Иркутская область готовится к газификации, а также реализации других, таких же масштабных, но менее "раскрученных" проектов. В кулуарах Санкт-Петербургского экономического форума губернатор-коммунист Сергей Левченко рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Сибирь" о своих планах по развитию региона, партийной борьбе и перспективах второго срока на посту.
- Сергей Георгиевич, первый вопрос - о форуме. Нам известно, что вы принимали участие в бизнес-диалоге "Россия-Индия". Чего удалось достичь в ходе переговоров? Как Вы оцениваете текущее состояние и перспективы развития отношений между Иркутской областью и Индией?
- Иркутскую область и Индию связывают долговременные отношения, основанные на поставках военной авиационной техники с Иркутского авиазавода. Они очень хорошо знают нашу продукцию, ценят ее. Сейчас мы планируем поставлять Индии еще и гражданскую продукцию - самолет МС-21, который проходит летные испытания. Уже презентован в Индии этот проект, и он вызвал заинтересованность.
В целом сейчас объем экспорта в Индию составляет $117 млн, в последнее время он растет.
В последние годы стали расширяться и наши контакты в сфере образования - мы сотрудничаем по линии университетов. Иркутский государственный университет вместе с двумя индийскими вузами занимается проблемами биогенерации, и есть заинтересованность в этой теме еще ряда вузов. На базе Иркутского технического университета осенью текущего года откроется Байкальский университет БРИКС с участием Индии, где будет вестись обучение на английском языке по четырем направлениям, в том числе ИТ-технологиям и экологии.
Мы договорились принципиально, что будет заключено соглашение о сотрудничестве Иркутской области с индийским штатом Орисса - в этом нам помог посол Индии в России. В настоящее время идет согласование документа в министерствах иностранных дел. Мы рассчитываем, что в течение ближайших месяцев соглашение будет подписано.
Ну, а если говорить о конкретных проектах - это создание на территории региона АО "Фармасинтез", мощного фармацевтического предприятия по производству субстанций. Компания входит в ТОП-3 самых быстроразвивающихся российских фармацевтических компаний, сегодня имеет филиалы в Уссурийске, Санкт-Петербурге, Тюмени. В следующем месяце планируется закладка первого камня этого проекта в ТОР Усолье-Сибирское. Я думаю, что после открытия первой очереди производства в Усолье-Сибирском "Фармасинтез" сможет стать лидером российской фармацевтики.
Российский рынок фармацевтики - это не только один из быстрорастущих и высокорентабельных рынков мира, но также и рынок с многочисленными внутренними проблемами. Учитывая высокий уровень развития фармацевтики в Индии, мы готовы сотрудничать и в этом направлении. На форуме руководитель "Фармасинтеза" Викрам Сингх Пуния обратился ко всем предпринимателям из Индии с призывом ехать работать в Россию, прежде всего в Иркутскую область, где созданы очень хорошие условия для развития не только стартапов, но и крупного бизнеса.
- Какие еще интересные встречи провели на полях форума, что подписали?
- Правительство Иркутской области, компания Siemens Healthineers и Международный инвестиционный банк подписали трехсторонний меморандум о намерениях по комплексной модернизации и обеспечению инновационным оборудованием медицинских учреждений области. Замена устаревшего оборудования направлена на повышение доступности качества медицинской помощи для жителей региона. Сейчас будет проводиться аудит имеющегося оборудования. Мы решили достаточно серьезно обновить медицинское оснащение и выделяем на это хорошее финансирование.
Мы также подписали соглашение со Сбербанком в новой форме - поставили с Германом Оскаровичем (Герман Греф, президент и председатель правления ПАО "Сбербанк" - ИФ) электронные подписи на документе. У нас есть несколько программ, есть совместные компании, учредителями которых являются область и Сбербанк, которые занимаются, например, оптимизацией оформления дотаций транспортным компаниям для перевозки льготников. Введенная сегодня система с использованием карточек позволяет отследить буквально каждого льготного пассажира. И мы уже получили очень серьезную экономию: при том же объеме льготников и перевозчиков отчисления из областного бюджета сократились в три раза.
- Сергей Георгиевич, сейчас "Аэропроект" разработает технико-экономического обоснование (ТЭО) строительства нового аэровокзального комплекса международных и внутренних воздушных линий в аэропорту Иркутска. Когда начнется его строительство, за счет каких источников?
- Вместе с "Аэропроектом" мы рассмотрели три варианта размещения так называемого "пятна застройки" в аэропорту - в начале взлетно-посадочной полосы, в середине и в конце. У каждого есть свои плюсы и минусы, но мы остановили выбор на первом. Сейчас "Аэропроект" "усаживает" терминал на местности, и одновременно иркутский проектный институт разрабатывает рабочий проект будущего комплекса. Я думаю, что уже в июне мы начнем процедуру согласования. Она будет очень непростая, потому что в Иркутской области требуется еще и экологическая экспертиза в соответствии с законом об охране озера Байкал, и нужно согласование других специальных служб. Договорились, что будем все экспертизы проходить параллельно.
Инвесторов будет два - с одной стороны, само АО "Международный аэропорт "Иркутск", которое стало очень прибыльной и в своем классе самой быстрорастущей компанией среди аэропортов России и стран СНГ - первое место занимает по росту пассажиропотока. Второй инвестор - это "Рампорт Аэро", располагающаяся в Жуковском.
- Какова "цена вопроса"?
- По предварительным подсчетам, сам терминальный комплекс, проект которого разрабатывает иркутский институт - это 7 млрд рублей. Он будет обслуживать международные и внутренние авиарейсы со всеми современными видами сервиса, телетрапами и современной навигацией.
"Аэропроект" занимается той частью проекта, в которую входят рулежные дорожки, усиление перрона для самолетов и подъездных путей, а также автомобильная развязка и большая площадь перед зданием терминала. Я хочу там также сделать музей самолетов под открытым небом, чтобы люди видели, как авиация выросла за последние десятилетия. Самолеты-экспонаты у нас уже есть.
- Вы сказали, что международный аэропорт Иркутск - прибыльная компания. Какова позиция областного правительства по выплате дивидендов за прошлый год?
- У нас есть принятый областной документ, в котором прописано, как распределять прибыль организаций, учредителем которых является правительство Иркутской области. На основании этого нормативного документа 50% уйдет в бюджет Иркутской области, а вторая половина будет распределена на нужды аэропорта. Кстати, за счет прибылей прошлых лет мы подняли заработную плату, провели текущую косметическую реконструкцию самого аэропорта, отремонтировали взлетно-посадочную полосу, а теперь разрабатываем на эти деньги проект строительства нового терминала.
Кстати, важный для нас момент - раньше была идея развернуть взлетно-посадочную полосу аэропорта, и в результате она попадала прямо на захоронения репрессированных под Иркутском. Не знаю, из чего исходили идеологи данного проекта, потому что как ни разворачивай полосу - все равно в зону взлета-посадки попадают жилые дома, ведь она находится в окружении застроенных территорий. Мы отказались от этой идеи и договорились с инвестором, что сделаем на месте захоронения очень хороший мемориальный комплекс. Мы уже сделали проект силами нашей региональной службы по охране памятников. Экспертиза недавно была закончена. В ближайшее время планируем положить начало строительству мемориала.
- Газпром намерен провести оценку недостроенного газопровода Ковыкта-Саянск-Иркутск (объявлена закупка). Впоследствии, по нашей информации, концерн передаст газопровод на баланс одной из своих дочерних структур. Скажите, может ли это сдвинуть с места проект газификации Иркутской области? Намечены ли в этом году конкретные мероприятия по газификации Жигалово и Качуга?
- Это первые шаги дорожной карты по газификации Иркутской области, которую мы согласовали с Газпромом. 19 апреля текущего года у меня была встреча с Алексеем Борисовичем (Алексей Миллер, председатель правления ПАО "Газпром" - ИФ), где мы все основные пункты газификации согласовали. Более того, "Газпром" установил своеобразный рекорд - 19 апреля Алексей Борисович при мне по телефону опросил свои службы, которые завязаны в передаче газопровода в Межрегионгаз, и 19 мая эта передача была завершена. Она включала и рыночную оценку, и процедуру передачи имущества одной компании другой, и регистрацию. За месяц проделать такую работу - этого не было никогда, ни в советское время, ни сейчас.
Теперь следующие пункты дорожной карты - во втором квартале текущего года начнется достройка газопровода до поселка Жигалово. На самом деле все 112,5 км этого газопровода построены, надо построить и завершить несколько газоперекачивающих станций. Деньги на них уже выделены. К концу года мы должны газифицировать Жигалово - райцентр Жигаловского района, где у нас несколько котельных. Необходимо также провести инвентаризацию оборудования в поселке и помочь местным жителям привезти в готовность разводки, которые они более 10 лет назад сделали к своим домам.
Таким образом, в этом году первый этап дорожной карты газификации должен быть закончен. Следующий этап - это строительство 270 км газопровода до Саянска - также разработан. На втором этапе мы выходим уже на крупного потребителя - Саянскхимпласт, который под 2 млрд кубометра в год может потреблять. И самое главное - в Саянске появляется выход на железную дорогу. Там мы можем создать газохимический кластер, где газ будут перерабатывать в готовую продукцию.
Но это не значит, что мы будем идти только таким путем. В Жигалово также планируется создать несколько производств, сначала по сжижению газа для внутренних нужд Газпрома для обустройства месторождения.
В Жигалово мы также планируем запустить пилотный проект уже не просто газопереработки, а газохимии. Я думаю, что уже в этом году мы опытное производство начнем, реакторы уже заказаны.
- Сергей Георгиевич, в 2020 году будут следующие выборы губернатора Иркутской области, планируете ли вы в них участвовать, чтобы пойти на второй срок?
- В апреле я выступал с посланием к Законодательному собранию региона и сказал, что Иркутскую область ждут масштабные проекты. Те проекты, о которых я сейчас рассказал - это лишь небольшая часть. Будет создаваться крупное производство в так называемом Большом Илиме - стоимость проекта порядка 2 млрд долларов. Будет строиться новый аэропорт в Иркутске - мы уже сделали дорожную карту и в ближайшее время согласуем ее с Минтрансом и Росавиацией. Это, конечно, не на два оставшихся года. И это был сигнал, что я пойду на следующий срок. Это также был сигнал для моей команды, а это сотни, тысячи людей, которые должны чувствовать уверенность в том, что они будут заниматься этой работой не только два года. Я считаю, что это абсолютно оправдано, это порядочно.
- Как вы относитесь к выдвижению на праймериз "Единой России" перед выборами в Заксобрание Сергея Сокола, который был вице-губернатором в 2008 году, и в 2009 году месяц исполнял обязанности губернатора после трагической гибели Игоря Есиповского? Есть мнение, что он может сменить Сергея Брилку на посту спикера ЗС, а в дальнейшем принять участие в губернаторских выборах.
- Это внутренняя проблема "Единой России" - праймериз не всенародные выборы, и каких кандидатов партия выдвигает, ее внутреннее дело. Если говорить о том, что будет смена спикера на Сергея Михайловича (Сокола - ИФ) - то это зависит от расклада в Законодательном собрании после выборов, и я бы не стал предвосхищать, кого именно поддержит большинство депутатов. Желающих на эту должность всегда хватает. Может быть, речь будет идти не только о Сергее Фатеевиче (Сергей Брилка, действующий спикер Заксобрания - ИФ) и Сергее Михайловиче, желающие есть и еще. Я, по крайней мере, это знаю.
Вы знаете, есть такая закономерность - когда где-то, в какой-то организации, в какой-то территории дела не очень хорошо идут, желающих ее возглавлять нет. Когда область пошла вверх, когда результаты стали расти, когда мы по многим позициям стали лидерами в Сибири и в России - желающих много появилось. Так что нисколько не удивляюсь, что появляются желающие на разные посты.
- В целом как вы оцениваете работу Заксобрания?
- Я думаю, что при существующем раскладе, я имею в виду партийный расклад (С.Левченко - член КПРФ, в Заксобрании региона большинство у "Единой России" и спикер тоже член ЕР - ИФ), мы сработали оптимально. Мы ведь могли уйти в противостояние - глухое или даже открытое. У нас в истории региона это уже было, причем в рамках одной партии. Сейчас же, являясь представителями разных партий, мы нормально сработали по всем ключевым вопросам. Практически единогласно принимались все бюджеты и все мои кадровые предложения. А чего еще желать при таком политическом раскладе?