Сибирь / Новости 27 сентября 2017 г. 10:48

Ручьи и притоки содержат в десятки раз больше парниковых газов, чем крупные реки - ученые

Томск. 27 сентября. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Сотрудники лаборатории "БиоГеоКлим" Томского госуниверситета (ТГУ), Института биологии Республики Коми и обсерватории Миди-Пиренейз (Тулуза, Франция) установили повышенное содержание парниковых газов в ручьях и малых реках из-за находящихся рядом болот, сообщает пресс-служба ТГУ в среду.

Исследователи произвели отбор проб на отрезке около 1,5 тыс. км от Васюганских болот до тундры. Объектами внимания стали болота, расположенные в устьях рек Обь, Таз, Надым, Пур.

На протяжении всего экологического коридора ученые взяли около 1,4 тыс. образцов воды и почвы, которые частично исследовали на месте, а также в Институте биологии Коми, лабораториях ТГУ и Миди-Пиринейз.

"Выяснилось, что маленькие ручьи содержат в себе в десятки раз больше углекислого газа, нежели реки, в которые они впадают. Разница значений приблизительно такова: от 400-2 тыс. ppm (миллионная доля, 1 ppm=0,0001%) в больших реках до 12 тыс. - 13 тыс. ppm в "речных капиллярах". В научной литературе по Западной Сибири таких данных мы не встречали", - цитирует пресс-служба научного сотрудника лаборатории "БиоГеоКлим" ТГУ Сергея Лойко.

По данным ученых, резкое снижение концентрации объясняется тем, что по пути от болота, из которого ручьи получают комплекс химических элементов, до реки, которой они отдают эти вещества, происходит дегазация воды - парниковые газы выбрасываются в атмосферу.

Окончательные выводы ученые сделают по завершении лабораторных исследований, но уже сейчас они выяснили, что роль малых рек и других подобных объектов в регуляции климата может быть существенно больше, чем считалось ранее, добавляет пресс-служба.

Томский государственный университет был открыт в 1888 году, став первым университетом в азиатской части России. ТГУ занял восьмое место в VIII Национальном рейтинге университетов, подготовленном Международной информационной группой "Интерфакс" по результатам 2016/2017 учебного года, поднявшись на одну строчку по сравнению с предыдущим годом.