Сибирь / Репортажи 30 августа 2019 г. 11:11

Активное использование фейков в России привело к резкому падению доверия к СМИ и интернету

Активное использование фейков в России привело к резкому падению доверия к СМИ и интернету

Красноярск. 30 августа. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Активное использование в течение последних лет фейковых новостей привело к резкому падению доверия среди жителей России к СМИ и интернету, сообщила директор регионального фонда "Общественное мнение-Красноярск" Ирина Муратова на брифинге в пресс-центре агентства "Интерфакс-Сибирь".

"Доверие к традиционным СМИ в России за последние 5 лет упало на 49 процентных пунктов (п.п.), к интернету, который все больше людей используют, как средство защиты своих интересов, - на 33 п.п. Тенденция устойчивая: в текущем году доверие к информации из интернета снизилось на 13%. Таким образом, сейчас интернет-новостям не доверяют 39% жителей нашей страны", - уточнила Муратова.

По словам директора фонда, впервые термин "фейк-ньюс" (фейковые новости - ИФ) - "намеренная дезинформация, максимально похожая на правдивую, с целью получения определенной выгоды" - был сформулирован в 2016 году, во время выборов президента США Дональда Трампа. "Тогда пошла просто лавина фальсифицированных новостей и фейки впервые стали воспринимать как серьезную проблему. В России фейк-ньюс стали изучать в 2018 году", - пояснила Муратова.

Основной источник фейковых новостей, по мнению жителей России, это политики (59%), ангажированные СМИ (59%), предвзятые пользователи интернета (29%) и социальных сетей (34%).

При этом треть жителей нашей страны не может отличить фальсифицированные новости от реальных. Чаще всего это люди с низким социальным статусом, без высшего образования, редко пользующиеся интернетом.

"Еще одна тенденция. Люди стали по другому относится ко лжи, и теперь многие даже находят некие плюсы в фейковых новостях. Молодежь считает, что это такой способ развлечения и в целом - "прикольно". Люди постарше полагают, что фейки могут привлечь внимание к реальным проблемам", - рассказала Муратова.

При этом 80% опрошенных людей уверены, что распространение фейковых новостей "надо как-то останавливать" и заниматься этим должны власти и сами СМИ. "В Великобритании есть специальное министерство по борьбе с фейками. Google перестал отчислять рекламные доходы интернет-сайтам, распространяющим фейк-ньюс. Во Франции СМИ взяли на себя обязательство: если во время выборов какое-то издание допустило фейк - все должны опубликовать опровержение", - сообщила Муратова.