Эксклюзив 24 апреля 2017 г. 17:57

Глава Хакасии В.Зимин: "Мы не просим федеральных денег, мы просим координации нашей работы"

Глава Хакасии В.Зимин: "Мы не просим федеральных денег, мы просим координации нашей работы"

             Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович на Красноярском экономическом форуме провел совещания по развитию промышленности и транспортного сектора в Красноярском крае и Хакасии. На этих совещаниях был "реанимирован" проект второй очереди Хакасского алюминиевого завода (ХАЗ-2) и затронуты проблемы с вывозом из республики возрастающих объемов металла, угля и другой продукции.

            В интервью агентству "Интерфакс-Сибирь" глава Хакасии Виктор Зимин рассказал подробнее о задачах, которые в связи с этим стоят перед республиканским правительством.

            - Виктор Михайлович, Хакасия готовится реализовать новый крупный инвестпроект. Что это за завод и что он даст республике?

            - Сейчас в республике действуют два завода компании "РУСАЛ" - это Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы - САЗ и ХАЗ. Новый завод - ХАЗ-2 - будет работать по современной технологии и выпускать более 500 тыс. тонн алюминия. Но главное - он станет якорным предприятием для Хакасской технологической долины, в рамках которой планируется также развивать перерабатывающее производство и производство фольги. Стоимость проекта - более 130 млрд рублей.

            Его актуальность подтверждена на уровне правительства России, мы видим интерес со стороны ведомств, госкомпаний. Но есть пока нерешенные вопросы, главные из которых - это формат участия "РусГидро" и вывоз продукции по железной дороге.

            Что касается "РусГидро", то интерес компании здесь заключается в получении дополнительного дохода. Поэтому мы попросили Аркадия Владимировича Дворковича способствовать заключению прямого договора на обеспечение ХАЗ-2 электрической мощностью.

            Относительно железной дороги: мы обращаем внимание на рост загрузки южного хода Транссиба - магистрали "Междуреченск - Абакан - Тайшет". В этом году дополнительно мы отгрузим 5 млн тонн угля, а еще за 5-7 лет объемы производства с сегодняшних 20 млн тонн вырастут до 46 млн тонн. Уже сейчас мы активно экспортируем уголь, причем, не только в Китай и Южную Корею, но и в Японию, Польшу, Германию. У нас - хороший уголь, зольность низкая, а развитые страны выставляют жесткие требования по качеству продукции. И наш уголь под их параметры подходит. Через четыре года мы выйдем на второе место по объемам добычи угля после Кемеровской области, причем, до 60% угля пойдет на экспорт. Мы опасаемся, что без модернизации железной дороги не сможем обеспечить вывоз угля, а ведь появятся еще дополнительные объемы по алюминию, по металлическому марганцу, впереди - освоение угольной базы соседней Республики Тыва.

            Частный бизнес уже вкладывает средства в строительство промышленных веток: "En+" развивает железнодорожную инфраструктуру в районе станции "Камышта", есть проектная документация на новые мосты через реку Абакан. Железнодорожники уже выдали En+ техусловия на строительство электрифицированных подходов к магистрали. В этом году компания инвестировала уже более 600 млн рублей в этот проект.

            Мы не просим федеральных денег, мы просим лишь координации этого проекта на уровне правительства.

            - Что Вы подразумеваете под координацией? Ведомства не могут между собой договориться по проекту ХАЗ-2?

            - Есть много мощных межрегиональных проектов. И нужен федеральный орган, который бы координировал совместную работу, лоббировал эти проекты, просчитывал их взаимосвязи. Орган, который стал бы базой для финансовых институтов. Тогда это были бы качественно проработанные проекты, а не просто цифры, которые Виктор Зимин или любой другой губернатор пришел и наговорил.

            Сейчас получается так, что я прихожу в РЖД и должен им доказать, что у республики будут заявленные объемы отгрузки. То же должны сделать главы соседних регионов. А если бы мы делали это вместе, в рамках единого механизма или органа, то было бы легче. Не нужно бояться государственного регулирования при реализации крупных проектов, речь идет о развитии страны.

            Важно ведь не просто разработать стратегию и поставить "галочку" за выполненную работу, важно эту стратегию реализовать. Но мне-то, как губернатору, нужно с кем-то работать - с кем-то, кто будет лоббировать интересы региона, и кто будет с меня же спрашивать. В этом смысле не столько нужна политическая самостоятельность губернаторов, сколько нормально отстроенный координирующий орган на уровне Сибири.

            - Для Хакасии актуальна проблема госдолга. Понятно, что проект ХАЗ-2 может частично способствовать решению этой проблемы, но наверняка этого будет недостаточно. Что еще делаете для того, чтобы закрывать госдолг?

            - Все эти вопросы связаны между собой. Почему мы так беспокоимся о развитии транспортной инфраструктуры? Да потому что каждый миллион тонн оставшегося на складах угля - это порядка 75 млн рублей налоговых доходов, которые наш бюджет не получит.

            На прошлой неделе на встрече с главой государства я рассказал, какой у нас серьезный долг и возросшая за предыдущие годы финансовая нагрузка. При этом регион ни разу с 2009 года не "проваливался" - ни по ВРП, ни по налоговым поступлениям. Устояли даже в 2012-2013 годах, когда произошло падение цен на алюминий и уголь. Более того, набрали темпы по социальным выплатам, по выполнению майских указов. У нас уровень жизни - один из самых высоких в Сибири, высокий уровень зарплат, значительные инвестиции в социальную инфраструктуру. Построен новый аэропорт, вокруг угольной отрасли рождается большое количество новых предприятий-сателлитов, это малый и средний бизнес: грузоперевозчики, ремонтные базы, поставщики техники, сервисные предприятия. То есть развитие одной отрасли автоматически влечет за собой развитие других, смежных отраслей.

            На базе Абаканского вагоностроительного завода ("РМ Рейл Абаканвагонмаш" - ИФ) создается логистический центр для юга Сибири. Боюсь зарекаться, но очень бы хотел, чтобы здесь наладилось производство инновационных вагонов грузоподъемностью 75 тонн. Этого можно добиться за счет снижения массы порожнего вагона и увеличения полезного объема, усиления колесных пар.

            Главное, за что я теперь переживаю - это не за развитие промышленности и добычи угля, а за возможность вывоза продукции из региона. Так или иначе, но мы не можем произвести больше, чем сможем вывезти.

            Особую актуальность развитие транспортной инфраструктуры приобретает с учетом планируемого строительства железной дороги в Туву, но только не тупиковой ветки, как изначально предполагалось, а магистрали, которая станет новым выходом в Монголию и Китай. Это позволит не возить все грузы через Забайкалье и сократить транспортное плечо на 2,5 тыс. км! Речь идет о прямом выходе на Урумчи - это крупнейший промышленный центр на западе Китая.

            - Что сейчас происходит с Абазинским и Тёйским железорудными рудниками?

            - Мы провели большую совместную работу, и хотел бы отметить роль Evraz - бывшего хозяина рудников и нашего нынешнего партнера. Компания вернулась в Хакасию с абсолютно новой политикой, и я благодарен за это председателю совета директоров Evraz Александру Абрамову.

            Evraz выделил новое оборудование для Абазинского рудника, оно уже изготавливается, и к сентябрю мы его получим. Мы вышли на новый горизонт с запасами 21 млн тонн руды - это создает перспективу разработки месторождения на десятилетия вперед. Себестоимость добычи чуть ниже, соответственно, проект стал интереснее для инвестора. Если не будет никаких форс-мажоров на мировом рынке, то в течение года мы интенсивно поработаем, заменим старое оборудование новым, выйдем на новые объемы проходки и новую себестоимость!

            Но это будет только первый передел. Есть желание производить не руду, а чугун, поставив рядом новое производство. Руду мы можем поставлять самое дальнее в Новокузнецк, а чугун - это совершенно другой продукт с более широкой географией спроса. Конечно, мы предлагаем в это партнерство зайти, прежде всего, "Евразу". Но пока экономика не позволяет пойти на этот процесс старыми технологиями.

            С Тёйским рудником - сложнее. Его запасы истощились, но мы сохраняем обогатительную и перерабатывающую фабрики, чтобы открыть на их базе цементное производство. Для этого есть условия: есть энергетика, есть железная дорога. Мы нашли потенциальных инвесторов, сейчас обсуждается формат их участия в проекте. В таежном поселке Вершина Тёи, где находится рудник, мы занялись решением социальных проблем, создав там центр по подготовке сборной команды России по лыжным гонкам. Такой центр существовал там 40 лет, но мы создали новый, рассчитанный на 2,5 тыс. спортсменов. Мы освоили почти 500 млн рублей, построив лыжероллерную трассу с освещением в среднегорье - на высоте 1 тыс. 100 метров над уровнем моря. В этих местах снег появляется рано, созданы прекрасные условия для тренировок сборных команд страны и проведения соревнований самого высокого уровня.

            Развитие профессионального спорта подтягивает и другие отрасли экономики, в поселке выросли цены на аренду жилья, ведь спортсмены приезжают из 46 регионов страны. Жизнь в Вершине Тёи потихоньку налаживается.

            - Какие еще инвестпроекты планируется реализовать в Хакасии?

            - Для нас очень актуальна задача реконструкции Майнской ГЭС - это станция на Енисее, ниже по течению от Саяно-Шушенской ГЭС. Необходимо повысить ее производительность, чтобы обеспечить мощностью проект "Чек-Су.ВК" по выпуску электролитического металлического марганца. Сейчас большую часть марганца поставляется в нашу страну из Украины, а между тем, это - стратегическое сырье. Китайцы профинансируют марганцевый проект - это 100%, нужно лишь окончательно проработать этот вопрос с ВЭБом. Уже освоены 14 млрд рублей, весь проект оценивается в 45 млрд рублей.

            - Давайте поговорим о ремонте гидротехнических сооружений. Для республики очень актуальна проблема паводков, вы готовы к очередной волне?

            - Да, к паводку мы готовы. Три года назад, когда был зафиксирован исторический максимум по подъему уровня воды, у нас ни один населенный пункт не был затоплен. Были подтопления за счет грунтовых вод, но не более того. Все помнят трагедию в соседнем Алтае, но наша республика не потеряла ни одного человека, ни одного населенного пункта.

            За предыдущие 8 лет мы успели построить новых дамб почти на 650 млн рублей, отремонтировать старые, повысить их эффективность. Да, кое-где нужно еще усилить дамбы, завезти скальник. Но на прошлой неделе проводил инспекцию и подтверждаю: эта работа продолжается.

            Ежегодная плановая работа принесла свои результаты. Теперь необходимо укреплять дамбы железобетонными конструкциями, чтобы гидротехнические сооружения прослужили не один десяток лет.

            Единственное, на что в этой сфере стоит обратить отдельное внимание - система распределения доходов от уплаты водного налога. Сейчас налог рассчитывается по акватории воды, которую налогоплательщик использует на территории региона. Красноярское водохранилище использует значительную часть территории Хакасии, за использование этой акватории платится налог порядка 300 млн рублей в год, эти средства могли бы пойти на нужды республики. Но все водные налоги концентрирует Федеральное агентство водных ресурсов, и потом ты приезжаешь в Москву и просишь для региона денег. А с нас в ответ требуют документы, требуют план мероприятий, требуют софинансирование. И нам каждый раз приходится доказывать, что в республике нужно углублять русла рек, строить дамбы. Особенно несправедливо это для тех районов, которые находятся в рисковой зоне, ведь там река за 2-3 суток может подняться на 5-6 метров. Я просил, чтобы агентство особое внимание уделило нашей заявке, но в итоге оно пообещало денег лишь чуть-чуть.

            - На форуме Алексей Кудрин, говоря об эффективности госуправления, назвал такую цифру: только 38% времени госслужащие занимаются своими прямыми обязанностями, в других случаях - занимаются "тушением пожаров", т.е. авральными ситуациями. Не так давно вы распорядились о сокращении штата республиканского правительства и допустили увеличение зарплат чиновников. Можно ли говорить, что эффективность работы выросла?

            - Конечно, экономическая ситуация заставила нас идти на сокращения. Но кто не знает чиновничьей работы, считает, что это какие-то бездельники, дармоеды. Как определить работу какого-нибудь сельского чиновника, в чем она эффективна? Когда есть спокойствие, когда есть кому воду бабушке подать, когда есть кому организовать перевозку человека в больницу - работа это или не работа? А как случается какая-то беда - отвечает за все губернатор и исполнительная власть на местах. Нельзя занижать авторитет и результаты работы этих людей. Не может быть эффективным государство с плохой и непрофессиональной властью на местах. Мы уже почти пять лет не повышали заработную плату местным чиновникам. Поймите, когда мы говорим об увеличении зарплат бюджетников - мы имеем в виду зарплаты учителей, врачей. Чиновникам никто зарплату не повышает, а мы их еще и сокращаем. Это не всегда эффективно, но это - политический шаг, я не хочу никого обманывать.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще