- Евгений Якирович, Международная федерация хоккея утвердила Новосибирск в качестве места проведения молодежного чемпионата мира в 2023 году. Событие достаточно масштабное. На какие параметры планирует выйти аэропорт, чтобы встретить гостей и участников соревнований, что называется, во всеоружии?
- На самом деле, новость отличная, потому что до сего времени, безусловно, не хватало федеральных мероприятий такого уровня, будь то спортивные, будь то зрелищные, как ЧМ по хоккею среди молодежи в Новосибирске.
На какие параметры готов выйти аэропорт Толмачево, наверное, говорить не вполне корректно, потому что стратегия развития аэропорта разрабатывается вне зависимости от каких-то мероприятий. С другой стороны, когда принимается такое решение, оцениваются все параметры, включая транспортную доступность, и, конечно, аэропорт должен ее обеспечивать.
Поэтому я сначала расскажу о тех показателях, которых мы планируем достичь к 2023-2024 гг. Текущий год аэропорт завершит пассажиропотоком около 6 млн человек. В 2023 прогнозный пассажиропоток Толмачево составит около 9 млн человек, то есть в 1,5 раза больше, чем сейчас.
По грузовым перевозкам, с учетом того, что будет построен и выйдет на проектную мощность почтово-логистический комплекс "Почты России", объем обработанного груза и почты увеличится с 30 тыс. тонн в 2018 году до 60 тыс. тонн в 2023 году.
Конечно, обеспечивать такие объемы без соответствующей инфраструктуры невозможно, поэтому в планах - строительство нового терминального комплекса, расширение грузового терминала. Что-то в полном объеме будет завершено к 2020 году, что-то как раз будет готово к 2023 году. Если говорить о пассажирском терминале, то, скорее всего, в полном объеме с максимальной пропускной способностью с заделом на последующие 10 лет он заработает к 2022 году. То есть с точки зрения обслуживания пассажиров аэропорт будет полностью готов.
- На какой стадии находится реализация проекта по реконструкции терминальной инфраструктуры?
- Идут проектные работы, принимается решение: каким должен стать терминал, потому что растет и общий пассажиропоток, и доля трансферных пассажиров, которая уже достигла 20% в 2017 году. Совместно с базовой авиакомпанией S7 найдены такие решения, которые позволят аэропорту годами наращивать трансферный поток, что повышает требования к терминальному комплексу, к перрону перед терминальным комплексом.
Думаю, что в конце июня будет выбран один из двух-трех вариантов, которые нам предложат проектировщики, и тогда продолжится проектирование, чтобы в конце этого года или в начале следующего передать проект в Главгосэкспертизу. Получив заключение Главгосэкспертизы, через 3-4 месяца ускоренными темпами начнется строительство терминала. Как раз в конце июня станет ясно, будет ли строительство разбиваться на две очереди. Это очень важные вещи, и здесь нельзя совершить ошибку. Поэтому принято решение еще раз оценить структуру пассажиропотока, сверить наши прогнозы с базовой авиакомпанией и понять, по какому варианту все-таки правильнее идти.
- Общая стоимость проекта как-то корректировалась за последнее время?
- Сейчас стоимость строительства одного квадратного метра терминальных комплексов вместе с современным оборудованием обходится в 150-200 тыс. рублей. Терминал "Толмачево" должен обслуживать после сдачи в эксплуатацию около 10-12 млн пассажиров, это 90-100 тыс. кв. м. В любом случае должен быть построен терминал, который создаст задел на будущее, однако это не значит, что он будет стоять и в нем 10 лет ничего делаться не будет. Это терминал такой конструкции, где очень комфортабельная центральная часть, при росте пассажиропотока можно будет наращивать крылья, галереи, стерильные зоны, галереи вылета, фингеры.
- Во время VII Сибирского международного транспортного форума вы говорили, что аэропорт готов удваивать пассажиропоток каждые пять лет при условии развития инфраструктуры аэропорта. Есть ли предпосылки к тому, что государство займется, фактически, достройкой инфраструктуры второй ВПП?
- Надеюсь, что в преддверии Молодежного чемпионата мира по хоккею будет реконструирована и аэродромная инфраструктура. Принимать высоких гостей из других стран, туристов, болельщиков на существующих перронах - это просто неправильно. Поэтому думаю, что государственная программа по реконструкции аэродрома Толмачево все же будет реализована. И предпосылки для начала реконструкции в 2019 году есть.
Более того, уверен, что в ближайшее время в регионе будет создан штаб или рабочая группа по обеспечению транспортной доступности чемпионата, поскольку это один из важнейших вопросов. В эту рабочую группу или штаб должны войти, безусловно, представители органов власти федерального уровня, Новосибирской области и те предприятия, которые обеспечивают деятельность транспортной инфраструктуры, в рамках этой группы будут решаться, в том числе, вопросы развития аэропорта Толмачево, его аэродромной инфраструктуры, подъездных дорог. Встанут вопросы и по железнодорожному сообщению: многие болельщики поедут из Новокузнецка, Омска, Томска, Красноярска и Барнаула по железной дороге. Это как раз прекрасная возможность связать ускоренным железнодорожным сообщением эти города с Новосибирском.
- Что необходимо сделать в первую очередь, чтобы увеличить пропускную способность второй ВПП?
- Во-первых, необходимо выразить благодарность тем людям, которые когда-то проектировали вторую полосу, которые когда-то начали ее строить. Благодарность тем людям, которые после длительного перерыва продолжили это строительство и ввели ее в эксплуатацию. Это и министр транспорта, и руководство Росавиации, это была поддержка и губернатора, и полпредства. Все старались, чтобы вторая полоса была построена.
Другое дело, что и тогда, и сейчас есть определенные бюджетные ограничения. Однако аэропорт на месте не стоит, он развивается, растет интенсивность полетов, объемы пассажиро- и грузопотока, очень велика потребность в использовании второй ВПП, которая превосходит первую и по категории, и по эксплуатационным характеристикам. Но, к сожалению, у нее невысокая пропускная способность. Чтобы повысить пропускную способность, чтобы у нас были диверсифицированы любые риски, связанные с возможным выводом первой полосы в ремонт, нужно безотлагательно связать вторую ВПП с существующим перроном и дополнительными рулежными дорожками, расширить перрон.
Честно говоря, лет 15 назад никто не думал, что после советского всплеска авиаперевозок в аэропортах не будет хватать стоянок для воздушных судов. После провала 1990-х и начала 2000-х годов мы приближаемся к дефициту инфраструктуры, и это касается не только аэропорта Толмачево.
При этом надо учитывать один немаловажный момент: наука говорит - чтобы обеспечить нормальные темпы экономики, темпы развития инфраструктуры должны быть в два раза больше. Если мы хотим, чтобы экономика росла на 10%, значит темпы обновления, реновации транспортной инфраструктуры должны быть 20%. Поэтому это основные задачи, которые необходимо решать. Необходимо участие не только федеральных органов власти - нужно участие и субъекта РФ. Об этом говорили участники Сибирского международного транспортного форума, эту позицию поддержал и врио губернатора Андрей Травников, и полпред президента Сергей Меняйло.
Сейчас появляется возможность, с учетом майского указа президента РФ, где говорится и о развитии магистральной инфраструктуры и маршрутной сети региональных перевозок, и об эффективном использовании бюджетных денег, возобновить эти работы, которые были предусмотрены соответствующей федеральной целевой программой на 2010-2020 годы. Более того, в рамках этой ФЦП были выполнены проектные работы, которые получили положительное заключение Главгосэкспертизы. Думаю, что при условии соответствующего финансирования к работам можно будет приступить уже в ближайшее время - в конце 2018 - начале 2019 гг.
При этом в Новосибирске у государства имеется возможность получить очень высокую отдачу и от развития магистральной инфраструктуры, и от программы субсидирования региональных авиаперевозок, потому что наша базовая авиакомпания S7 предлагает продукт, который делает очень удобной, комфортной, экономически выгодной перевозку людей через Новосибирск, совмещая региональные и магистральные рейсы. Вот простой пример - о полетах в обход Московского авиаузла, о транспортной доступности. Понятно, что и в Томске и в Барнауле будут удобные для пассажиров прямые рейсы, но есть некоторые направления, которые по экономическим причинам невозможно открыть в каждом городе. Они должны быть в узловом аэропорту, и так получилось, что такой аэропорт - это Толмачево. Например, полеты в Ташкент: сомневаюсь, что рейсы из Томска, Кемерова и Барнаула откроются по этому направлению в ближайшее время. Сейчас для того, чтобы улететь в Ташкент, можно полететь через Новосибирск или через Москву. Когда мы начинаем считать, получается, что 200 км из Барнаула до Новосибирска - не так уж и много, поэтому очень удобно доехать из Барнаула до Новосибирска и сесть на прямой рейс в Ташкент. Но в реальности получается несколько иначе. Из Барнаула можно доехать комфортно, например, до Бердска, и то сделать это будет непросто. А вот дальше начинаются проблемы с транспортной доступностью, и двухчасовое путешествие может превратиться в четырехчасовое, а то и пятичасовое. Люди начинают волноваться, интересоваться пробками и в конечном счете летят через Москву. И получается, что и денег потрачено больше, время в пути больше, экологическая нагрузка возрастает и так далее. Вот как местные дороги связаны с Московским авиаузлом.
Конечно, есть альтернатива: железная дорога, но и здесь нужно решить массу проблем, связанных с транспортной доступностью, особенно имея в виду предстоящий чемпионат. Когда Россия будет играть с другими странами, болельщики сибирских клубов объединятся и приедут в Новосибирск, это будут просто гигантские потоки пассажиров.
- Кстати, не будет ли это обстоятельство способствовать появлению в Новосибирске настоящего "Аэроэкспресса" - условно говоря, от аэропорта до вокзала без хлопот и пересадок?
- Целесообразность реализации в чистом виде проекта point-to-point вокзал "Новосибирск-Главный" - "Толмачево" зависит от ряда факторов: достижения пассажиропотока аэропорта в пределах 7-10 млн человек, цен на проезд альтернативным транспортом до аэропорта (например, чтобы стоимость проезда на такси из центра города до аэропорта была в районе 1 тыс. рублей) и др. Еще одно условие - время путешествия из центра города в Толмачево не менее часа из-за пробок.
Сейчас для Новосибирска более правильно организовать ускоренное железнодорожное сообщение по оси "Юг-Центр-Запад" на комфортабельных поездах, например: Искитим - Бердск - Академгородок - Новосибирск-Главный - аэропорт Толмачево. Это не совсем "Аэроэкспресс", скорее классическая "Городская электричка", но в таком исполнении, которое предполагает отдельный перевозочный продукт - комфортабельное перемещение авиапассажиров с чемоданами в аэропорт Толмачево или из него. Для этого должны быть комфортабельные современные электрички, станции с высокими платформами и др. При соблюдении этих и других условий продукт будет иметь колоссальный успех. Ведется активное обсуждение с РЖД, и с учетом того, что врио губернатора уделяет особое внимание проекту "Городская электричка", думаю, что он будет реализован. Тогда может идти и речь о совместном продукте по единому проездному электронному билету, который S7 готов реализовать с "Экспресс-пригородом". И в деле обеспечения мультимодальных перевозок мы сейчас активно используем железнодорожную станцию Обь, которую, вообще говоря, пора переименовать в станцию Аэропорт.
- Вернемся к аэропортовой инфраструктуре. Вы упомянули о возможности ремонта первой взлетно-посадочной полосы. Когда он может начаться?
- У нас вторая ВПП находится в управлении гражданского ведомства, первая - нет. Последний раз ее ремонтировали в 2009 году, это был, по сути, косметический ремонт. Полоса, безусловно, требует достаточно серьезного капитального ремонта и модернизации. Я надеюсь, что все-таки вопрос с капремонтом первой ВПП будет решен, вполне возможно, что это будет сделано к Молодежному чемпионату мира по хоккею 2023 года.
Как бы то ни было, к этому же времени нужно создать нормальную пропускную способность ВПП-2. Пока делается проектная документация на первую полосу, вполне возможно закончить минимальный объем строительных работ на второй полосе, который позволит безболезненно первую полосу передать в ремонт.
- Нужна ли аэропорту Толмачево третья взлетно-посадочная полоса?
- Ну, можно и десять построить. Только давайте ответим на вопросы: зачем и при каких условиях? Должна быть экономическая целесообразность. Я знаю много аэропортов в других странах, которые имеют две ВПП и перевозят пассажиропоток, исчисляемый двузначными цифрами, причем первый знак - далеко не единица. Но иметь резерв земли под дальнейшее развитие аэропорта всегда необходимо. Например, проектировщик проведет работы и скажет: ремонт первой полосы нецелесообразен, переложить ее дороже, чем построить новую. Но даже и в этом случае, построив новую полосу, мы будем иметь две полосы.
В целом, если отремонтировать то, что есть, и увеличить пропускную способность ВПП-2, мы получим резерв, по меньшей мере, на 20 лет.
- Евгений Якирович, транспортная доступность аэропорта, помимо прочих факторов, тесно связана с пропускной способностью улицы Станционная. Не безнадежная ли здесь ситуация?
- Я вам скажу как пользователь, как человек, который ездит по ней на работу и не один раз в день. Как говорил Лао-цзы, даже путь в тысячу ли начинается с первого шага. Когда-то аэропорт предложил запретить остановку автомобилей перед поворотом на 2-ю Станционную, в ГИБДД нас услышали. И сразу стало легче, потому что там перестали останавливаться фуры.
Такие и другие локальные вещи помогают значительно улучшить ситуацию. Грамотное регулирование перекрестков, анализ поворотов, надземные переходы - это, право же, значительно быстрее и осуществимее многих крупных проектов. Главное, чтобы процесс таких улучшений был постоянным. Это и люди увидят, и транспортная доступность возрастет.
- Как выполняется поставленная несколько лет назад в рамках "Новапорта" задача - связать соседние с новосибирским аэропорты? Как будет развиваться эта, если можно так сказать, "авиаагломерация"?
- Задача очень сложная и капиталоемкая. Акционеру без помощи государства ее не решить. Это однозначно. И помощь государства заключается не только в развитии аэродромной инфраструктуры аэропортов. Она заключается и в субсидировании региональных перевозок, потому что при полетах "на короткое плечо" получается очень высокая стоимость пассажиро-километра.
Поэтому сейчас совместно с базовой авиакомпанией S7 мы предлагаем Минтрансу РФ вывести субсидирование региональных перевозок на новый уровень, сделать его более эффективным. В этом предложении будет увеличение маршрутной сети, мы надеемся включить в него соседние города и рассчитываем найти поддержку и в Кемерово, и в Барнауле, и в Новокузнецке.
Как и в случае с "Аэроэкспрессом", пассажиру нужно предлагать продукт. Сейчас мы связали Томск и Новосибирск, полеты выполняет S7 на региональных самолетах Embraer. Много раньше было попыток запустить это направление - и на Cessna-208 туда летали, и на Ан-24. Не получалось, потому что эти рейсы не были продуктом, ведь полет из Томска в Новосибирск - это зачастую часть перевозки, то есть человек куда-то летит дальше. В Алма-Ату или Пекин, например.
По некоторым направлениям субсидирование, по-видимому, должно быть постоянным. Например, Новосибирск - Горно-Алтайск. Авиакомпания S7 полетела туда на Embraer, за первое же лето перевезла больше 10 тыс. пассажиров и сразу же лишилась субсидии. Но специфика маршрута такова, что если не субсидировать рейс, стоимость билета будет высока, и люди не полетят.
Идея связанности всех аэропортов "Новапорта" в единую сеть, особенно сибирского кластера, не отменяет обеспечения транспортной доступности регионов по другим видам транспорта.
В конечном счете, мы должны конвертировать великолепное, Богом данное географическое положение Новосибирска в экономический результат для нашей страны, для Западной Сибири, для Новосибирской области. И если сейчас обеспечить транспортную доступность Новосибирска - можно превратить его в современнейший логистический центр и обеспечить нашим детям такое будущее, которое не будет зависеть от цен на нефть и газ.