Сибирь / Эксклюзив 5 апреля 2017 г. 14:27

Руководитель Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СКР С.Грызыхин: "По делу о крушении вертолета "Робинсон" на Алтае следствие сделало все, что возможно в отсутствие самого воздушного судна"

Руководитель Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СКР С.Грызыхин: "По делу о крушении вертолета "Робинсон" на Алтае следствие сделало все, что возможно в отсутствие самого воздушного судна"

            - Сергей Александрович, каковы на данный момент результаты расследования уголовного дела о недавнем крушении вертолета "Робинсон", упавшего в Телецкое озеро в Горном Алтае? С Вашей точки зрения, были ли в прошлом сопоставимые по сложности условий расследования?

            - Уголовное дело по факту крушения 12 февраля 2017 года вертолета "Робинсон" в Республике Алтай находится на стадии расследования. Обстоятельства происшествия, а именно то, что крушение произошло в акватории Телецкого озера, и до настоящего момента обнаружены лишь незначительные фрагменты воздушного судна и тело одной из находившихся на борту пассажиров, в данный момент нам не позволяют сделать выводы относительно причин произошедшего. Однако на данный момент следствием выполнены все действия, которые возможно выполнить в отсутствие самого воздушного судна, потерпевшего крушение, а также тел погибших. Это и выемки документов на воздушное судно, и допросы свидетелей, и осмотр обнаруженных фрагментов вертолета, и назначение судебно-медицинской экспертизы тела погибшей с целью установления причины смерти.

            Следствие по-прежнему в качестве основных версий катастрофы рассматривает ошибку пилотирования, на что косвенно указывают обстоятельства полета, темное время суток, в частности. Также "рабочей" остается версия возникновения нештатной ситуации на борту вследствие технической неисправности вертолета. Вместе с тем следует добавить, что результаты проведенной химической экспертизы топлива, которым был заправлен "Робинсон" накануне вылета, показали, что оно полностью соответствует предъявляемым требованиям качества. Кроме того в соответствии с показаниями лиц, производивших техническое обслуживание, вертолет был технически исправен.

            С еще более сложными условиями расследования мы столкнулись в октябре 2014 года, когда в Туве пропал вертолет Ми-8, обломки которого и тела погибших были обнаружены лишь в августе 2015 года. Тогда, как и сейчас, следователями с учетом отсутствия самого воздушного судна и тел погибших был выполнен весь комплекс следственных действий, направленных на установление причин катастрофы. А незамедлительно после обнаружения обломков вертолета расследование уголовного дела было возобновлено, и по результатам расследования следствие пришло к выводу о том, что причиной катастрофы стала ошибка пилотирования в сложных метеоусловиях. Учитывая смерть членов экипажа в результате катастрофы, уголовное дело было прекращено.

            - Часто ли в последнее время в поле зрения следственных органов попадает авиация общего назначения? В чем Вы видите основную проблему при эксплуатации малой авиации?

            - Статистические данные о количестве авиационных происшествий с участием авиации общего назначения свидетельствуют об их росте. Так, в 2015 году происшествий с участием судов авиации общего назначения было 4, в результате которых погибло три человека (авиакатастрофа вертолета "Робинсон" в Кемеровской области).

            В 2016 году произошло семь происшествий с участием авиации общего назначения, из них три - на территории обслуживания Барнаульского следственного отдела на транспорте, четыре - Красноярского следственного отдела на транспорте, в которых погибло пять человек. По результатам доследственных проверок возбуждено пять уголовных дел: в трех случаях катастроф, повлекших человеческие жертвы, а также в двух случаях причинения собственникам судов крупного ущерба.

            Практика расследования уголовных дел данной категории свидетельствует, что в большинстве случаев причиной происшествий становятся именно неверные действия пилотов в конкретных обстоятельствах, а не техническая неисправность судов.

            Не так давно в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, которые в том числе регулируют вопросы авиации общего назначения, внесены изменения, в соответствии с которыми теперь командир воздушного судна (КВС) обязан перед полетом отдавать в органы организации воздушного движения план полета, запрашивать метеосводку и руководствоваться ею. До внесения изменений КВС во многих случаях уведомляли наземные службы о полете по своему усмотрению, поэтому полеты осуществлялись фактически бесконтрольно. Это осложняло поисково-спасательные мероприятия в случае аварийной ситуации, как это и произошло при крушении вертолета "Робинсон" в феврале этого года в Республике Алтай.

            - Если говорить о регулярном (впрочем, наверное, чартеров это тоже касается) авиасообщении, то обращают на себя внимание достаточно частые авиаинциденты, связанные с аварийными и вынужденными посадками воздушных судов. Отмечается ли рост таких происшествий в последнее время?

            - Общее количество организованных нами доследственных проверок по фактам аварийных и вынужденных посадок пассажирских воздушных судов в 2016 году существенно не изменилось по сравнению с 2015 годом. По данным фактам проведено 22 проверки по ст. 263 УК РФ, по итогам которых следователями приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события либо состава преступления.

            -Аварийные посадки вертолетов, перевозящих вахтовиков-нефтяников - также предмет проверок следственных органов. Как часто возбуждались уголовные дела в 2016 году и отмечаете ли Вы рост подобных происшествий?

            - В 2016 году произошло лишь одно происшествие с воздушным судном, перевозившим в Томской области вахтовиков-нефтяников, в результате которого никто из находившихся на борту 25 человек не пострадал, однако вертолет получил повреждения, исключающие его дальнейшую эксплуатацию. По данному факту нами было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.263 УК РФ, которое по результатам расследования, учитывая выводы специалистов Росавиации о том, что имеется прямая причинно-следственная связь между действиями КВС и происшествием, направлено в суд для рассмотрения по существу.

            Выводы контролирующего органа и следствия вновь говорят о том, что причиной стал человеческий фактор - неверные действия КВС, нарушившего требования Федеральных авиационных правил.

            В ноябре 2015 году произошла авиакатастрофа, в которой из 25 человек, находившихся на борту вертолета Ми-8, погибло 13, из них большинство - вахтовики, летевшие из Игарки к нефтяному месторождению. Следствие по данному уголовному делу продолжается. В этом случае следствие также рассматривает версию ошибки пилотирования в сложных метеоусловиях.

            - Какова ситуация с обеспечением безопасности на других видах транспорта - железнодорожном и водном? Отмечается ли рост числа происшествий, возбужденных и расследуемых уголовных дел?

            - Что касается происшествий, связанных с травмированием граждан на объектах железнодорожного транспорта, то по сравнению с 2015 годом на территории обслуживания нашего управления (это Красноярская железная дорога и Западно-Сибирская железная дорога) количество травмированных сократилось с 304 до 245 человек. В том числе сократилось количество смертельных травмирований - с 186 до 153 (для сравнения: в 2014 году 281 человек погиб в результате смертельного травмирования). Тем не менее, за каждой цифрой стоит человеческая жизнь, и практически каждый случай происходит вследствие личной неосторожности, беспечности, невнимательности, пренебрежения правилами поведения на железной дороге. Порой желание человека сэкономить 2-3 минуты, необходимые, чтобы дойти до специально оборудованного пешеходного перехода через железнодорожные пути, может стать причиной его смерти. И такие примеры у нас есть. Поэтому вопросы профилактики, разъяснения правил поведения на железной дороге - часть нашей повседневной деятельности наряду с расследованием происшествий.

            За последние два года ситуация с обеспечением безопасности на водном транспорте благодаря налаженному взаимодействию правоохранительных и контролирующих органов изменилась: значительно увеличилось количество выявляемых преступлений, связанных с оказанием на водном транспорте опасных, то есть не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, услуг по перевозке пассажиров. Так, в 2016 году выявлено 23 преступления данной категории, большая часть из которых на территории Алтайского и Красноярского краев. Речь идет в основном о паромных переправах и перевозках маломерными судами в отдаленных сельских районах. Как показывает практика расследования подобных уголовных дел, перевозчики, причем как легальные, то есть имеющие лицензии, так и нелегальные, игнорируют требования безопасности, предъявляемые законодательством к техническому состоянию судна, к наличию средств индивидуальной защиты и спасения и так далее, тем самым, подвергая жизнь и здоровье граждан реальной угрозе.

            - Кроме преступлений, связанных с авиабезопасностью, какие еще категории дел в истекшем году расследовались следователями?

            - Безусловно, это уголовные дела коррупционной направленности, расследование которых является одним из приоритетных направлений нашей работы. Так, количество расследованных дел данной категории в 2016 году выросло в 3 раза, по сравнению с 2015 годом.

            Некоторые из этих дел имели широкий общественный резонанс. Например, уголовное дело в отношении бывшего авиадиспетчера аэропорта "Черемшанка", который судом признан виновным во взяточничестве и оказании опасных услуг по авиаперевозке граждан. Как установлено в ходе следствия, за денежное вознаграждение он неоднократно занижал вес коммерческих грузов, перевозимых чартерными рейсами в северные районы Красноярского края, в одном случае установлен факт перегруза воздушного судна на несколько тонн, что могло привести к катастрофе воздушного судна и гибели людей, находившихся на борту.

            Кроме того, следователями нашего управления окончен ряд уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в образовательных учреждениях, где противозаконная деятельность должностных лиц была поставлена на поток. Для примера, в одном транспортном вузе за взятки выдавались без прохождения обучения сертификаты о дополнительном профессиональном образовании, которые служили для судоводителей основанием для допуска к управлению водным судном, в другом преподаватель систематически получала взятки за проставление оценок студентам также без фактического подтверждения ими полученных знаний.

            Подобные преступления весьма общественно опасны: к управлению, в частности, водным транспортом допускались низкоквалифицированные специалисты, от которых фактически зависят человеческие жизни, если речь идет о пассажирских перевозках. Именно поэтому мы добились аннулирования всех выданных сертификатов и повторного обучения данных судоводителей.

            В минувшем году окончено расследование уголовного дела в отношении высокопоставленного должностного лица Красноярской железной дороги, который на протяжении 11 лет за денежное вознаграждение осуществлял лоббирование интересов частных организаций при заключении различных договоров с железной дорогой. В настоящее время судом в отношении него и гражданина, в интересах которого действовал сотрудник железной дороги, вынесены обвинительные приговоры.

            -Вполне очевидно даже для обывателя, что СКР как ведомство за шесть лет со дня своего образования состоялось и постоянно развивается и совершенствует методы своей работы. В каких сферах Вы бы отметили прогресс в развитии возглавляемого следственного управления, ведь Вы руководите органом с момента его образования?

            - Несомненно, за эти шесть лет многое изменилось, постоянно совершенствуются все без исключения направления нашей деятельности: следственная работа, материально-техническое обеспечение следствия, криминалистическое сопровождение следствия. Наши следователи сейчас обеспечены самыми современными образцами криминалистической техники, позволяющими точно фиксировать, к примеру, место транспортного происшествия.

            Кроме того, на базе нашего управления, а также совместно с другими правоохранительными и контролирующими органами, организовываются и проводятся практические учения, максимально приближенные к реальным событиям - к примеру, катастрофе на железнодорожном или авиационном транспорте. Для того, чтобы следователи могли на практике отработать все направления проведения первоначальных следственных действий, а также межведомственное взаимодействие.

            Следует также отметить, что благодаря в том числе нашему управлению, налажено взаимодействие с различными контролирующими органами в сфере авиационного, железнодорожного и водного транспорта, которое способствует обеспечению безопасности граждан, а в случае происшествия позволяет в кратчайшие сроки скоординировать совместную работу.

            Также хочу отдельно отметить созданную нами в целях повышения эффективности рассмотрения сообщений о преступлениях, связанных с авиационными событиями, произошедшими в России, и расследования уголовных дел информационную систему "Учет авиационных событий", представляющую собой универсальный инструмент следователя при проведении доследственных проверок и расследовании уголовных дел данной категории. Система содержит все авиационные происшествия, их обстоятельства, данные о КВС, о воздушном судне, о результатах проведения проверки, расследования уголовного дела и рассмотрения его судом, а также всю актуальную методическую литературу, законодательную базу, регулирующую сферу авиации в целом.

            Совершенствуем мы и способы взаимодействия с общественностью. В этих целях нами созданы официальные аккаунты в социальных сетях, где мы оперативно сообщаем не только новости о происшествиях, о возбуждении и расследовании уголовных дел, но и об общественной и профилактической деятельности наших сотрудников.