Эксклюзив 26 июля 2018 г. 11:33

Народный артист России В.Мережко: "Шукшинский кинофестиваль по значимости является лучшим фестивалем России"

Народный артист России В.Мережко: "Шукшинский кинофестиваль по значимости является лучшим фестивалем России"

            24 июля в Алтайском крае стартовал Всероссийский фестиваль “Шукшинские дни на Алтае”, который собрал на малой родине Василия Шукшина известных актеров, режиссеров, писателей и сценаристов. Народный артист России Виктор Мережко стал президентом Шукшинского кинофестиваля и рассказал в интервью агентству “Интерфакс-Сибирь” о состоянии российского кинематографа, о том, как отбирались на фестиваль фильмы-участники и почему сам Виктор Иванович подражал Шукшину.

            - Виктор Иванович, Вы ранее заявляли, что российское кино погибло. Однако ежегодно на фестивале Шукшина представляют все новые и новые работы. Есть ли будущее у этих фильмов?

            - Да, я и сейчас так считаю, что кинематограф мертв. По крайней мере, в прокате. Действительно, на кинофестивале в Алтайском крае представлено много фильмов. Да и в целом ежегодно в России снимаются более 80 фильмов, это не мало. Но судьбы у них нет. В советское время, а я человек советского времени, каждый выпускаемый фильм должен был доходить до зрителя, была некая кинофикация. Для фильмов первой категории печаталось более 3 тыс. копий, для фильмов второй категории - 2 тыс. 400 копий. Большинство фильмов, которые снимались по моим сценариям, были второй категории. Они шли по всем кинотеатрам, и это было обязательным условием. Насколько я знаю, по доходной части кинематограф занимал третье место по наполнению бюджета страны. На первом месте был алкоголь, на втором - табак, а на третьем – кинематограф. Он приносил хороший доход. Не нефть и не газ, а кино. Сейчас государство упустило эту идеологическую "золотую ниточку".

            - Что Вы имеете в виду?

            - Хозяину любого кинотеатра сейчас проще купить копию американского фильма за 15 тысяч долларов и получить право показывать эти фильмы, которые развращают молодежь.

            - Что мешает показывать наши фильмы в российских кинотеатрах?

            - Я сейчас закончил картину "Не ждали". Там в главной в главной роли снялся великий русский артист Олег Басилашвили. Я им искренне восхищаюсь. Есть и киновариант этой работы. Но моя картина не вышла в прокат, потому что не печатают копии. Невозможно самостоятельно найти деньги, чтобы печатать копии за свой счет. Дело, кстати, не только в том, чтобы напечатать копии. Нужно еще и заплатить хозяину кинотеатра, чтобы публике показали картину. Мою картину возят по фестивалям, осенью она будет представлена в Польше. Поэтому судьба таких фестивальных фильмов печальна, их снимают непонятно зачем. Есть так называемый фестивальный прокат, когда публика смотрит работы только на фестивалях. Ну и что? Пройдет такой показ в Доме кино Москвы и все. Понимаете, вооружение для страны, которым сейчас занимаются, очень важно. Но для страны не менее важно и идеологическое вооружение.

            - При таком положении дел влияет ли кинематограф на нашу культуру?

            - Если брать зарубежный кинематограф, то он имеет негативное влияние, безусловно, потому что культура другая и мышление другое. Еще Лев Николаевич Толстой говорил о том, что в литературе познается душа человека. Так и в кино. Поэтому не внешняя атрибутика монтажа здесь важна. Также у меня крайнее неудовольствие вызывают фильмы, в которых порочится мой народ. Я из казаков, у меня повышенное чувство патриотизма. Когда мне показывают фильмы Звягинцева, где русский народ представлен как "свинья", то я не понимаю, как можно такую картину показывать. Почему я и публика должны смотреть то, как русский народ деградирует и превращается в ничтожество? Я не хочу этого видеть! Я не хочу показывать пьяных священников. Они бывают разные, но так обобщать их в кино недопустимо. Эти фильмы имеют влияние и оно негативное, отвратительное влияние.

            - Виктор Иванович, если говорить об актерах, то для кого бы Вы хотели написать сценарий?

            - Нет сейчас таких актрис и актеров. Режиссер и продюсер Владимир Досталь, который знает и любит кино, предложил написать сценарий для великих мастеров - Олега Басилашвили, Василия Ланового, Алисы Фрейндлих. Это не молодое поколение, и надо работать с выдающимися звездами кино, пока они еще живы. Я написал уже заявку к сценарию. Важно написать теперь и сценарий. Молодые актрисы сейчас гоняются за деньгами. Очень трудно найти сейчас героев, потому что они "заламывают" гонорары и, в целом, плохие артисты. С трудом нашел актеров для сериала "Хуторянин" и не до конца был доволен выбором. Пожалуй, из достойных актрис могу назвать лишь Екатерину Гусеву, не так давно мой сын снял ее в музыкальной истории.

            - Конечно, хочется спросить и о фильмах, которые выходили в России на широких экранах в последнее время - "Движение вверх", "Салют 7", "Время первых" и другие. Как Вы считаете, нужны такие фильмы в современное время?

            - Такие фильмы, так сказать "спортивного направления", безусловно, нужны. За исключением "Тренера", это, с моей точки зрения, неудачный фильм. Такие фильмы крайне нужны и именно сейчас, потому что они поднимают патриотизм. Я патриот своей страны. Я за то, чтобы были такие фильмы как "Крым наш". Там сейчас все не просто, но мы все понимали, что нужно отстоять Крым, и это проявление величайшего чувства патриотизма. Хоть чем-то надо нам сейчас поднимать патриотизм. Если нет актеров, на которых мы бы равнялись, какими в свое время были Юматов, Лановой, то нужны хотя бы идейные фильмы. Нужно понять, что в кинотеатры необходимо привлекать молодое поколение, чтобы молодежь воспитывалась на нравственных, а не на безнравственных категориях. К примеру, я понимаю творчество Николая Гоголя, но экранизированный "Вий"... Я не считаю, что это лучшее его произведение. Мне непонятно, зачем это делается. Тут еще надо говорить и о так называемой "продюсерской цензуре". Быть фильму или нет - решает продюсер, и зачастую это дело вкуса. Известно, что продюсеры не всегда талантливые люди, а скорее это люди, которые умеют открывать "денежные" двери.

            - Возвращаясь к теме Шукшинского кинофестиваля, хочется спросить вас, как сторонник нравственного и душевного кино можете ли вы сказать, что фильмы-участники фестиваля перекликаются с творчеством Василия Макаровича, ценностями, которые заложены в его творчестве?

            - Конечно, все они соответствуют нравственным критериям, все картины морально выдержаны.

            - В этом году в кинофестивале принимают участие 10 фильмов. Расскажите, пожалуйста, на основании каких принципов осуществляется отбор фильмов-участников?

            - В прошлом году я был председателем жюри этого кинофестиваля. Мне не понравился набор фильмов, он был слабый. Когда мне экс-губернатор Алтайского края Александр Карлин предложил возглавить фестиваль в этом году, то я долго думал, так как еще я являюсь президентом Ялтинского кинофестиваля. Я согласился. Я также являюсь председателем правления московского Дома кино и предложил главреду Дома кино Виктору Прокофьеву заняться отбором фильмов на фестиваль. Он согласился и подобрал хорошие картины, в них нет грязи. На мой взгляд, единственная жесткая картина - это Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов" Александра Ханта - она мрачноватая. Но там очень хорошо играет Серебряков. Картина "чернушная", но с хорошим послевкусием, не оставляет ощущения грязи. Мы ориентировались в выборе работ не только на качественное кино, но и хотели, чтоб кино было нравственным.

            - Скажите, какие особенности Вы бы выделили в организации фестиваля в этом году? Как оцениваете организацию фестиваля?

            - К счастью, фестиваль не избыточно организован, не "заорганизован", но график у нас, конечно, довольно плотный.

            - Вы знали Василия Макаровича еще при жизни. Каким Вы его знали?

            - Василию Шукшину я немножко даже подражал. У меня есть такой сценарий "Трын-трава", и фильм потом по нему снял Сергей Никоненко. После выхода его в свет мне сказали "Ты у Шукшина это спёр?". Нет, конечно, это мой оригинальный сценарий, но он был написан в манере Шукшина. На меня Шукшин, конечно, произвел впечатление. Шукшин был неким открытием и каким-то чудом. Я испытывал удивление, что есть такой простой, в сапогах парень, и он нарасхват и как актер, и как сценарист, и как писатель, и как режиссер. Он мало прожил, всего-то 45 лет. Он умер в зрелом возрасте молодого мужчины. Если бы он дожил до нашего времени и увидел нынешнее кино, он бы ужаснулся при его сильном и прямом характере. Он бы не только употреблял цезурные слова, но и не цензурные тоже. Его девиз "Нравственность есть правда" очень точный девиз, потому что если нет нравственности, то правды быть не может. Безнравственность - это худо для страны, для народа. Нельзя воспитывать народ на неправде. Тогда не будет и нравственности.

            - Ежегодно в регионе на этот фестиваль собирается множество людей, меняются возрастные группы гостей… Как Вы считаете, что позволяет этому фестивалю жить? И что нужно делать, чтобы он продолжал жить?

            - Этому фестивалю нужно внимание государства и его любовь к Алтаю, к Шукшину. Это по значимости и принципиальности - лучший фестиваль России. Надо поднимать его статус и помогать ему. Нужно, чтобы государство искало деньги и делало его не межрегиональным, а федеральным. Тогда сюда с удовольствием будут приезжать хорошие актеры, режиссеры. Люди буду приезжать и благодарить гостеприимную алтайскую землю. Я, кстати, был знаком и другими вашими земляками - Михаилом Евдокимовым, Валерием Золотухиным.

            - Виктор Иванович, над чем сейчас работаете?

            - Вообще-то я трудоголик, отдыхать не люблю. Сейчас работаю над одним сценарием, для сына, никак его закончить не могу, хоть и пишу каждый день. Сценарий этот про Великую Отечественную войну. Я надеюсь, это будет патриотическая картина. Главный герой - танкист, а героиня - солистка ансамбля. Я смешиваю в этом сценарии русских, украинцев и евреев. Материал полностью вымышленный. Хочу показать заслугу людей в борьбе с фашизмом. Кстати, у сибиряков это заслуга невероятная! По характеру, чести и патриотизму Сибирь - уникальная территория и здесь живут по духу совершенно другие люди.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще