Interfax-Russia.ru - Строители завершили проходку тоннеля между двумя станциями первой линии омского метрополитена. Поезда по инновационной для России "подземке" пойдут в 2016 году.
Проходку левого перегонного тоннеля первого пускового участка первой линии омского метрополитена, соединяющего станции "Кристалл" и "Заречная", специалисты закончили 1 февраля. За четыре месяца тоннелепроходческий комплекс (ТПК) "Lovat" прошел 644 метра и вышел к вентиляционной камере в районе торгово-офисного центра "Фестиваль", состыковавшись с ранее построенным 888-метровым участком левого перегонного тоннеля.
При этом в январе комплекс прошел 200 метров со средней скоростью 8-10 метров в сутки.
По словам главного механика СМУ-44 НПО "Мостовик" (проектировщика и строителя метрополитена) Евгения Ковязина, проходка этого участка была достаточно сложной, так как в районе строительства грунт был обводненными. Поэтому строителям пришлось закреплять породу с помощью специальной смеси.
"Кроме того, в обводненных грунтах очень тяжело "держать" тоннелепроходческий комплекс. Он очень массивный. Вес одной его головной части составляет почти 350 тонн, а вместе с транспортными платформами, технологическими секциями и станциями он весит около 700 тонн и в длину достигает 85 метров. А при проходке допустимы отклонения не более 50 мм, притом, что трасса тоннеля криволинейная и в плане, и в профиле", - добавил главный механик.
Но, как отметили строители, несмотря на сложности, все работы завершены в соответствии с графиком.
По данным пресс-службы предприятия, на строительстве омского метрополитена, идущем в круглосуточном режиме, сейчас занято более 400 человек.
"Параллельно с сооружением тоннеля ведутся работы по обустройству площадки в районе станции "Соборная", производится отсыпка грунта на рамповом (наклонном) участке станции "Проспект Рокоссовского". В конце февраля метростроители приступят к забивке шпунтового ограждения котлована станции "Соборная", - сообщила пресс-служба НПО "Мостовик".
Создаваемое в Омске метро отличается от других российских "подземок". Фактически оно будет создано по аналогу нью-йоркского андеграунда, часть которого, как известно, находится на поверхности. Однако к такому решению в Омске пришли не сразу. Дело в том, что строить омское метро начали еще в 1992 году, но из-за перебоев с федеральным финансированием работы несколько раз останавливали. И вскоре возникла необходимость сделать проект более дешевым.
Новую концепцию омского метрополитена областной градостроительный совет утвердил в 2010 году. В целях экономии проектировщики решили отказаться от длинных глубоких тоннелей в пользу наземного и надземного метрополитена с эстакадами. Кроме того, было решено сократить длину станционных платформ, площадь станций, а также технических и бытовых помещений. Для перевозки пассажиров в омском метро будут использовать укороченный автоматизированный передвижной состав нового поколения, причем управлять им будет не машинист, а компьютер.
Сокращать расходы в омском метрополитене намереваются и за счет применения энергосберегающих технологий. Согласно новой концепции, автоматические поезда оснастят рекуперативными системами, позволяющими при торможении возвращать электроэнергию в сеть. Использование новой техники позволит сократить число тяговых подстанций на первом пусковом участке с шести до двух: наземной в электродепо и подземной на станции "Библиотека имени Пушкина".
Вместо стандартных ламп для освещения метрополитена будут применять светодиодные. Они недешевы, но могут работать до 100 тыс. часов, что в десять раз больше, чем традиционные. К тому же энергопотребление у светодиодных ламп значительно меньше.
Схема метрополитена в Омске также была существенно скорректирована. В частности, семикилометровый пусковой участок первой линии, ранее состоявший из четырех станций ("Библиотека имени Пушкина", "Заречная", "Кристалл" и "Соборная"), дополнится станцией "Проспект Рокоссовского", которая расположится на эстакаде. Станция "Соборная" станет несколько скромнее, чем задумывалось - власти региона отказались от сооружения подземного комплекса, подобного "Охотному ряду" в Москве.
Другой участок этой же линии метро будет продлен до аэропорта Омск-Федоровка. Участок будет надземным и пройдет вдоль Тюкалинского тракта. Вышеперечисленные изменения позволили удешевить проект в 2,6 раза (с 26 до 16 млрд рублей), а сроки строительства сократить в 3,5-4 раза.
По утвержденному графику, первый пусковой участок метро должен быть введен в эксплуатацию 2016 году, когда Омску исполнится 300 лет. За выполнением сроков пристально наблюдают федеральные власти.
"Сколько осталось до юбилея города? Четыре года. Считайте, что это мое поручение не только руководству области, но и различным ведомствам, чтобы к 2016 году эту работу завершить до конца", - заявлял премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в августе 2012 года на встрече в Омске с губернатором Омской области Виктором Назаровым.
Строительство первого участка метро возобновили после длительного перерыва в 2011 году. Тогда в рамках программы подготовки к 300-летию Омска правительство РФ выделило на "подземку" 1 млрд рублей. В ближайшие три года Омская область получит еще три таких же транша. Всего с начала строительства метрополитена уже освоено 8 млрд 946 млн руб.
Строит омский метрополитен участник федеральных программ подготовки к саммиту стран АТЭС 2012 года во Владивостоке и Олимпиаде-2014 в Сочи – научно-производственное объединение "Мостовик". За более чем 20 лет специалисты компании спроектировали и построили свыше 800 объектов в России и за ее пределами. Годовые объемы строительно-монтажных работ, выполняемых компанией, превышают 45 млрд рублей.
Среди реализованных проектов компании - проектирование и строительство самого крупного в мире вантового моста на остров Русский во Владивостоке, проектирование и поставка металлоконструкций "Живописного" моста через реку Москву в Серебряном бору, проектирование и строительство Бутовской линии Московского метрополитена (первый для российского метростроения опыт строительства "легкого" метро).
Не исключено, что омский метрополитен станет не менее знаковым объектом в этом ряду.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".