Эксклюзив 2 мая 2017 г. 17:46

Глава томского центра поддержки экспорта А.Беляев: "Индийский бизнес заинтересовался томскими бизнес-идеями"

Глава томского центра поддержки экспорта А.Беляев: "Индийский бизнес заинтересовался томскими бизнес-идеями"

             В апреле наступила знаменательная дата - 70 лет с момента установления российско-индийских отношений. К юбилею была приурочена миссия Томской торгово-промышленной палаты в эту страну, о результатах которой в интервью агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал директор регионального центра поддержки экспорта, входящего в Томскую ТПП, Александр Беляев.

            - Александр Николаевич, Индия для Томской области - это новый торговый партнер? Как развивались отношения раньше?

            - Вы уже упомянули о 70-летии установления отношений между нашими странами, и весь 2017 год проходит под эгидой этого юбилея. Индия будет официальным партнером Петербургского экономического форума, будет встреча первых лиц государств, состоятся заседания межправкомиссий, в свете чего особо приветствуются реальные деловые контакты регионов России и индийского бизнеса.

            Так получилось, что Томская область - один из немногих регионов России, который не к юбилею стал налаживать контакты с этой страной. Для нас это целенаправленная работа, которой мы занимается на протяжении шести лет. Однако в этом году впервые индийская сторона сделала нам предложение выступить оператором российской делегации на третьем форуме Global Exhibition of Services. Это национальный индийский форум, который проходил недалеко от Дели, в большом штате Уттар-Прадеш, где проживают больше 180 млн человек - это больше, чем население всей России.

            - Можно ли подробнее рассказать о мероприятии, в котором вы участвовали?

            - Ранее эту выставку открывал премьер-министр, теперь она проходит под эгидой президента Индии. Выставка оказалась довольно представительной: она объединила не только индийские компании, но и многие индийские штаты, которые были представлены руководителями правительств либо корпораций развития. Кроме того, официальным партнером выставки выступил Китай, было несколько делегаций из африканских стран.

            Оказалось так, что официальная делегация от России была одна, и ее организатором выступила Томская торгово-промышленная палата. В делегацию вошли представители 14 компаний, причем не только томских - были также представители компаний Кемеровской области, Краснодарского края и Петербурга.

            Поскольку речь идет о выставке услуг, то из Томской области мы пригласили компании, которые потенциально могли бы найти партнеров по продвижению на индийский рынок именно своих услуг либо заинтересованы в развитии иного сотрудничества с индийской стороной. В первую очередь это частные медицинские компании - три медицинские клиники. С нами ездили представители холдинга DI Group, который управляет сетью футбольных школ "Юниор" - это уже, наверное, крупнейшая франчайзинговая сеть детских футбольных школ в мире. Также мы представили в Индии торговую марку мороженого "33 пингвина" - один из самых динамичных франчайзинговых продуктов в России. Однако производители товаров не остались в стороне - участие приняли компании, которые производят медицинскую технику, детские игры и игрушки, был также завод "Томсккабель".

            Хоть у нас и не было своего стенда, но Томская область не осталась незамеченной - очень мощно поработали наши участники, проведя порядка 60 встреч и переговоров. В результате завязались довольно перспективные контакты.

            - Можно ли вкратце сказать, к каким томским компаниям был проявлен наибольший интерес?

            - В первую очередь большой интерес был к франшизе школы "Юниор", которая уже представлена во многих странах бывшего Советского Союза, в Испании, Сингапуре, Индонезии. DI Group получила три партнерских предложения от индийских компаний, сейчас они продолжают переговоры, и очень велика вероятность, что эта франшиза появится в Индии - несмотря на то, что этот вид спорта до сих пор там активно не культивировался. Способствовало интересу и то, что в этой стране нет такой системы детского спорта, какая есть у нас, там даже кружков в школах нет. Это очень перспективный рынок.

            Неожиданно для нас было, что на выставке в Индии интерес к "Юниору" проявили представители Уганды - с ними тоже были проведены переговоры, и мы надеемся на скорое подписание соглашения.

            Большой интерес был к инжиниринговой компании "Вальтер", которая занималась строительством ЛПК "Партнер-Томск" (ныне "Латат"), второго завода ДСП в группе компаний "Томлесдрев", а также нескольких других российских заводов.

            Судя по интересу к франшизе "33 пингвина", индийцы просто обожают мороженое. Мы также рассчитываем, что этот бизнес сможет найти в Индии новых партнеров.

            Отдельно стоит рассказать о возможностях томского научно-образовательного комплекса, в первую очередь медицинского кластера. Дело в том, что частная индийская медицина сегодня - это лидер в сфере международного медицинского туризма, предлагающий наиболее выигрышное соотношение цена-качество. Мы сами были свидетелями, что состоятельные люди из стран СНГ, Африки и Ближнего Востока лечатся в индийских клиниках.

            Здесь хорошо поработали наши клиники, добившись встречи с ведущим кардиохирургом страны доктором Нарешем Треханом. Томичи рассказали про наши возможности, и он выразил желание посетить Томск с ответным визитом, приуроченным к какому-нибудь мероприятию в сфере кардиологии. Кроме того, известный в Томске специалист в сфере репродуктивной медицины Юлия Спирина получила подтверждение от индийских коллег, что может в любой момент привлекать их для проведения телеконсилиумов.

            - Взаимодействовали ли вы с торговым представительством РФ в Индии?

            - Торгпредство нам очень сильно помогло, подставив плечо. Торгпред России Ярослав Тарасюк, если говорить по-простому и без ложной скромности, симпатизирует нашему региону. Ранее он был участником наших переговоров в двух штатах, и я не припомню, чтобы он с кем-то другим так плотно работал. В Индии есть национальный проект Make in India ("Производи в Индии"), так вот в одной из поездок у него родилась идея, которая стала продолжением этого национального проекта: "Изобретай в России, производи в Индии, продавай по всему миру". Мы провели презентацию томского потенциала в торгпредстве, и они пообещали нам помочь в продвижении нашей продукции на индийский рынок.

            Также мы провели презентацию в Конфедерации индийской промышленности, которая была организатором выставки. Статус Конфедерации подчеркивает тот факт, что именно она собирает большую делегацию на Петербургский экономический форум, которая будет сопровождать премьер-министра Индии. Директор по международным отношениям Конфедерации господин Шрикумар Наир пообещал организовать во второй половине 2017 года визит в Томскую область делегации индийских бизнесменов.

            - Что сейчас Томская область экспортирует в Индию?

            - В первую очередь надо отметить, что в России нет ни одного другого региона, где присутствуют сразу две индийские государственные нефтяные компании. Речь об ONGC и Oil India. Это признак особого интереса к нашей территории.

            Однако товарооборот нашего региона с Индией минимальный - экспорт товаров в 2016 году составил всего $450 тыс., при этом очень интересна его структура: треть составляет наукоемкая продукция - ускорители частиц, еще треть - пищевая продукция. К этому можно добавить некоторый объем образовательных и IT услуг, которые имеют хороший потенциал.

            Есть в торговле товарами с Индией объективные препятствия - слишком далеко мы друг от друга находимся, логистика сложная. Поэтому мы специально сконцентрировали усилия на продвижении именно услуг, потому что услуги можно экспортировать, невзирая на расстояния.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще