Эксклюзив 31 мая 2018 г. 10:20

Глава Хакасии В.Зимин: "Играть нужно вдолгую, иначе проиграешь"

Глава Хакасии В.Зимин: "Играть нужно вдолгую, иначе проиграешь"

            О задачах, стоящих перед властями Хакасии в сложившихся экономических и геополитических условиях, на полях Петербургского экономического форума агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал глава республики Виктор Зимин.

            - Виктор Михайлович, в Госдуме на пленарном заседании в первом чтении принят закон об исключении Хакасии из списка регионов, в которых по федеральным нормам угледобывающие предприятия при инвестировании в производство более 50 млн рублей в течение трех лет получают льготы по уплате налогов. Чем мотивирована такая инициатива?

            - По большому счету, закон сам по себе был тоже хорош, т.е. он давал право не взимать налог. В то же время сейчас просто заострили внимание на том, чтобы мы сами могли регулировать этот процесс, принимать решения по снижению налоговой базы тому или иному инвестору. Они же все разные, приходят в разные условия, с разными задачами. Так вот нужно было, чтобы у региональной власти был свой регулятор - вот почему, я думаю, вышли с этой инициативой.

            - Каков прогноз: сколько может получать ежегодно бюджет Хакасии за счет снятия таких льгот?

            - Ну, прогноз бывает разный. Если налоги платятся честно - он один, а если, как говорят, торговые дома вынесены за пределы той территории, где люди зарабатывают - то другой. Мы за эти годы добавили почти 13 млн тонн, прогнозируем еще 30 млн тонн добавить, т.е. на каждый миллион тонн, как правило, это где-то миллионов 300 налогов. Ну, пусть будет 200 млн, это очень приличный объем. Их можно регулировать. Мы ведь за что бились? Не чтобы все сразу отменять. Давайте постепенно. Там ведь много факторов - и ландшафтность, и ситуация, и логистика. Есть и местные особенности. Мы за грамотный подход, а не за террор: "все отменить и всех заставить работать бесплатно" - нет!

            - На одном из заседаний правительства республики вы отметили, что инвесторы готовы реализовать в республике проекты не только по добыче, но и по переработке угля. О каких проектах идет речь? Когда они могут быть реализованы и каков объем вложений? Каковы параметры данных производств?

            - Мы обсуждали эту тему на форуме в Красноярске - это углехимия. Все равно человечество идет к этому вопросу, и мы никуда не денемся, мы будем вынуждены двигаться к этому проекту. Кто-то боится этого. Уголь считается экологически неприятным, как и его переработка. Мы перерабатываем пока еще только на теплостанциях, уголь не участвует в генерации, в металлургии и не является таким чистым "зеленым" продуктом. Но все равно нужно искать пути. Еще одно, почему мы начали тогда поднимать этот вопрос - мы угледобывающий регион, и не очень хочется быть только сырьевой базой. Я считаю, что и наука уже готова. Конечно, важна роль государства - если государство встанет рядом. Но пока себестоимость угля очень высокая. Но помните - и "зеленая энергетика" тоже дорогой была. Но Запад идет по этому пути. И нам нужно в углехимии тоже участвовать. Но это должна быть федеральная программа с поддержкой - тогда бизнес пойдет в это направление.

            - ООО "УК "Разрез Майрыхский" (входит в холдинг "Коулстар" главы "Независимой нефтегазовой компании" Эдуарда Худайнатова) претендует на крупный участок угля "Бейский Западный" на Бейском месторождении. Если во время конкурса в июле предприятие получит данный участок, то когда вы ожидаете, что начнется разработка нового участка и когда будет добыта первая тонна угля?

            - Вы имеете в виду прогноз? По большому счету, на сегодняшний день мы выставили на продажу 1 млрд 200 млн тонн - 3 участка этого месторождения. Почему? Ну прежде всего, чтобы было понятно - у нас через 20 лет закроется очень большой участок, Черногорский. При этих разрезах живет две трети населения всей республики, вся столичная зона живет в зоне угледобычи. Тенденция такая: уйти из этой зоны за эти годы, нарастить добычу на новом участке, в степной зоне, производственную зону туда вынести, а здесь создать комфортные условия для проживания людей. Кто его возьмет, покажет работа той комиссии, которую министерство утвердило.

            Компания "Коулстар" ведет себя достойно - во-первых, проинвестировали в регион уже два с лишним миллиарда рублей, собственник прописался в налоговой базе у нас. Сейчас, в конце июня, мы ожидаем еще 3,2 млрд рублей. Но это ни в коей мере не связано ни с тем месторождением, ни с новым месторождением - они заявились на этот проект, они вышли инициаторами этого проекта.

            Бывает, что у людей, которые занимаются одним и тем же бизнесом, наблюдаются разные подходы. У нас добывается приблизительно один и тот же энергетический уголь. Добывают его разные компании. Но одни платят с тонны теперь уже 180 рублей, вторые - 50 рублей. Разница? Одна и та же логистика, одни и те же условия. Ну, есть небольшая разница в условиях - но не в разы же! Вот откуда у нас и возникает возмущение - это неправильно! Очень было бы желательно, чтобы все наши партнеры понимали, что там, где зарабатывается прибыль, ею и нужно делиться. Это не террор, это условия нормальной работы. "Коулстар" ведет себя по-другому: создают новые производства, наращивают инвестиции, за это время приобрели 17 БелАЗов, фабрику делают по переработке, логистикой занимаются, строят подъездные пути, занимаются перспективой развития - и в то же время наращивают налоговую базу, а не уменьшают, как другие. Мы за эти деньги можем создавать абсолютно другие условия жизни людям.

            - Продолжается действие санкций в отношении "РусАла", Красноярская железная дорога отмечает в апреле почти двукратное снижение отгрузки цветного металла. Сократили ли алюминиевые заводы "РусАла" объемы производства металла в Хакасии? Работают ли они на склад или ведут регулярные отгрузки, и на какие рынки?

            - Пока работаем штатно. Тема такая, сегодня, наверное, не очень публичная. Я не могу говорить за собственника, он находится в тяжелых условиях, но это наш партнер, там наши люди, это производственные мощности, производство электроэнергии, сателлиты, которые стоят рядом... Это не просто выплавка алюминия. Это градообразующее предприятие. Мы, естественно, переживаем, думаем о том, что нужно делать. Должен быть передел алюминия, чтобы не просто отдавать металл в чистом виде и при этом иметь экологическую нагрузку на территорию. Мы являемся плавильщиками алюминия, и очень бы хотелось, чтобы этот металл, прежде всего, имел вторую и третью жизнь на нашей территории, добавленную стоимость получать здесь, прокат выпускать, диски автомобильные, радиаторы для отопления, а не из Италии брать - об этом мы сейчас все думаем, вместе с нашими партнерами. Сейчас сложный период. Я им всем желаю просто удачи. Президент и правительство сейчас работает над этим вопросом - я это знаю.

            - Виктор Михайлович, в настоящее время в регионе еще не завершился паводкоопасный период. Расскажите, пожалуйста, о том, как складывается паводковая ситуация и какой ущерб был нанесен прохождением первой волны? Сколько людей пострадали, и какая помощь им будет оказана?

            - Мы считаем, что мы очень ровно прошли паводок. То, что у нас были небольшие подтопления талыми водами - там, наверное, больше было шума, чем на самом деле. Несколько дворов подтопило, мы сразу же выплатили людям небольшие пособия. По рекам - мы за прошлые годы сделали очень большой запас прочности, почти 700 млн рублей затратили своих средств и выстроили около 14 населенных пунктов дамбы. В 2014 году у нас был пик, точки были выше критических. Я житель республики, я был мальчишкой, когда в 1969 году мы тонули, проснулись - и нет огородов, нет домов, их унесло. В этот раз уровень воды был больше, но мы его выдержали. Лет пять мы ежегодно усиленно сыпали новые и усиливали старые дамбы. Так что мы не прогнозируем у себя каких-то вещей, с которыми мы не справимся.

            - Насколько нам известно, в регионе собираются строить радиологический корпус для лечения онкологических больных. Расскажите, пожалуйста, как осуществляется лечение жителей в настоящее время без наличия такого корпуса? Какой объем средств необходим на строительство? Когда оно может быть завершено и проблемы скольких пациентов это позволило бы решить?

            - Да, мы считаем, это было у нас узкое место, но за эти годы мы строили практически новый корпус республиканской больницы, все новые здания, новое оборудование, хирургия - 8 этажей. В этом году нам министерство дает еще 600 млн рублей на оснащение этого хирургического корпуса по новым стандартам. Еще один новый блок запустили. Я всегда гордился тем, что мы сделали "искусственную почку" - раньше об этом никто не говорил, люди просто умирали, этого оборудования и по стране не хватало, а мы вообще страдали. Сделали перинатальный центр, в 2,5 раза уменьшилась смертность ребятишек. Конечно, меня за это били, за эти налоги, за долги...

            Сейчас - да, нужен радиологический корпус. Мы пошли на его строительство, получили поддержку от федерального центра, свои деньги заложили, считаем - процентов 70 работ в этом году сделаем, а в следующем году надо эту задачу уже заканчивать. Мы раньше все сердечно-сосудистые болезни лечили у наших соседей, сегодня - дома. Специалисты, оборудование - любо-дорого посмотреть! Специалистов привезли из других регионов, потому что на месте их слишком долго нужно учить.

            - Количество многодетных семей в Хакасии выросло за последние годы. Скажите, как в регионе решаются сопутствующие проблемы - обеспечение детей местами в детсадах и школах? Какова очередность в настоящее время?

            - У нас нет этой очереди. У нас есть проблема ротации семей военнослужащих с детьми - тот вопрос, который мы решали с министром обороны. Армия имеет такую специфику: она постоянно меняется, приезжают контрактники, меняется офицерский состав. Нам тяжело их прогнозировать, как местное население. У нас по школам нет проблем - у нас более 89% ребятишек учится в одну смену. По садикам мы закрыли потребность с 3 до 7 лет на 100%. Был вопрос о 46 местах для детей военных - прибыли новые люди. Мы этот вопрос держим на контроле и в июне закрываем. 

            - Край у вас очень красивый. Как в Хакасии развивается туризм? Какие новые направления туризма появились в последние годы в регионе?

            - По туризму мы за эти годы приросли в два с лишним раза. Мы не берем в расчет дикий туризм - на соленые озера 1 млн туристов приезжает. Вы слышали, наверное, как президент поставил задачу помогать туризму - построить нужно культурно-музейные центры, дороги. Мы успели сделать это даже до Послания президента, мы построили один из лучших культурно-исторических центров в России, более 30 тысяч кв.метров. Он действительно великолепный, мы туда собрали все лучшие, что есть в мире, каменные изваяния - они там возрастом в 6 тысяч лет. Министр культуры России Владимир Мединский приезжал, мы ему это показывали - он вообще не поверил, что это у нас есть! Мы уникальный регион, мы являемся археологической меккой, у нас более 30 тысяч археологических памятников. 30 тысяч! Первые археологические раскопки в Российской империи были сделаны в Хакасии. Петр Первый отправил археолога Мессершмидта, и он первый проводил раскопки - именно в Хакасии.

            Мы уникальный регион, поэтому нужно было построить такой центр - потому что иначе, где это все размещать? Какой турист поедет в дикий край? Едут на лодке сплавиться, но так, чтобы любоваться и гордиться, или познавать регион - нужны объекты, где это можно показать качественно. В этом году мы делаем Салбыкский курган. Знаете, остров Пасхи со своими статуями - детский лепет по сравнению с тем, что имеем мы. В кургане III в. до н.э. захоронения знати. У нас есть Долина царей, камни по 50-70 тонн стоят! Сейчас делаем дороги. У нас дороги хорошие, но с точки зрения маршрутов, географии мы несколько тупиковая территория, и нам нужна закольцовка. Я сейчас бьюсь, чтобы закольцевать Алтай, Горный Алтай, Туву, Хакасию и часть Красноярского края - мы срежем 700 км. От нас в Новосибирск или Кемерово проехать - они за горой! Дороги нужно строить, и нужна федеральная помощь, за свой счет мы не вытянем. Это миллиарды рублей.

            - Вы приняли решение опять баллотироваться в губернаторы. Расскажите, какие приоритеты у Вас будут в случае победы?

            - Индекс физического роста в России с 2009 года был 108,6%, а у Хакасии - 120%. Мы индустриальная республика, у нас алюминий, энергетика, у нас есть большое желание стать вторым регионом по углю. По 2017 году 60% прироста объемов Красноярской железной дороги дала Хакасия. И без этой инфраструктуры мы не выживем. Без развития Транссиба. Надо биться за это. Это глобальный вопрос, но без глобального экономика не растет. Мы вот 3 млн тонн угля еще не вывезли. А в этом году мы прирастем еще до 5 млн тонн.

            Другие задачи - передел алюминия, плюс - добавить на сельское хозяйство. У нас отмечается приток населения в малые села. Это уникальная вещь! У нас самая маленькая в России безработица на селе. Благодаря тому, что была создана программа развития малых сел, люди стали зарабатывать, стали уважать власть. Мы строили так называемые Дома учителя - квартира учителя плюс класс. Даже там, где всего 4 ученика.

            Мы построили более 20 сельских домов культуры, мы сделали 13 тысяч мест в детских садах, у нас нет ни одной аварийной школы. Без этой созданной инфраструктуры никто не пойдет инвестировать в нас.

            Сегодня мы смотрим в будущее с оптимизмом, мы говорим, что у нас будет другой бюджет, в 2019 году он вообще будет красивый, достойный. Мы идем с ростом, в прошлом году мы добавили 2 млрд рублей. У населения в 2009 году на счетах было 7 млрд рублей, сейчас - 37 млрд рублей. И это не счета наших больших партнеров по бизнесу, это счета рядовых граждан. Качество жизни выросло - это главное. Мы четвертые-пятые в Сибири - но при этом мы не являемся северным регионом. Главное - чтобы зарплата у людей росла. Нужна другая сфера услуг, другие гостиницы. Вот мы 14 гостиниц построили - я радуюсь.

            Всегда нужно играть вдолгую, вкороткую - проиграешь, все равно когда-нибудь споткнешься. Любой рост экономики чреват потерей голосов, потому что задеваешь экологию, чьи-то интересы, но это и есть игра вдолгую. Это будет крайний срок, который я работал бы губернатором, но хочется что-то доделать и закрепить достигнутое.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще