Сибирь / Эксклюзив 4 октября 2016 г. 16:43

Губернатор Красноярского края В.Толоконский: "Красноярский край в этом году не снизит объемы производства"

Губернатор Красноярского края В.Толоконский: "Красноярский край в этом году не снизит объемы производства"

            О ситуации в экономике Красноярского края, перспективах Красноярского экономического форума и ходе подготовки к Универсиаде в кулуарах экономического форума в Сочи агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал губернатор региона Виктор Толоконский.

            - Виктор Александрович, как вы оцениваете результаты выборов в Законодательное собрание края? В первую очередь, уверенное второе место ЛДПР (20% против 15% у КПРФ). Либерал-демократы как-то особо проявили себя в регионе?

            - На мой взгляд, результаты вполне закономерные и во многом предсказуемые. То, что ЛДПР добавила, а КПРФ потеряла (проценты голосов - ИФ) - тоже эффект не одного региона, а многих. Здесь сошлись как объективные, так и субъективные факторы. На мой взгляд, очевидно, что политика и стиль поведения ЛДПР - короткие лозунги и эмоциональные позиции - более понятен и близок молодежи, неискушенному избирателю, если можно так сказать. КПРФ своей логикой и отсылкам к истории ближе к взрослому избирателю. Это объективный, на мой взгляд, момент. К субъективным причинам исхода выборов можно отнести то, что в Красноярском крае КПРФ больше выдвигала не красноярцев. Их не знало местное население. В ЛДПР все округа закрывали местными жителями, пусть не всегда широко известными, но активными. Предвыборная кампания ЛДПР в целом была более активной с ориентированием на местный колорит. Наконец, ЛДПР оттянула на себя граждан, которые против власти, но не связаны с другими партиями.

            - А "Патриоты России"? Что, по вашему мнению, может означать для неформального лидера "Патриотов России" в крае Анатолия Быкова столь низкий результат партии на выборах (6%)?

            - Итог участия "Патриотов России" для меня тоже не удивителен. Они теряют уже несколько выборных циклов. Например, они мало что получили на прошлогодних муниципальных выборах, а также проиграли на выборах губернатора края. Поэтому их удивление или разочарование итогами прошедших в сентябре выборов говорит, скорее, о какой-то неадекватности восприятия политической ситуации. К тому же надо признать, что современное поколение уже не так легко поддается на ложь и демагогию, а "Патриоты России", на мой взгляд, несколько цинично отнеслись к избирателю: мол, просто наговорим, пошумим... Нет. Людям было важно знать, что они предлагают: где ваша повестка вопросов, где ваш опыт и профессионализм? Кричать "долой тех или других" - ума большого не надо. Я это чувствовал и до кампании, и во время нее, поэтому никаких серьезных неожиданностей в результате участия "Патриотов России" не произошло.

            Что же касается "Единой России", то мы существенно добавили (голосов избирателей - ИФ) в сравнении с 2011 годом. И это тоже не только в нашем регионе, что есть отражение настроений всего российского общества.

            - Виктор Александрович, давайте от политики перейдем к экономике. Основную часть доходов край получает за счет металлов, нефти. Насколько эффективно при этом используются огромные лесные ресурсы региона? Что делается для развития этой отрасли?

            - Лесная и лесоперерабатывающая промышленность для Красноярского края - это базовая отрасль, жизнеобразующая. Ведь многие населенные пункты в крае включены в заготовку и переработку леса. В этой сфере у нас занято около 28 тыс. жителей края. Это не меньше, чем в тех отраслях, которые дают нам основные доходы в бюджет. Также лесная отрасль у нас достаточно распространена географически. Это весь север, восток, северо-запад и даже юг края, где есть лесозаготовки. Мы заготавливаем 15 млн кубометров леса, есть много лесоперерабатывающих заводов, поэтому наше стремление - максимально развивать отрасль: как заготовку, так и полную глубокую переработку, поскольку лес - это ресурс, который сегодня выгодно экспортировать. Когда создана мощность по переработке - то сам рынок, даже без государственного влияния, будет стремиться к легализации потока. Если же нет переработки - неизбежно проявляется теневая экономика.

            У нас произошли серьезные изменения в позиции власти к этой отрасли. С первых же дней своей работы я потребовал добиваться рентабельности. На рассуждения, что в лесной отрасли нельзя зарабатывать прибыль, я отвечаю, что тогда лучше оставить лес как рекреационный ресурс и прекратить всякое иное воздействие на него.

            В эту сферу активно входят крупные компании - инвесторы, поэтому наши перерабатывающие предприятия получили вторую жизнь. Инвесторов уже не денежный поток интересует, а капитализация бизнеса, стратегия развития. ФК "Система" очень серьезно развивает сейчас ЛДК-1 и ряд других производств. Восстановил работу лесоперерабатывающий комплекс "Краслесинвест", где средства ВЭБа. Завод работает с июля этого года. В октябре, самое позднее в начале ноября будут введены дополнительные мощности в виде новых сушильных комплексов, которые обеспечат дополнительную переработку.

            В начале сентября этого года я с руководителем ВЭБа и с вице-премьером Александром Хлопониным летал на этот завод. Завод работает. Управленческая команда настроена еще наращивать мощности, что типично для общей ситуации в отрасли.

            У нас сейчас много своих инфраструктурных планов. Активно занимаемся в правительстве России решениями по достройке железной дороги Карабула - Ярки, чтобы вывозить лес и лесоматериалы на основную железную дорогу, поскольку от Карабулы есть выход на основной Транссиб. Дорога почти построена, но временно приостановлена. Это был объект Нижнего Приангарья, который строился за счет инвестиционного фонда России. Сейчас мы восстанавливаем финансирование продолжения строительства дороги. И я не исключаю, что будет рассмотрен такой вариант, что край на себя возьмет ответственность за дофинансирование. Это около 500-600 млн рублей, но мы понимаем, что это связано с развитием всей отрасли.

            У нас сейчас рассматривается целый ряд проектов, связанных с современным производством целлюлозы, что для нас также интересно. Нам очень важно повысить качество вырубки: уйти от отходов, от низкосортной древесины, которая бросается на просеках, то есть повысить качество. А для этого нужна другая технология переработки, чем просто пиление леса или, например, производство древесной плиты. В прошлом году мы уже получали прибыль от этой отрасли. Думаю, что в этом году лесопереработка даст нам, как минимум, удвоение прибыли по сравнению с прошлым годом. Так что здесь мы работаем на позитиве.

            - Из-за санкций, сложной политической ситуации целый ряд наших наукоемких предприятий оказались в непростой ситуации. В частности, есть информация, что АО "Информационные спутниковые системы", один из крупнейших российских производителей спутников связи и навигации, сейчас фактически работает на склад?

            - Особых сбоев там нет. "ИСС" работает исключительно по государственному заказу. Госзаказ есть, и он расписан на десяток лет вперед - цикл изготовления спутниковых систем достаточно длительный. Конечно, какие-то частные вопросы там есть: синхронизация сроков, ритмичное финансирование. Но таких проблем, которые могли бы вызвать сбои в производстве или социальные последствия, такого нет.

            Красноярский край тем и силен, что здесь все отрасли, все основные производства - с большой перспективой, все растущие. В регионе нет предприятий, которые сейчас нуждаются в антикризисных мерах. Машиностроение на подъеме, растет. А вот нефтедобыча не увеличится. Ванкор (единственное действующее нефтегазовое месторождение в регионе - ИФ) в первом полугодии дал чуть меньше нефти, чем в аналогичном периоде 2015 года. Однако уже в конце года, в четвертом квартале, вводится Сузунское месторождение, которое будет давать по 3-4 млн тонн нефти в год. Еще два месторождения Ванкорского куста активно готовятся к вводу. Плюс в этом году завершается строительство нефтепровода на юг Эвенкии на 15 млн тонн в год. Это будет стимулировать ввод в эксплуатацию Юрубчено-Тохомского месторождения (НК "Роснефть" - ИФ), а также других недропользователей, которые работают на юге Эвенкии.

            "Норникель" в рамках реконструкции производства закрыл старый никелевый завод, что разово сказалось на показателях в цветной металлургии. Однако производство уже переведено на другие предприятия, которые также работают в Красноярском крае. Здесь требуется некоторое время, чтобы выйти на рост производства.

            Богучанский алюминиевый завод, хоть и работает всего на четверть своей мощности, по итогам года тоже даст нам некоторый рост объемов производства. Богучанская ГЭС, которая вышла на проектные показатели, даст больше электроэнергии.

            Словом, все наши базовые отрасли работают стабильно. Большого роста мы не ждем, потому что эти производства выпускают товары, обращающиеся на рынке с высокой конкуренцией, и цены на эту продукцию сейчас низкие.

            Так что не без трудностей, но Красноярский край в этом году не снизит объемы производства. Тем не менее, мы планируем (по итогам 2016 года - ИФ) получить доходов (в краевой бюджет - ИФ) на 10 млрд рублей больше. В прошлом году рост был 20 млрд рублей, но и это хороший показатель. Раньше у нас шесть лет доходы не росли.

            -"Красмаш" в настоящее время переживает второе рождение за счет крупного оборонного заказа (МБР "Синева"). Насколько хватит этого рывка и, может быть, уже сейчас надо подумать, что предприятие будет делать после выполнения заказа?

            - На "Красмаше" идет техническое перевооружение под новые изделия, под большой госзаказ и рассчитано на десяток лет вперед. Это действительно масштабная реконструкция - это новые корпуса, новое высокопроизводительное оборудование, новая культура производства, в том числе иная экология. Там такой цех гальваники!.. Это техперевооружение создает для предприятия дополнительные возможности по диверсификации. На таком оборудовании завод готов брать заказы на рынке, выполнять работы, где требуется сложная, тонкая, высококачественная обработка.

            - В крае в этом году хороший урожай. Какого результата вы ожидаете по итогам сбора урожая? Достаточно ли зерна для собственных нужд? Куда планируется направлять излишки? Кто готов закупать красноярское зерно?

            - В крае высокая культура растениеводства, массово применяются удобрения, средства защиты растений, поэтому мы меньше, чем многие другие регионы, зависим от погоды, и эффективность у нас выше. Урожайность ожидается на уровне 25,5 ц/га. Но это не намного выше, чем в 2015 году.

            Излишки зерна у нас традиционно больше - порядка 1 млн тонн мы поставляем за пределы региона. Это сложная задача, но мы справляемся. В крае очень высокое качество зерна: клейковина более 30, на некоторых полях - 31-32, при том что для Сибири привычно - 23-24. Так что теперь зерно у нас покупает даже Алтайский край (один из основных производителей высококачественной пшеницы в Сибири - ИФ).

            Трудно с экспортом. Здесь мы проигрываем из-за географического положения: от нас до морских портов что на востоке, что на западе 5 тыс. верст. Далековато, поэтому увеличиваем собственную переработку - добавляем мощности по производству муки, макаронных изделий.

            Также запускаем новые животноводческие комплексы. В Большемуртинском районе открыли огромный свинокомплекс проектной мощностью 26 тыс. тонн мяса в год. Сейчас его обещают вывести на 35 тыс. тонн. В составе свинокомплекса построен комбикормовый завод, который будет потреблять 150 тыс. тонн зерна в год.

            - Виктор Александрович, у края есть еще один большой проект - Универсиада. Как идет подготовка к ней? Нет ли отставания?

            - Мы прошли самый сложный этап - запустили этот проект. Когда одновременно начинаем строить больше двух десятков крупных объектов, это очень тяжело, несмотря на весь мой опыт. Экспертизы, подбор площадок, формирование технических условий для строителей, очень высокие требования по безопасности, конкурсные процедуры... Все прошли, теперь нужно строить.

            Пока мы в графике. Некоторые объекты уже на выходе и видно, что качество хорошее. Так что сейчас я езжу уже не по кабинетам в Москве, а по стройплощадкам и вижу, какая инфраструктура достанется нам в наследство от Универсиады.

            - Будет ли в следующем году Красноярский экономический форум? И как вы относитесь к предложению вице-премьера правительства РФ, экс-губернатора Красноярского края Александра Хлопонина переформатировать его?

            - Форум, безусловно, будет. В нынешней ситуации и перед инвесторами открываются новые возможности, и власть уточняет многие позиции. Поэтому наш форум хорош как для теоретических дискуссий, так и для подписания инвестиционных соглашений.

            Предложение Александра Геннадиевича Хлопонина, безусловно, интересно. Однако если форум будет посвящен только экологии, он превратится в научную конференцию. Это, конечно, важно, но смысл обновленной экологической политики нашего государства - убедить бизнес, что повышать экологическую безопасность выгодно. В этом смысле Красноярск, где достаточно острая экологическая ситуация, - удобная площадка для общения инвесторов и специалистов.

            Мы настроены на форуме сделать акцент на экологические технологии, на экологические требования и, если хотите, экологическую стратегию. Это поможет нам, с одной стороны, сохранить традиции Красноярского экономического форума, с другой - стать крупной площадкой для обсуждения экологической проблематики.