Сибирь / Точка зрения 19 ноября 2010 г. 14:37

Вопрос времени

Interfax-Russia.ru – Власти нескольких регионов Сибири и Дальнего Востока выразили свое желание стать ближе к Москве по времени. Сокращение количества часовых поясов в России, похоже, продолжится.

Регионы Сибири и Дальнего Востока один за другим заявляют о своем намерении перейти в другой часовой пояс. Напомним, идея о сокращении в России количества часовых поясов впервые прозвучала год назад. В ноябре 2009 года ее озвучил президент Дмитрий Медведев в своем послании к Федеральному собранию. Предложение президента вызвало большой общественный резонанс и активно обсуждалось на всех уровнях. Между тем, уже в марте нынешнего года исчезло два часовых пояса. Удмуртия и Самарская область, которые входили в пояс "плюс один", перешли на московское время. А Чукотка и Камчатка, которые относились к самому восточному поясу, перешли на магаданское время. Разница с Москвой для них сократилась с десяти до восьми часов, а с большинством дальневосточных регионов – с двух часов до одного. Кроме того, Кемеровская область стала частью западносибирского пояса "плюс три".

Нынешней осенью субъекты федерации принялись решать "вопрос времени" еще активнее. Так, о своем намерении присоединиться к шестому часовому поясу в начале ноября заявили власти Бурятии. Они уже направили соответствующее обращение в правительство РФ. Через несколько дней республику поддержала Иркутская область – она тоже пожелала жить в шестом часовом поясе. Таким образом, и Иркутская область, и Бурятия могут приблизиться к Москве на один час. Временной разрыв со столицей и Прибайкальем в этом случае составит четыре часа.

Вполне вероятно, что на один час ближе к Москве "подвинется " и Омская область, которую сейчас от столицы отделяют три часа. Подготовкой соответствующей законодательной инициативы занимаются в настоящее время депутаты Законодательного собрания региона. Стоит отметить, что один из депутатов омского парламента ранее выступал с предложением перевести Омскую и Новосибирскую область не на один час, а сразу на три – так, чтобы полностью "засинхронизироваться" со столицей. Эту идею на недавнем совещании с полпредом в Сибирском федеральном округе Виктором Толоконским озвучил омский губернатор Леонид Полежаев. Но полпред к возможности таких радикальных перемен отнесся скептически.

"Работа, которая ведется по сокращению числа поясов, будет развиваться, но не думаю, что Омск и Новосибирск могут быть в одном поясе с Москвой. Есть очевидные социальные ценности, человеку хочется, чтобы за рабочее время, за световой день можно было сделать многое. Это нужно учитывать", - заявил Виктор Толоконский агентству "Интерфакс-Сибирь".

Не остались в стороне от инициативы по смене часовых поясов и регионы Дальнего Востока, несмотря на то, что минувшим мартом там уже происходили некоторые "временные перемены". Так, 17 ноября депутаты Заксобрания Приморского края приняли обращение к президенту, в котором говорится о необходимости сокращения разницы во времени между Москвой и Владивостоком с семи до шести часов. Несколькими днями ранее аналогичное обращение в правительство подготовили депутаты Хабаровского края. В этом регионе разница во времени с Москвой, также как и в Приморье, сейчас составляет семь часов. Кроме того, о смене часового пояса в очередной раз заявили депутаты Камчатки и Чукотского автономного округа. Весной они уже сократили разницу со столицей с девяти до восьми часов. Но местное правительство посчитало, что возможно уменьшить временной разрыв еще на один час. Депутаты Магаданской думы тоже изъявили желание перевести стрелки часов на один час – так, чтобы разница с московским временем составляла семь часов, а не восемь, как сейчас.

Сахалинскую область, похоже, ждет переход на шестичасовую разницу с Москвой. Сейчас она составляет семь часов. При этом Северо-Курильский район региона, в котором сейчас действует пояс "плюс восемь", перейдет в соседний "плюс семь".

Грядут перемены и в Якутии. Госсобрание этого субъекта в начале ноября приняло постановление об обращении к руководству страны с инициативой применения на территории республики двух часовых поясов вместо трех. Стоит напомнить, что сейчас Якутия находится в трех часовых поясах: "плюс шесть", "плюс семь", и "плюс восемь". Якутские депутаты предлагают в дальнейшем применять на территории республики девятый и десятый часовые пояса по Гринвичу. При этом большую часть республики планируется оставить в девятом часовом поясе (плюс шесть часов к московскому времени).

Как известно, основной причиной сокращения числа часовых поясов и "временного приближения" регионов России к Москве является стремление облегчить управление страной, которая слишком "разбросана во времени". Чтобы сделать переход на новое время более мягким, его планируют совместить с переводом часов на летнее время. Проще говоря, если правительство РФ поддержит инициативу тех субъектов федерации, которые нынешней осенью изъявили готовность "передвинуть" время, то в марте им просто не придется переводить часы на час вперед. А в том, что обращения региональных правительств будут одобрены на высшем уровне, сомневаться не приходиться – как никак это была инициатива президента.

Ученые и медики, которые сначала восприняли известие о грядущем сокращении количества часовых поясов с осторожностью, сейчас, в большинстве своем, не высказывают никаких возражений.

Так, например, доктор медицинских наук, завкафедрой нормальной физиологии Иркутского государственного медицинского университета Леонид Корытов заявил на пресс-конференции в иркутском пресс-центре агентства "Интерфакс-Сибирь", что перевод времени на один час не может оказать существенного влияния на организм человека.

"Уже примерно через неделю процесс адаптации будет завершен, и большого десинхроноза не возникнет. Больший вред для организма наносят ежегодные переходы на зимнее и летнее время, которые оказывают резкое влияние на биологические процессы человека", - отметил он.

А вот по мнению председателя президиума Иркутского научного центра Сибирского отделения РАН Игоря Бычкова, в результате перехода на новое время уменьшится количество аварий, ДТП, криминальных ситуаций, а у населения появится больше возможностей для активного отдыха.

Кроме того, считается, что сокращение числа часовых поясов позволит укрепить экономические связи между регионами страны. Предприятия и компании, как правило, имеют партнеров по всей России, и работать друг с другом им после изменения разницы во времени будет намного проще. Поэтому представители бизнес-сообщества тоже положительно восприняли грядущие перемены.

Между тем, несмотря на все заверения экспертов о том, что сокращение разницы во времени между Москвой и регионами принесет только пользу, жители многих городов все же против перевода стрелок. Так, жители Камчатки даже создали в интернете сайт, на котором ведется электронное голосование против этих изменений. За несколько дней существования ресурса более 1,6 тыс. человек выразили с его помощью свой протест.

"Крайне против перевода времени в сторону уменьшения временного расстояния с Москвой. Что же это такое? Наши власти занимаются всем, кроме как комфортным проживанием россиян на территории РФ. Почему вся страна должна подстраиваться под столицу? Нам и нашим детям нужен солнечный свет днем, а не ночью", - пишет одна из посетительниц этого сайта.

"Категорически против! В нашем регионе с длинной зимой и снегопадами, гололедом, недостатком солнечного тепла - это шаг против нас! Нам навязывают увеличение потребления электроэнергии и, видимо, "выживают" с Камчатки. Пользы от этого никакой, это выдумки. А инициаторы этого желают угодить Москве, т.к. больше ничем не могут выделиться. Пусть правительство в Москве подстраивается под регионы!" - считает другой формучанин.

Подобное мнение выражают жители и других регионов. В большинстве случаев люди недовольны тем, что изменить привычный образ жизни придется для того, чтобы столичным политикам было проще управлять ими, а в оптимистичные прогнозы ученых они просто не верят. Впрочем, пока их протесты носят вполне мирный характер: масштабных пикетов и митингов ни в Сибири, ни на Дальнем Востоке пока еще не было.

Обозреватель Вера Широкова