало-Ангарской транспортной прокуратуры вместе со следователями и представителями МАК вылетел к месту крушения вертолета. Таким образом, началась проверка "Ангары". Впоследствии она продолжится в Иркутске", - сообщил агентству "Интерфакс-Сибирь" представитель Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры.

Сроки проверки он не назвал, но сообщил, что завершится она после того, как следственные органы и комиссия МАК установят причины авиакатастрофы.

"Только после получения заключения МАК будет принято решение о мерах прокурорского реагирования", - пояснил представитель транспортной прокуратуры.

По данным пресс-службы авиакомпании "Ангара", разбившийся вертолет был выпущен в 1985 году, однако он еще не исчерпал свой ресурс. Вместо максимально возможных 26 тысяч часов эксплуатации в воздухе воздушное судно налетало всего 8 тысяч. Кроме того, как заявили владельцы Ми-8, недавно вертолет был капитально отремонтирован.

"Капитальный ремонт вертолета был произведен в 2009 году. Перед вылетом из аэропорта были выполнены все виды технического обслуживания, предусмотренные регламентом", - сообщила пресс-служба авиакомпании.

Эту информацию подтвердили и власти Иркутской области. Как заявил первый заместитель председателя правительства региона Николай Слободчиков, разбившийся вертолет прошел необходимую техническую экспертизу. Также он отметил, что экипаж Ми-8 состоял из опытных летчиков, имеющих большой стаж работы именно в северных территориях области, в районах со сложной навигационной обстановкой.

В настоящее время авиакомпания "Ангара" создала оперативный штаб по работе с родственниками погибших при крушении вертолета. Часть из них уже вылетела в Киренск.

"Компания делает все необходимое для организации помощи родственникам погибших. Семьи погибших получат денежные компенсации, а также помощь в погребении", - отметила пресс-служба авиакомпании.

Помимо материальной помощи от авиакомпании родственники пассажиров, погибших при крушении Ми-8, получат компенсацию от страховой компании "Русский страховой центр".

"По факту смерти будет выплачено 2 млн рублей и расходы по погребению составят 25 тыс. рублей", - сообщил агентству "Интерфакс-Сибирь" представитель компании.

Он отметил, что "Русский страховой центр" страхует пассажиров авиакомпании "Ангара", и страховка меньше указанной суммы быть не может. Что касается экипажа Ми-8, то он был застрахован в другой страховой компании - "Согаз".

Обозреватель Наталья Пономарева