- Игорь Сергеевич, вы являетесь соучредителем Некоммерческой организации межрегиональный Фонд социально-экономических и общественно-политических исследований "Сибирская политика". Насколько в Кемеровской области и Новосибирске конкурентная среда в сфере социологических исследований, настроены ли крупные столичные социологические центры на региональную экспансию?
- Сейчас возрастает запрос на получение информации о реальной картине в территориях, и речь не о простых опросах на конкретные темы, а о полноценных, глубоких исследованиях. Федеральные структуры периодически работают в регионах, но очевидно, что из Москвы сложно получить максимально приближенную к реальности картину с мест, страдает объективность и глубина исследований, а их эффективность и полезность вызывают много вопросов. К тому же приглашать из столицы специалистов дорого, плюс им сложно подстраиваться и предлагать специфические подходы. Например, только в Кемеровской области, если взять два крупных города – Кемерово и Новокузнецк, мы увидим, что по многим вопросам жители имеют противоположные мнения.
При этом в регионах есть прекрасные специалисты, доктора социологических, экономических и политических наук, которые могут предложить методы эффективной работы в территориях, но у нас нет площадки, которая могла бы объединить этих профессионалов. Мы хотим стать этой независимой площадкой и ответить на возрастающую потребность в социологических исследованиях, применяя адресный подход.
Фонд готов проводить социологические, аналитические исследования, помогать в организации дискуссионных площадок, способствующих выстраиванию диалога с экспертами. В конечном счете мы надеемся, что результаты нашей работы окажут позитивное влияние на общественно-политическое пространство, помогут главам территорий скорректировать свои подходы к управлению.
Например, в ходе первых исследований мы обнаружили в некоторых районах Кемеровской области совершенно разные правила коммуникации. Так, в одних городах власти тратятся на пиар в СМИ, но иногда при этом создается оторванная от реальности картина. В другой территории, напротив, в публичном пространстве процветает критиканство, чуть ли не каждый второй считает себя профессионалом в области управления, но как дело доходит до того, чтобы что-то предложить, многие замолкают. Метод "критикуя – предлагай", к сожалению, сегодня не работает. Мы бы хотели, чтобы этот принцип стал правилом, чтобы все понимали, если есть альтернативная точка зрения – ее нужно представить.
- Каких экспертов вы привлекали при разработке концепции Фонда?
- Мы работаем с четырьмя экспертами из Кемеровского государственного университета, это ученые-социологи, в Новосибирске это доктора социологических, политических и экономических наук, профессора ряда местных вузов.
В начале мая мы готовы представить результаты нашего первого исследования - это ранжирование территорий в Кемеровской и Новосибирской областях на предмет благополучности, социально-экономического климата и общественно-политической обстановки. Мы обработали информацию по 16 городам и 18 районам Кузбасса, в Новосибирской области – по 30 районам и пяти городам.
Работа проведена силами исключительно региональных специалистов. Мы искренне надеемся, что пул экспертов у нас будет увеличиваться, потому что чем больше будет палитра мнений на наших заседаниях экспертных площадок, чем шире будут представлены различные методологии исследований, тем выше будет эффективность.
Кстати, уже проявили интерес представители высшей школы из Томска и Омска - ученым всегда интересно заниматься новым. Пока они смотрят со стороны, оценивают, что у нас получится.
- В чем особенность вашего подхода к исследованиям?
- Основная особенность в том, что в своих исследованиях мы используем максимально большое количество источников - от опросов в поле, обнародованных результатов соцопросов, отчетов, подготовленных различными ведомствами и исполнительной властью и статистических данных и до изучения медиапространства, вплоть до роликов на Youtube. Также будет использоваться экспертный опрос, так как отношение к одному и тому же событию или исследованию у разных экспертов может быть разное. В последующем, возможно, будет учитываться мнение авторитетных блогеров, так как они иногда влияют на социальный и экономический климат. Мы находимся в поиске и совершенствуем свои подходы и методологию.
Нам также важно получить обратную связь, выявить специфику коммуникаций. Приведу пример – в Кемеровской области все больницы, поликлиники переведены на областной уровень, и сейчас этим будет заниматься департамент здравоохранения. То есть фактически главы муниципалитетов не имеют возможности влиять на качество услуг, оказываемых в районных больницах, но, по привычке, в проблемах в информационном пространстве будут обвинять того, кто ближе.
Также мы не ставим оценки конкретным чиновникам, мы оцениваем социально-экономический климат на территории в целом, заодно "подсвечивая" назревающие проблемы, которые, может быть, местные и региональные власти не замечают или игнорируют, недооценивая возможные последствия. С другой стороны, такой подход позволяет показать и какие-то успешные практики решения проблем в социальной, экономической и других сферах, которые можно применить в других территориях. Мы заметили, что для решения некоторых проблем нужны даже не финансы, а только внимание и грамотное управление.
- Кто будет определять тематику и территорию для исследований? В целом, кто будет выступать заказчиком исследований?
- Мы будем проводить регулярно экспертные советы, на которых, собственно, и планируется задавать участникам общий вектор, генеральное направление, которое мы коллективно посчитаем нужным и важным. Основываться при выборе проблематики, которую мы подвергнем всестороннему изучению и глубокому анализу, будем на социальном запросе. Наш первый проект уже дал примерное представление о том, что более всего волнует людей на сегодняшний день. Этим и займемся!
Что касается заказчика исследований, то, если совсем обобщить, им будет выступать общество в целом. Формировать заказ для наших экспертов смогут любые общественные институты. Некоммерческие организации, формальные и неформальные объединения граждан, равно как и любые другие участники общественно-политических процессов, смогут выходить к нам с предложением изучить тот или иной вопрос, который, по их мнению, волнует людей. Мы надеемся, что со временем количество субъектов, которым будет интересен объективный, не ангажированный продукт, будет возрастать.
- Так кто все-таки основной потребитель вашей информации?
- Я искренне надеюсь, что те исследования, что мы будем проводить, будут интересны всем: и средствам массовой информации, и чиновникам, и общественным активистам, которые, проявляя свой интерес к нам, будут давать нам информацию, становясь таким образом еще одним источником. Размещать результаты мы будет на нашем сайте, озвучивать на пресс-конференциях, а по наиболее резонансным поводам будем организовывать открытые дискуссионные площадки. Сами рассылать результаты главам мы не будем, но, если будет запрос, то мы с удовольствием их предоставим.
Более того, благодаря выявлению в территориях как болевых точек, так и успешных практик мы сможем вырабатывать какие-то рекомендации. Сам Фонд не занимается консультированием, но, если возникнет такая потребность у наших субъектов, мы готовы пригласить чиновников на наши "круглые столы".
- А вы уверены, что власти действительно будут интересоваться мнением народа? И еще - нет ли опасений, что на Фонд начнут оказывать давление, если властям не будут нравиться результаты исследований?
- По поводу давления скажу однозначно – никакого страха нет вообще. По одной простой причине: все субъекты общественно-политического пространства, в том числе и власти, давно научились вести себя цивилизованно, и различные методы давления давно остались в прошлом. А вот что касается вопроса должного внимания со стороны высоких чиновников, а точнее сказать, его отсутствия или недостаточности, - с этим нам столкнуться, возможно, придется. Но я уверен, что в процессе совершенствования наших исследований, повышения качества нашего продукта это внимание будет расти.
- Какими будут источники финансирования Фонда?
- Мы организовали Фонд с моей супругой, Дарьей Александровной, средств нам хватает на оплату труда обсуживающего сайт персонала, также мы сможем проводить раз в квартал мониторинг климата в территориях. Основная же работа - у экспертов, и она ведется на безвозмездной основе. Также мы рассчитываем на поддержку с помощью грантов для некоммерческих организаций, если, конечно, выдвигаемые условия не ставят под вопрос независимость исследований и их объективность.
Нужно отметить, что отправной точкой создания Фонда, в частности, стало то, что мы с моей супругой, которая является депутатом новосибирского Законодательного собрания (Игорь Украинцев – депутат Совета народных депутатов Кемеровской области – ИФ), поступили в аспирантуру по специальности "Социология управления", пишем диссертации на тему социологических исследований, в том числе, применительно к местному самоуправлению, прогнозированию и всему, что с этим связано. В процессе обучения и родилась идея создания площадки, объединяющей экспертов на региональном уровне.
Кстати, мы попробовали в своей депутатской деятельности применять социологические методы исследований. Мы ведь голосуем в интересах избирателей, чтобы лучше понимать их интересы, вот мы и решили проводить социологические исследования с вовлечением электората. Например, голосуя против предоставления льгот Evraz в прошлом году, я руководствовался своим исследованием, которое дало мне представление, что жители города Новокузнецка, в котором расположен металлургический завод, были категорически против льгот. У Дарьи был похожий случай, касающийся обсуждения строительства четвертого моста через Обь. В ходе опроса выяснилось, что горожанам мост нужен, но их не устраивают те условия, на которых предлагается его строить, получалось, что власти всех уровней, активно обсуждая такой крупный проект, забыли спросить мнение людей. Кстати, в итоге условия финансирования пересмотрели.
Когда ты в своей депутатской деятельности руководствуешься не просто своим мнением, а результатами опросов широких масс, это сильный аргумент в общении с чиновниками любого уровня. Это тоже подтолкнуло нас к идее создания структуры, которая бы способствовала обсуждению на должном уровне важных для общества вопросов.