Сибирь / Точка зрения 21 марта 2011 г. 11:31

Троллейбус на батарейках

Interfax-Russia.ru – Первый троллейбус-гибрид появится на улицах Новосибирска в конце марта. Часть маршрута он будет проходить, сбросив "усы" и питаясь энергией от специальных батарей.

Уже в конце марта в Новосибирске начнет курсировать уникальный троллейбус-гибрид. Первую часть маршрута он, как и его обычные "собратья" будет проходить, питаясь от контактной линии. А вот вторую часть пути он сможет двигаться, сбросив "усы" – источником энергии для него в это время будут особые батареи, точнее литий-ионные аккумуляторы.

"Установка дополнительных литий-ионных аккумуляторов с энергосберегающим приводом при небольшой реконструкции троллейбуса позволит ему более 10 км двигаться по маршруту без контактной линии. Это даст возможность при минимальных финансовых вложениях расширить троллейбусную маршрутную сеть, повысив тем самым качество транспортного обслуживания пассажиров", – цитирует начальника городского управления пассажирских перевозок Валерия Новоселова пресс-служба мэрии Новосибирска.

Сейчас специалисты завершают сборку экспериментального троллейбуса. Первое время он будет курсировать по городу без пассажиров, а потом, если все сложиться благополучно, выйдет на 5 городской маршрут, который станет на 5 км длиннее. Получив возможность "отстегивать усы", "пятерка" будет ходить до улицы Выборной.

Главное ноу-хау новосибирской модели – аккумуляторы троллейбуса будут заражаться во время движения от контактной сети. Все предыдущие электромобили и электробусы были вынуждены останавливаться для подзарядки на специальных станциях.

Между тем, не исключено, что троллейбус-гибрид - это всего лишь начало глобальной работы по переводу всего парка общественного транспорта Новосибирска на электродвигатели. Этот город имеет все шансы стать одним из первых в России, где удастся осуществить такой проект. Тем более что именно в Новосибирской области строится завод по производству литий-ионных аккумуляторов "Лиотех" - совместное предприятие китайской компании Thunder Sky Limited и ОАО "Российская корпорация нанотехнологий". Завод будет уникальным - аккумуляторы такого типа в России пока еще не производятся.

"Новосибирск был выбран местом реализации проекта по производству в России литий-ионных батарей не случайно. Во-первых, здесь находятся институты Академгородка, у которых есть разработки по производству современных компонентов аккумуляторов. Кроме того, в Новосибирске находится завод химконцентратов — единственное предприятие в России, которое производит литий. Во-вторых, это наличие квалифицированных кадров, в-третьих - это географическая близость к Китаю", - пояснил Interfax-Russia.ru директор по развитию ООО "Лиотех" Игорь Чапаев.

Завод будет располагаться на территории промышленно-логистического парка "ПЛП-Толмачево". Производство, как предполагается, будет иметь мощность 400 млн ампер-часов в год. Запустят его уже в III квартале 2011 года. И если первый в Новосибирске троллейбус, работающий "от батарейки", будет оснащен китайским аккумулятором, то следующие машины, вероятно, будут работать уже на аккумуляторах "Лиотеха". И одними троллейбусами, дело, скорее всего, не ограничится.

"Троллейбусы, запуск которых в эксплуатацию состоится уже совсем скоро, это, безусловно, большое достижение, но это все-таки промежуточный этап, компромисс. Мы, главным образом, заинтересованы в переводе на экологически чистый источник энергии автобусов, маршрутных такси, бензинового транспорта, который наносит наибольший вред экологии", - пояснил Игорь Чапаев.

"Есть договоренность с администрацией города о том, что до конца года в Новосибирске появятся также два автобуса и маршрутное такси типа "Газель", которые также будут работать на литий-ионных батареях", - добавил собеседник Interfax-Russia.ru.

Администрация Новосибирска действительно уже давно рассматривает возможности перевода общественного транспорта на электродвигатели и создала соответствующую рабочую группу. Впрочем, и другие российские города намерены запустить экологически чистый общественный транспорт.

Например, заместитель мэра Москвы Николай Лямов заявил, что в ближайшее время экобусы заменят троллейбусы на наиболее загруженных участках московских дорог. "В Москве уже проходят испытания экобусов на газовых двигателях с использованием электрической тяги. По результатам исследований будет определено, когда экобусы появятся в Москве", - пояснил Николай Лямов.

В свою очередь Игорь Чапаев говорит, что проектом общественного транспорта на литий-ионных аккумуляторах уже заинтересовались несколько регионов России.

"Интерес к нашему проекту есть и в других городах, однако я не хотел бы озвучивать их до того, как будут достигнуты конкретные договоренности," – сказал собеседник Interfax-Russia.ru

Впрочем, поскольку стабильного спроса на литий-ионные аккумуляторы в России пока еще нет, первые партии продукции "Лиотеха" будут уходить в Китай.

"Нашим гарантированным рынком сбыта первые три года будет Китай, туда планируем направлять от 100% до 75% продукции, постепенно увеличивая присутствие на других рынках, и, в первую очередь, на российском", - заявил директор по развитию ООО "Лиотех".

Между тем, готовность Новосибирска перейти на электротранспорт говорит о его стремлении к внедрению инноваций. Например, уже сейчас мэрия города успешно реализовала несколько инновационных проектов, среди которых "Электронный проездной – Новосибирск" и навигационная система диспетчерского управления пассажирскими перевозками ("АСУ-Навигация").

"АСУ-Навигация", в частности, позволяет следить за перемещениями городского общественного транспорта не только диспетчерам предприятий, но и простым горожанам. С помощью интернет-портала они могут узнать, где находятся нужные им автобусы, троллейбусы или маршрутки, и через какое время они будут на нужной им остановке.

В свою очередь транспортная платежная система "Электронный проездной - Новосибирск" также уже успела полюбиться новосибирцам. И сейчас каждый второй пассажир, по данным городской администрации, ежедневно оплачивает проезд с помощью электронных проездных.

Еще один пилотный проект "Профилактика безопасности дорожного движения", реализуемый в Новосибирске, также показывает неплохие результаты. В рамках этого проекта городской пассажирский автотранспорт оснащают специальными приборами, фиксирующими действия водителя, и в частности, соблюдение им правил дорожного движения. Кроме того, контрольные приборы могут сообщать о технических неисправностях общественного транспорта.

Остается надеяться, что Новосибирск продолжит внедрять транспортные инновации, а другие города России станут тиражировать его опыт.

Обозреватель Вера Широкова