Иркутская область на Российском инвестиционном форуме в Сочи впервые организовала обширный стенд, представив наиболее интересные проекты в сфере фармацевтики, туризма на Байкале и гражданского авиастроения. Губернатор Иркутской области Сергей Левченко в кулуарах форума рассказал "Интерфаксу" о том, как регион будет выстраивать отношения с соседней Бурятией, предлагающей перейти на единое образование тарифов, перспективах рекультивации отходов Байкальского ЦБК, угрожающих уникальному озеру, а также о модернизации международного аэропорта в Иркутске.
- Сергей Георгиевич, недавно вы встречались с назначенным врио главы Бурятии Алексеем Цыденовым. Его предшественник Вячеслав Наговицын предлагал Иркутской области перейти на единое тарифное регулирование для снижения стоимости электроэнергии в республике (население Иркутской области платит втрое меньше за электроэнергию, чем в Бурятии, за счет имеющегося в регионе каскада Ангарских ГЭС - ИФ) и даже отправлял вам такое письмо. Поддерживаете ли вы такую идею?
- Я считаю, что у Бурятии сейчас есть возможность, потенциал для того, чтобы снизить себестоимость производства электроэнергии в регионе. В первую очередь за счет модернизации электрических сетей, где наблюдаются потери, обновления ТЭЦ-1 в Улан-Удэ. Она, напомню, построена в 1937 году и, очевидно, уже не может работать эффективно.
На встрече мы договорились с главой Бурятии Алексеем Цыденовым о том, что специалисты из региональных правительств и служб по тарифам встретятся и обсудят эту проблему. Мы готовы показать соседям, где у них, образно говоря, скрыт резерв, позволяющий энерготариф снизить.
Сейчас в Бурятии полагают, что переход на единое образование тарифов никак не отразится на тарифах в Иркутской области, то есть они, по крайней мере, не вырастут. Но о каком тарифе мы говорим: для населения или для предприятий? Это совершенно разные вещи.
Добавлю, что энергетики в Иркутской области модернизацией ТЭЦ и сетей сейчас занимаются. Совместно мы с ними изучаем вопрос о переводе теплоисточников с угля на природный газ.
- А экологические проблемы Байкала вы с коллегой из Бурятии обсуждали?
- Конечно. ФЦП об охране Байкала - единая, она не делит озеро на два региона. Мы с Алексеем Цыденовым договорились, что совместно будем решать вопросы о сохранении озера Байкал. Речь идет и о сохранении популяции омуля, основного биоресурса озера, и о строительстве новых очистных сооружений для городов и поселков в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Я пригласил Алексея Самбуевича на Международный водный экологический форум, который пройдет в Иркутске в сентябре. Для участия в нем приедут ведущие компании из пяти стран, имеющие большой опыт по очистке воды, в том числе из Японии, Франции и Израиля. Совместно с Бурятией мы должны выбрать технологию водоочистки, которая будет использована при строительстве новых объектов на Байкале.
- Еще одна экологическая проблема - отходы Байкальского ЦБК, накопленные с 60-х годов прошлого века и потенциально угрожающие озеру. Как вы считаете, реально ли в этом году начать их рекультивацию? Есть ли сейчас хоть какая-то более или менее реальная технология переработки лигнина?
- Да, начало рекультивации в этом году возможно, мы сейчас над этим работаем. Прежний проект ликвидации отходов, разработанный "ВЭБ-Инжинирингом", не прошел испытания (он предполагал превращение лигнина в камнеобразный монолит - ИФ) - это признал Росприроднадзор. Другие технологии переработки осадка в России есть. К примеру, я недавно встречался с руководством Росгеологии, у холдинга есть своя технология, которая применялась в северных широтах. Но заверю, что на Байкале мы будем использовать лишь ту технологию, которая была апробирована в РФ.
- Как будет решаться вопрос с берегоукреплением рек в Байкальске, по которым может сойти сель и смыть отходы БЦБК в озеро Байкал?
- Этот вопрос тесно связан с проектом рекультивации. Опасность схода селя реальная. Поэтому необходимо одновременно и русло рек чистить, и карты-шламонакопители рекультивировать, чтобы они стали естественным заслоном на пути схода селевых потоков в Байкал.
- Сейчас на федеральном и региональном уровне обсуждается вопрос о развитии авиаузла в Иркутске. Международный аэропорт передан в собственность региона, и по постановлению правительства РФ власти должны найти для него инвестора на условиях частно-государственного партнерства. Допускаете ли вы участие консорциума инвесторов для модернизации иркутского аэропорта и строительства нового за пределами города?
- Это два связанных друг с другом проекта. Одна модернизация существующего аэропорта в Иркутске проблем не решит - он окружен городом. Для развития нужна новая площадка. По нашим подсчетам, строительство нового аэропорта за пределами Иркутска займет примерно 7 лет. Именно на это время нужно модернизировать существующий порт. Мы уже провели ремонт взлетно-посадочной полосы, сейчас будем заказывать проект под строительство нового международного терминала.
В консорциум для модернизации аэропорта в Иркутске приглашаем всех, кто в этом заинтересован. Инвесторы уже высказывают свои пожелания. К примеру, Виктор Вексельберг (председатель совета директоров ГК "Ренова") интересовался, подходил к нашему стенду на форуме в Сочи, сказал, что готов в пуле инвесторов участвовать. Предлагал (участие в проекте - ИФ) Олегу Дерипаске (совладельцу UC Rusal - ИФ), кроме этого, я представлял проект нового аэропорта Иркутска в Китае. По нашим оценкам, минимальные затраты на строительство нового аэропорта (с учетом ВПП) составят $1,5-2 млрд, и этот проект реален.
- Когда может состояться конкурс по отбору инвесторов для аэропорта?
- Я думаю, до конца года мы сможем каких-то предварительных соглашений с инвесторами достичь. Они, правда, говорят: продайте нам аэропорт, зачем он вам, такой старый? Другие просят создать совместно с ними совместную компанию для управления аэропортом. Мы в ответ инвесторов спрашиваем: вы будете строить новый аэропорт? А нам в ответ: мы посмотрим. Но нас такой ответ не устраивает. Региону нужна модернизация существующего аэропорта, строительство нового авиаузла и еще, как я уже говорил ранее, в нагрузку мы дадим инвестору 10 аэропортов в районах, чтобы он их развивал.