Омск в 2016 году отметил свое 300-летие. О том, что было сделано в ходе подготовки к юбилею, а также о том, что еще предстоит сделать для развития региона, агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал губернатор Омской области Виктор Назаров.
- Виктор Иванович, в этом году Омск отметил 300-летие. Оглядываясь назад, как Вы оцениваете результат проделанной работы? Чем из сделанного можно гордиться, а что - не получилось и почему?
- Как обычно бывает после праздника, есть ощущение, что не все ожидания сбылись. Всегда хочется сделать лучше, больше, быстрее. Тем не менее, Омск преобразился, это - факт.
Восемь лет региональное правительство вело работу по подготовке к 300-летию. Я могу долго перечислять все те школы, детсады, спортивные учреждения, объекты дорожной и инженерной инфраструктуры, которые мы за эти годы построили... Многое горожанами уже забылось, давно воспринимается как должное и не связывается с юбилеем. Но Любинский проспект - реконструированный за счет средств "Газпрома" - стал достопримечательностью Омска на долгие годы. И очень важно, что нам с Алексеем Борисовичем Миллером (глава "Газпрома" - ИФ) удалось договориться о продолжении реконструкции улицы Ленина. Сейчас проект обсуждается, согласовывается, речь идет о вложении еще около 1 млрд рублей со стороны "Газпрома".
Ну, а о том, что не получилось, всем известно: не все объекты удалось сдать в срок. И дело тут даже не в том, что подвели подрядчики. Нужно внедрять методы проектного управления, чем мы сейчас активно и занимаемся.
В следующем году все объекты завершим. Работы идут. Цирк, например, после капитального ремонта откроется в канун Нового года, там пройдет первое представление.
- В Вашем бюджетном послании была затронута тема распределения налогов между регионами. Осенью депутаты областного парламента обратились к председателю правления "Газпрома" Алексею Миллеру с просьбой пересмотреть систему налоговых отчислений от Омского НПЗ. С аналогичной инициативой выступает еще ряд регионов. Позволит ли отмена процессинга в значительной степени изменить ситуацию с налоговыми поступлениями? Сколько недополучает региональный бюджет на данный момент от существующей схемы?
- В своем послании я говорил о межбюджетных отношениях между Федерацией и регионами. Предлагал вместе поработать над инициативами по внесению изменений в федеральное законодательство, которые позволят установить более справедливый принцип распределения доходов, переломить тенденцию снижения бюджетной обеспеченности Омской области. В том числе и о том, чтобы регион мог оставлять больше заработанных доходов себе для обеспечения источников финансирования проектов развития, а не отправлять их на вышестоящий уровень, чтобы потом получить назад в виде субсидий с не всегда реальными условиями. Но пока вся эта сложная и широкая тема, к сожалению, была сведена депутатами почему-то только к "Газпрому".
Что касается отмены процессинга, то тут нужно не популизмом и самопиаром заниматься, а для начала провести тщательный финансовый анализ. Ведь ряд экспертов высказывают мнение, что отмена процессинга, наоборот, приведет к снижению платежей в региональный бюджет. В общем, вопрос очень непростой. И я хотел бы отметить ответственную позицию компании "Газпром-нефть" - они не снижают - несмотря на падение цен на нефть - налоговые платежи в регион. Плюс дополнительно взяли на себя существенную нагрузку, финансируя в рамках социального партнерства целый ряд проектов, в том числе, хоккейную команду "Авангард".
- Правительство Омской области подписало дорожную карту с корпорацией "Норильский никель". Какие разработки омских предприятий могут заинтересовать "Норникель" и каков будет экономический эффект для региона от сотрудничества с промышленной корпорацией?
- Омские предприятия уже год как участвуют в тендерах по реализации инвестпроектов для "Норильского Никеля". Востребовано, например, адаптированное к условиям севера котельное оборудование Омского завода инновационных технологий. Дорожная карта, которую мы подписали с корпорацией, позволит значительно увеличить объемы поставок. В перечне омской продукции, предложенной нами "Норникелю", 260 наименований: электротехническая аппаратура, системы и приборы контроля и автоматизации, специальная транспортная и строительно-дорожная техника, энергетическое и теплотехническое оборудование и другая инновационная и высокотехнологичная техника. Сейчас продукция будет проходить процедуру оценки на соответствие требованиям корпорации. Мы делаем первые шаги в направлении системного сотрудничества, поэтому оценивать экономический эффект в конкретных цифрах пока рано. Но он, бесспорно, будет.
- Минпромторг России рассматривает возможность включения нефтехимического промышленного кластера Омской области в официальный реестр. Какие предприятия вошли в структуру кластера и на какие проекты предполагается получение федеральной помощи?
- Да, пакет документов сейчас на рассмотрении в Москве. В кластер уже вошли 12 предприятий, в том числе, НПО "Промэкология", ГК "Титан", "Омский каучук", "Полиом", "Омсктехуглерод", "Полимер-Пласт", Институт проблем переработки углеводородов СО РАН и другие. Сейчас прорабатывается вопрос присоединения к кластеру предприятий "Газпром нефть" и научно-производственного центра "Прогресс".
Как только Минпромторг включит наш кластер в официальный реестр, у предприятий появится реальная возможность получить федеральную поддержку своих проектов. Уже подготовлены документы на два проекта ГК "Титан". Идет работа по оформлению третьего проекта.
- Каких успехов удалось достичь за последнее время в расширении бизнес-контактов с представителями зарубежных государств? Какие совместные проекты и в каких сферах готовы реализовывать омичи вместе с иностранными партнерами?
- В этом году нам удалось найти новые точки соприкосновения с Китаем. Мы посетили эту страну с бизнес-миссией. В свою очередь наши китайские партнеры практически ежемесячно бывают в Омской области. Как результат - омичи начали в значительном объеме поставлять в Китай семена льна и подсолнечное масло. Увеличились наши поставки кондитерских и мучных изделий, а недавно и омские мороженщинки отправили пробную партию своей продукции. Кроме того мы продаем в Китай рапсовое масло и лесоматериалы. Сейчас согласовываем с китайской стороной площадки для реализации инвестпроектов по деревопереработке и производству мебели с использованием омской березы, древесина которой имеет редкий молочный цвет.
Есть у нас и сотрудничество с европейскими государствами, например, Германией. В Азовском муниципальном районе немецкая компания "Вольф системс" сейчас строит комбинат по производству быстровозводимых домов. В следующем году планируется его запуск.
Важнейшим для нас партнером уже много лет является Казахстан. На его долю в этом году приходится около 40% от общего товарооборота Омской области. Мы продаем туда, в основном, сельскохозяйственную технику, продукты питания.
Если в целом посмотреть структуру экспорта Омской области за 10 месяцев этого года, то половину его объема составлял каучук, на втором месте - продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, на третьем - продукция машиностроения.
- В 2016 году в Омске и районах области прошла масштабная кампания по ремонту дорог. Будет ли продолжена эта работа? Запланировано ли строительство новых магистралей?
- Привести в порядок дороги - это задача N1, которую я ставил в ходе губернаторской избирательной кампании 2015 года. За один год ее не решить. Поэтому мы не сбавим темп в ближайшую трехлетку. Первые результаты серьезной работы, проведенной региональным правительством, я, уверен, заметили все. В 2016 году у нас был беспрецедентно большой дорожный фонд - 7,7 млрд рублей, это в полтора раза больше, чем в прошлые годы. Основной упор мы сделали на дороги Омска в преддверие его 300-летия. Построили современный путепровод, привели в порядок более полусотни улиц, уложив свыше 1 млн кв.м. асфальтобетона - это в десять раз больше, чем в прошлом году.
В шесть раз больше был и объем ремонта дорог регионального и межмуниципального значения.
В следующем году выделим Омску на ремонт улично-дорожной сети еще 1 млрд рублей и 1 млрд рублей - на пригородную стокилометровую зону. Максимальное внимание будет оказано и сельским дорогам. Дорожный фонд региона запланирован в сумме более 6 млрд рублей.
Что касается строительства дорог в Омске, то могу выделить один крупный областной объект - подъездные пути к хоккейной академии "Авангард". Саму академию мы начали строить в этом году за счет средств компании "Газпром". Ну а на подъезд к ней в дорожном фонде региона заложено 160 млн рублей.
Также на будущий год я поручил Минстрою профинансировать реконструкцию и строительство пяти дорог на территориях, где сейчас реализуются крупные инвестиционные проекты таких компаний, как "Руском-Агро", "Омский бекон", "Титан", "АкваСибирь" и "Содружество - Омск". Почему это важно для региона? Это и есть работа по снятию инфраструктурных ограничений для ускорения запуска проектов. Сейчас - непростые времена для развития бизнеса, ему надо помогать. Кроме того появление этих дорог позволит вовлечь в оборот и другие земельные участки, которые находятся рядом, но сейчас не представляют интереса для инвестора. Возможно, не за один год, но мы сделаем эти дороги.
- 2017 год объявлен в регионе годом животноводства. Каким направлениям будет уделено приоритетное внимание?
- Прежде всего - молочному животноводству. Акцент сделаем на создании семейных молочных ферм. Также продолжим заниматься модернизацией. За последние несколько лет в Омской области построено, реконструировано, модернизировано около 120 животноводческих комплексов. Будем дальше плотно работать с инвесторами.
Максимум внимания уделим племенному делу, племенным хозяйствам. Планируем, что 2 тысячи голов племенного скота будет реализовано в товарные хозяйства, что повлечет за собой рост продуктивности. Усилим работу ветеринарной службы, со следующего года значительно - на 30 млн рублей - увеличено ее финансирование. Средства пойдут на приобретение современных препаратов и на повышение заработной платы специалистов, чего не было уже много лет.
Еще один важный пункт нашей программы - это улучшение качества кормов, в том числе, высокоэнергетических с применением плющеного ячменя и кукурузы. Те аграрии, которые занимаются возделыванием кормовых культур, получат финансовой поддержки в пять раз больше, чем те, кто занимается зерновыми культурами. Субсидии по погектарной поддержке будут выплачиваться из расчета 1 к 5.
Также на весь год распланировали учебу для наших специалистов-животноводов, будем повышать их квалификацию.
В декабре у меня была рабочая встреча с министром сельского хозяйства РФ Александром Николаевичем Ткачевым. Он одобрил нашу инициативу по проведению года животноводства. Пообещал летом приехать в Омск, чтобы провести совещание по развитию племенного дела и молочного животноводства в Сибири.
Нам нужен качественный рывок в этой сфере, чтобы вывести сельскохозяйственную отрасль региона в целом на новый уровень. Это - масштабная, но вполне реальная задача. И, конечно, не одного года. Но мощный старт будет дан именно в следующем году с тем, чтобы потом набирать обороты.
- В каком объеме запланирована финансовая поддержка отрасли сельского хозяйства в целом? И как решается задача привлечения инвесторов?
- На будущий год заложена поддержка - около 3 млрд рублей из федерального и регионального бюджетов, но цифра эта еще не окончательная, рассчитываем ее увеличить.
Что касается частных инвестиций в АПК, за 9 месяцев этого года они составили 5,5 млрд рублей. И без малого половина этих денег пошли на приобретение оборудования и техники: тракторов, комбайнов.
В стадии реализации у нас сейчас 11 инвестпроектов на общую сумму 30 млрд рублей. Это три животноводческих комплекса в разных районах области в общей сложности на 2300 голов. Свиноводческие комплексы "РУСКОМ-Агро", "ПК "ОША" и самый крупный из этих проектов на 72 тыс. тонн мяса в год в АО "Омский бекон", а также еще ряд проектов по производству яиц и мяса птицы, крупнейший из которых мощностью 30 тысяч тонн реализуется на птицефабрике "Сибирская".
- По данным Минсельхоза, в этом году урожай зерна был не ниже прошлогоднего (3,5 млн тонн), однако, при соблюдении технологий мог быть выше примерно на 400 тысяч тонн. Будет ли учтена эта недоработка в следующем году?
- Урожай у нас в этом году - один из лучших за 10 лет, и не только по количеству, но и по качеству зерна. Но всегда нужно стремиться к большему. Надо постепенно поднимать планку до 4 млн тонн зерна. Я считаю, ресурсы для этого у нас есть. В уходящем году омские аграрии внесли на 30% больше удобрений. Со следующего года мы будем давать на это субсидии.
- В Омске сложилась напряженная ситуация с муниципальным транспортом, предприятия оказались на грани банкротства из-за долгов, потери пассажиров, ушедших к частнику, и низкой выручки. Есть претензии и к перевозчикам в Омской области, которые в ряде случаев не выходили на маршруты или вовсе отказывались обслуживать граждан. Что привело к такой ситуации, и как в 2017 году будет решаться эта проблема?
- Проблема пассажирских перевозок в этом году была одной из самых острых. Это связано не только с тем, что в июле вступил в силу федеральный закон N220-ФЗ. Но и с тем, что новые принципы организации пассажирских перевозок выявили огромный пласт накопленных проблем, связанных с низким качеством и непрозрачностью управления этой сферой, а зачастую и попытками отдельных лиц наживаться на жителях региона...
Что касается перевозок в сельских районах, то порядок здесь мы наводим, хоть и не с той скоростью, как хотелось бы. А вот ситуация в Омске вызывает крайнее беспокойство. Несмотря на смену руководителя департамента транспорта, я не вижу ни идей, ни даже желания их вырабатывать со стороны мэрии. Единственное решение, с которым они бесконечно приходят в региональное правительство: дайте еще денег. При этом не используют их эффективно. Ладно бы, нигде в стране не было бы адекватного решения транспортного вопроса в областных центрах. Но положительных примеров масса. Бери, копируй и получай результат. Я просто не понимаю, как у нас может быть самая высокая стоимость проезда в Сибирском федеральном округе притом, что уровень зарплат - не самый высокий. Думаю, мэр должен набраться мужества и объяснить омичам, почему его предвыборное обещание о реформе общественного транспорта так и не выполнено.
- Последние годы в Омске преобладают пессимистичные настроения, многие жители не верят в город, не видят здесь возможностей и хотят уехать. В чем корни такого отношения к городу и что по силам сделать власти, чтобы это отношение изменить?
- Как говорится, везде хорошо, где нас нет. Есть такое расхожее мнение. И вряд ли оно свойственно исключительно омичам. За 10 месяцев этого года из региона уехало более 50 тысяч человек, но в то же время к нам переехало около 47 тысяч. Это данные по общей миграции. Для региона с двухмиллионным населением, согласитесь, вряд ли можно говорить о критической ситуации. Тем более, у нас уже несколько лет стабильно идет естественный прирост населения.
Но проблема, действительно, есть. И я не могу стоять от этого в стороне. Корни этой проблемы лежат далеко от настоящего времени. Чуть более 10 лет в регионе отмечается тенденция миграционного оттока. Причина здесь не одна. Есть объективные процессы, связанные с экономической активностью и ее распределением по отраслям на той или иной территории страны. Есть и субъективные причины. Например, я так же, как и все омичи, недоволен качеством городской среды. И то, что в этом году нам удалось серьезно решить проблему с дорогами в областном центре, непринципиально ее улучшило. Хотелось бы, чтобы мэрия Омска больше внимания уделяла благоустройству, созданию комфортной городской среды особенно для молодежи.
Региональное правительство, в свою очередь, будет самым серьезным образом продолжать работу по улучшению инвестиционного климата. Создание новых рабочих мест и повышение среднего уровня заработной платы в негосударственном секторе экономики региона - это один из самых действенных механизмов прекращения оттока населения.
Решение этой задачи сейчас дается нелегко. Сложный бюджет не позволяет вкладывать значительные средства в проекты развития. Но нам удалось при формировании бюджета на следующий год выдержать жесткие требования федерального Минфина в части долговой нагрузки и уровня бюджетного дефицита. И мы видим, что в последующие годы у нас появится возможность для изменения структуры бюджета в пользу ее инвестиционной составляющей.
Сейчас в большинстве сибирских регионов - за исключением Новосибирска и Красноярска - ситуация с миграционным оттоком не лучше. Можно было бы, конечно, успокаивать себя этим, оправдываться тем, что "у соседей тоже корова сдохла". Но я не буду этого делать. Потому что считаю, что в конкурентной борьбе за самый главный капитал - человеческий; Омская область, а главное - ее областной центр - могут на равных бороться не только с Новосибирском и Красноярском, но и в определенных сферах с Санкт-Петербургом и Москвой.