Эксклюзив 5 декабря 2017 г. 12:16

Глава Хакасии В.Зимин: "Хакасия - небольшой регион, но уникальный для России"

Глава Хакасии В.Зимин: "Хакасия - небольшой регион, но уникальный для России"

В 2016 году в Хакасии сложился самый большой дефицит бюджета среди всех российских субъектов. Тем не менее, республика остается в числе лидеров России по наращиванию промышленного производства, а также регионом с самым низким уровнем безработицы. О том, как власти региона намерены погасить госдолг и о дальнейшем развитии республики в интервью "Интерфаксу" рассказал глава Хакасии Виктор Зимин.

- Виктор Михайлович, расскажите о том, как получилось, что Хакасия оказалась с таким большим долгом? Как власти планируют выходить из этой ситуации?

- Ситуация обострилась в 2012-2013 году. Все шло хорошо, но в одночасье упали цены на алюминий и на уголь. Мы оказались лидерами в стране по падению прибыли. Все наши экспортеры "провалились" по получению доходов. Мы только сейчас подошли к сбору налогов по прибыли к той цифре, которая была до падения. Но при этом мы каждый год наращивали промышленное производство. В прошлом году мы были четвертые, в этом году темпы нашего промышленного роста в добывающем секторе опять выше общероссийских.

А почему так получилось с деньгами? "Упали" резко с налогами, и в тот же год были майские указы. Указы нельзя было не выполнять, поэтому каждый год мы вынуждены были брать в долг: зарплату надо платить, плюс большие стройки в регионе. У нас строились перинатальный центр и новое здание Хакасского краеведческого музея. Их нельзя было бросать, поскольку возобновлять стройку было бы еще дороже. Конечно, мы влезли в долги и закончили объекты.

Но могу доложить: все налаживается. У нас уровень долга на 1 января 2018 года будет коммерческий – 46% всего от собственных доходов и 33% в абсолютных цифрах от всего дохода. Нам это дает экономию по обслуживанию государственного долга на два с лишним миллиарда рублей, которые будут потрачены на социальные программы и на погашение оставшихся коммерческих займов. Все это стало возможным благодаря беспрецедентной поддержке президента России Владимира Владимировича Путина.

- За счет чего планируете сокращать расходы, а за счет чего увеличивать доходы?

- Мы приняли уже все меры: сократили 120 человек членов правительства. Это очень болезненно, поскольку необходимо вести административную работу, а ее меньше не становится. Тем не менее, пошли на это. Хорошо, что мы успели построить все свои большие объекты, иначе я бы просто принес вред региону таким шагом.

Нам оказал поддержку федеральный центр. Президент вместе с Минфином при содействии Дмитрия Козака приняли решение буквально месяц назад о предоставлении Хакасии бюджетного кредита. В общей сложности республика получила беспрецедентные деньги – около 16 млрд рублей минимум на 7, а максимум на 12 лет под ставку 0,1%.

Уверен, что помощь нам будет расписана на 12 лет, поскольку у нас все показатели выдерживаются: растет экономика, открыли несколько новых угольных кластеров. Поднялась цена и на уголь, и на алюминий. Также в этом году завершен заключительный этап комплексной реконструкции Саяно-Шушенской ГЭС. За счет всего этого появились дополнительные доходы. Планируем вводить новые угольные месторождения - это даст нам прирост от 3 до 7 миллионов тонн угля ежегодно и, что самое важное, появится около 7 тысяч новых рабочих мест.

Кроме того, на очередном Красноярском экономическом форуме мы планируем презентовать программу трех регионов, подробности пока раскрывать не буду: готовим ее вместе с Красноярским краем и Тывой. С Красноярском мы всегда были одним целым, когда то даже одним регионом, поэтому эта связь никуда не пропала. Бизнес очень тонко чувствует эти моменты, поэтому нужно создавать совместные проекты. Это выгодно всем.

Хакасия имеет самую мощную гидроэнергетику в стране, однако это сказывается на экологии: там, где у нас раньше была стерлядь и осетры, сегодня – караси и сазаны плавают. Считаю, за это жители республики должны иметь компенсацию. Нам необходимо добиться льготного тарифа на электроэнергию. Для чего? В первую очередь, для того, чтобы создавать новые производственные предприятия. Пусть это будет всего на два-три года, на время становления. Тогда нашим партнерам будет интересно инвестировать. Но первые шаги должна сделать власть.

Еще у нас самая большая алюминиевая долина. В Красноярске алюминиевый завод и наш новейший завод в Хакасии. Нужно, расширяя производство, идти на более углубленную переработку алюминия на месте, а не просто вывозить наш металл. Конечно, хотелось бы использовать на 100% нашу гидроэнергетику и не на экспорт, а на себя ее переводить и получать дополнительную прибыль. Это даст дополнительные налоги и сокращение долгов.

Также у нас существует проект железной дороги на Кызыл из Абакана длиной около 400 км. В соседнем регионе баснословные запасы угля, меди. Но отсутствие железной дороги затрудняет экспорт. С учетом ее строительства это будет сделать проще, а там недалеко Монголия и Китай – туда также нужен выход железной дороги. Таким образом, мы сократим на 2,5 тысячи километров путь всех грузов, которые идут с Запада и Сибири до Китая и обратно. Что такое прямое сообщение с Китаем? Это товарообмен, это рынок. Также необходимо реанимировать производство контейнеров и вагонов.

Готовимся презентовать на форуме в Красноярске эти проекты: и контейнерное производство, и вагонное, и расширение алюминиевой долины. Все это будем совместно делать с другими регионами.

- А сколько будут стоить эти проекты?

- Стоимость железной дороги составит около 250 миллиардов рублей. Китайская сторона готова инвестировать со своей стороны, делать проектное финансирование. С российской стороны будет строить бизнесмен Руслан Байсаров.

- Какие еще инвестиционные проекты готовятся сейчас к реализации в регионе?

- Нам нужно улучшать автодорожное сообщение с Красноярском, потому что автопоток уже большой, также необходимо строительство дороги на Кемерово.

Есть понятие "Саянское кольцо" (туристический маршрут по Хакасии, Красноярскому краю и Туве - ИФ). Благодаря улучшению транспортной развязки, увеличился бы поток автотуристов с запада. Я не скажу, что он принесет большие деньги, но он сможет дать толчок в дальнейшем развитии сферы услуг. У нас есть уникальные соленые озера, на которые летом приезжает от 800 тысяч до 1,5 миллионов туристов, в зависимости от числа солнечных дней.

Мы самый молодой регион в Сибири. И у нас молодежь практически не уезжает из региона. Почему? Потому что мы плотно занимаемся вопросами профобразования и трудоустройства молодых специалистов, применяем различные формы поддержки, в частности бесплатно предоставляем земельные участки для строительства жилья. К настоящему времени мы уже выдали около 13 тыс. участков.

- В апреле Вы встречались с президентом РФ Владимиром Путиным и сообщили, что у вас в регионе самый низкий уровень безработицы в Сибири. Как удалось достичь таких показателей?

- Это как раз связано с новыми проектами в сфере развития региона. У нас сейчас вакансий больше, чем безработных. В малых селах и деревнях, а их у нас 120, реализуем программу "Сохранение и развитие малых и отдаленных сел Республики Хакасия". По этой программе предусмотрены выплаты субсидий за содержание личного подсобного хозяйства. Берешь корову, овцу, лошадь – тебе начисляем зарплату. Так безработица снизилась. Людям стало выгоднее самим себе зарабатывать. Дальше эта корова пойдет в переработку, а затем по цепочке до рынков и магазинов. Везде рабочие места. Мы такое решение приняли четыре года назад, чтобы защитить окраины. И мы не потеряли ни одной деревни. Сельские жители, участники программы, по 140 тысяч рублей в год получают дополнительного дохода только от государства. Плюс они же продают молоко и мясо. Им теперь есть на что учить детей.

У нас в регионе каждый министр лично отвечает за 6-7 деревень. Мы провели связь в поселения, сделали доступной медицинскую помощь, строим фельдшерско-акушерские пункты, малокомплектные школы.

С помощью этих мер мы сняли проблему безработицы. Ну и понятно, что расширяем производство. Мы все-таки спасли Абазинский рудник. Наладили отношения с Evraz (бывший собственник рудника - ИФ). Evraz купил очень дорогое оборудование. 24 ноября вместе со специалистами из Финляндии его запустили. Причем это не опытный запуск, а начало промышленной добычи. На рудник примут еще 300 рабочих.

- Можно говорить, что кризис уже завершился?

- Здесь очень многое зависит от ценовой политики на руду – как сложится мировой тренд. Но это оборудование дает нам преимущество в себестоимости добычи. Естественно, и зарплаты на предприятии поднимутся, и город заживет новой жизнью. У людей настроение уже улучшилось. Вчера мы закрывались, а сегодня - новое оборудование купили. Evraz ранее был вынужден уходить из региона, поскольку рынок так складывался. Потом к этому вопросу подключился президент и глава Минпромторга, помогли его решить.

- А как складывается ситуация на Тейском руднике?

- Если быть честным, то я думаю, что как рудник мы его не реанимируем. Там качество руды плохое, и еще есть ряд важных моментов. Но планируем сделать там фабрику, которая может выпускать цемент. Сейчас ищем партнера для реализации этого проекта. У нас есть железная дорога, объекты энергетики, рабочая сила.

В настоящее время мы трудоустроили около 70 специалистов с рудника: все они переехали на новый угольный разрез. Тем не менее, мы стараемся создавать в Вершине Теи новые рабочие места. Я считаю, что в поселке нужно создавать туристический кластер.

Сейчас на базе Теи мы развиваем центр олимпийской подготовки по лыжным гонкам. В настоящее время там тренируются до 2,5 тыс. спортсменов из 54 российских регионов. Но в отеле всего около 200 мест. Поэтому многие спортсмены живут по домам и квартирам местных жителей и хорошо им платят за это.

- Хотелось бы спросить про развитие сельского хозяйства в республике. Насколько я знаю, в его развитие вложено около 300 млн рублей.

- Вы назвали суммы только грантов. В развитие на самом деле вложено гораздо больше. Гранты на начало фермерской деятельности у нас составляют от 3 до 5 миллионов рублей. Мы не являемся сельскохозяйственной супердержавой, но мы один из немногих российский регионов, кто ест свои продукты с крестьянского подворья. Вся сеть местных региональных рынков Хакасии торгует продуктами наших фермеров. Себестоимость продукции у нас ниже, у нас дешевле мясо и рыба.

Тем не менее, каждый год у нас возникают сложности с сельским хозяйством из-за нашего резко-континентального климата. У нас каждый год что-то происходит: то засуха, то град, то еще что-нибудь. В этом году, например, 50% урожая легло под ранний снег.

Но мы справимся. Кормов мы заготовили больше, чем нам необходимо, поголовье скота снижать не будем. Поможем крестьянам с фуражом.

- Компания S7 открыла новый рейс Абакан – Новосибирск. Будут ли еще открываться новые рейсы? Как планируете развивать малую авиацию?

- Действительно, сейчас по этому маршруту летает небольшой самолет, где-то на 90 мест. Он очень востребован.

На Красноярском экономическом форуме будем подписывать новое соглашение по этому поводу. Раньше у нас было до 15 рейсов в день между Абаканом и Красноярском. И они все были востребованы. Мы планируем эти рейсы возрождать. Федеральный центр не даст нам субсидию на это направление, поэтому мы сами поддержим его развитие.

Недавно встречался с Олегом Дерипаской, он сейчас собственник аэропорта Красноярска. Предложил ему подключиться к реализации данного проекта. При его участии мы сможем сделать доступные билеты по данному маршруту.

Плюс, конечно, нам хотелось бы, что бы из Абакана летали самолеты в Иркутск, хотелось бы и возродить рейс в Томск. Будем над этим работать.

- Недавно Минприроды включил Черногорск в топ-20 городов России с наибольшим уровнем загрязнения атмосферы. Как Вы относитесь к таким результатам?

- Надо это принимать, а не отвергать. Мы же знаем, что это не подвох никакой. Черногорск был третьим городом в Красноярском крае по промышленному потенциалу, это значит, что у него есть проблемы с экологией. В Черногорске рядом расположены три угольных разреза, весь смог с них тянет в город.

Почему мы создали новый угольный кластер? Потому что на новом месте в степной зоне нет населенных пунктов, вообще ничего нет. А тут прямо в город идет смог, когда горят отвалы, особенно зимой. У нас регион славится и ветрами, и безветрием до 18 дней. К тому же у нас плохо с газификацией населенных пунктов. Печки все топят углем, частный сектор дымит, котельные дымят. И это наша главная беда. Ее нельзя исправить за год, но лет за десять можно. Мы создали "дорожную карту" по Черногорску и намерены переместить угольное производство из него в другой кластер.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще