О первых итогах работы областного правительства с новой структурой, "трудном" бюджете-2016 и научных разработках региона для крупнейших холдингов страны агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал губернатор Омской области Виктор Назаров.
- Виктор Иванович, уже почти два месяца ведет работу сформированное вами правительство. Согласно новой структуре, четверо заместителей председателя правительства курируют ту или иную сферу. Именно на них легла обязанность по подбору кандидатур глав министерств. Довольны ли Вы работой новой команды, и как показала себя в действии эта структура?
- Я неоднократно говорил, что структура правительства - это не догма, ее можно менять, переориентировать, ставить новые цели и задачи. Прошло еще мало времени, чтобы оценить эффективность этой системы. Сегодня идет "притирка" зампредов с министрами. Заместители председателя правительства не должны погружаться в текучку и брать на себя работу министров. Перед ними поставлены более серьезные задачи, в том числе, стратегическое планирование работы курируемых министерств, а также сокращение их расходов и штата их сотрудников.
- Регион войдет в 2016 год с жестким бюджетом и с госдолгом, близким к предельному. Как в связи с этим будет пересмотрена работа правительства, каковы пути экономии, будут ли сокращены какие-то программы?
- Вы правы, такого трудного бюджета у нас не было за последние годы. Бюджет запланирован с дефицитом 9,6% от расходов, доходы - 60,7 миллиардов, расходы - 65,5, дефицит - 4,8. Мы должны сократить расходы, но при этом выполнить все социальные обязательства. Экономию начали с себя - с сокращения штатов и расходов на содержание аппарата губернатора и министерств, в том числе и фонда заработной платы. Доходы бюджета упали из-за потерь в прибыли у крупных налогоплательщиков, например, "Газпром нефти", что обусловлено падением цен на нефтепродукты. Предприятия, которые зарегистрированы на территории Омской области, наоборот, сегодня показывают устойчивый рост по налогам - до 26%. Но, к сожалению, их доля в формировании бюджета невелика, и они не могут перекрыть последствия падения, которое дают ключевые налогоплательщики.
Мы рассчитываем немного поправить ситуацию с помощью бюджетных кредитов. В 2016 году Омской области федеральный Минфин выделит 12 миллиардов рублей. Этими средствами будет замещена часть коммерческих кредитов, и у нас высвободится 1,2 миллиарда рублей на обслуживание госдолга. Это та сумма, которой нам не хватало бы на реализацию социальных программ.
- Что мешает главам субъектов поставить на федеральном уровне вопрос о том, чтобы все предприятия платили налоги там, где расположено производство?
- Вопрос распределения налогов мы обсуждали непосредственно с президентом РФ на нашей последней встрече. Инициатива здесь идет не только от Омского региона. Есть и поддержка Совета Федерации. Вопрос назрел. Думаю, он будет рассмотрен на федеральном уровне. В рамках консолидированных бюджетов регионов уплата налогов крупными вертикально-интегрированными компаниями ведется с перекосом.
Если бы все предприятия платили налоги там, где они занимаются производством, у нас были бы деньги, которых так не хватает. Омскую область все время сравнивают с соседями, говорят, вот Новосибирская область живет лучше. В прошлом году на территории Новосибирской области было собрано налогов 138 миллиардов рублей, а в Омской - 135 миллиардов. Сумма, практически, одинаковая, но из нее они оставили себе 110 миллиардов, а мы всего 64. Прежде всего, так происходит потому, что на территории Омской области собираются налоги с нефтепереработки, а именно - акцизы на нефтепродукты, которые направляются в федеральный центр для дальнейшего распределения по субъектам. В прошлом году мы отдали порядка 30 миллиардов рублей акцизов на нефтепродукты. В Новосибирске нет развитой отрасли нефтепеработки. Нет у них, в отличие от нас, и такого значительного количества предприятий, которые работают в рамках холдингов, зарегистрированных в других городах. Часть их налогов мы также отдаем.
- Уже два года в регионе действует соглашение с "Газпромом" о поставках омскими предприятиями импортозамещающей продукции для нужд холдинга. Как идет сотрудничество на данном этапе? Какие предприятия участвуют в соглашении?
- В прошлом году омские предприятия поставили "Газпрому" продукции на 700 миллионов рублей. В этом - почти в два раза больше - по нашим расчетам, мы выйдем на отметку 1,3 миллиарда рублей. Рост прогнозируется и в следующем году. У 22 наших компаний "Газпром" покупает почти 100 наименований продукции, в том числе то, что раньше приобретал за рубежом. Холдингу интересно и наше наукоемкое производство, и системы связи, и запорная арматура, и комплексы контроля за прохождением продуктов по трубопроводам, где около 80% рынка занимали зарубежные компании. В июне в программу НИОКР "Газпрома" впервые вошли омские проекты. Один из них - разработка ОАО "ТПЦ "СибВПКнефтегаз" опытного образца самоходной грузовой платформы на воздушной подушке "Арктика" грузоподъемностью 90 тонн. Второй проект - быстроразвертываемые мостовые переходы - разработан ОАО "Омсктрансмаш".
До конца года 5 наших предприятий - арматурно-фланцевый завод, завод нефтегазового оборудования, ОНИИП, Омский НИИД и НПО "МИР" - должны пройти комплексный аудит по импортозамещающей продукции, чтобы попасть в программу "Газпрома" без конкурса. Остальные компании стоят на очереди в 2016 году. Несмотря на сложности в экономической ситуации, сотрудничество не сворачивается. Более того, сегодня мы прорабатываем аналогичные программы с другими компаниями - "Интер РАО", "Росатом". Нашим предприятиям есть, что предложить по их программам импортозамещения.
- Какова сумма инвестиций, которые удалось привлечь в регион в текущем году? Как регион планирует выстраивать инвестиционную политику?
- В 2014 году нам удалось привлечь инвестиций на 6 миллиардов рублей, учитывая и модернизацию действующего производства, и строительство новых мощностей по переработке сельхозпродукции и продукции промышленного назначения. В 2015 году сумма будет такая же. Здесь учитываются только крупные инвестпроекты. По итогам года их 14. Это - ввод "Морозовской птицефабрики", строительство комбикормового завода "Пушкинский" в рамках ГК "Титан", тепличный комплекс КФК "Майер", цех по производству пяти видов круп КФХ "Белицкая", технопарк на базе ОмГТУ и другие.
Сегодня идет борьба за инвестора. Он выбирает те территории, где ему будет комфортно работать. И если мы не будем давать бизнесу преференций, то в дальнейшем "положим регион на бок". Если бы область в свое время не пошла навстречу "Омскому бекону" с его проектом модернизации, не предложила лучших условий "Газпром нефти" с новым заводом катализаторов, они бы просто выбрали другие регионы. Без законов об инвестиционной политике в регионах экономику не поднять.
В Омской области объявлена нулевая ставка по налогам для тех, кто только начинает свой бизнес. Они получат возможность для роста, создадут рабочие места, а налоги заплатят, когда встанут на ноги. Я уверен, что мы идем правильным путем. Именно об этом говорил президент в своем послании Федеральном Собранию.
К сожалению, не все в регионе сегодня это понимают. Когда мы выходим в Законодательное Собрание с инициативами, начинаются дискуссии. Депутаты одной из фракций, например, считают, что напрасно даны преференции шинному заводу. Но посмотрите: сейчас, когда в стране идет спад по резине, на этом предприятии - положительная динамика по многим показателям, в том числе, растет число рабочих мест. Все эти крики о том, что не надо помогать бизнесу, а проще его похоронить, - не более чем пиар или просто непонимание экономики.
- Сегодня в регионе не менее остро стоят и социальные вопросы. В частности, резонансной стала ситуация с приостановкой обслуживания "Газпром нефтью" транспортных карт омских пассажирских предприятий из-за накопившихся долгов перед компанией. В бюджете города не хватает достаточного количества ресурсов для компенсации транспортникам. Готова ли область помогать муниципальной власти в этом вопросе, чтобы не допустить в будущем повторения ноябрьского транспортного коллапса?
- Организация работы муниципального транспорта - прерогатива муниципалитета. Он планирует бюджет, защищает его в горсовете, раскладывает на год все затраты на транспорт. А обязанность региональной власти - это только компенсация за проезд льготников. Эту статью мы оплачиваем полным рублем, и задолженности у нас перед муниципалитетом нет. Я считаю, в целом ситуация с транспортом зависит от эффективности управления. Надо навести порядок в сфере перевозок, убрать нелегалов, из-за которых мэрия теряет рынок, пересмотреть схему подачи автобусов. Нельзя допускать, чтобы машины большой вместимости ходили пустые, в то время как маршрутки были полны народа. В центре надо оставлять муниципальный транспорт, а частника использовать на подвозе с окраин на пересадку. Тогда это будет эффективно.
- В конце ноября был сдан крупный дорожный объект - западный обход, окружная дорога "Федоровка-Александровка" протяженностью более 18 км. Какие дорожные объекты запланированы на следующий год, и не повлияет ли на эти планы экономическая ситуация? Как, на Ваш взгляд, можно решить вопрос качества дорог, чтобы объекты были безопасными, служили долго и не требовали постоянных вложений в ремонт?
- Сегодня настал тот критический момент, когда вплотную нужно заниматься дорогами по всему региону. У нас принята трехлетняя программа по ремонту дорог, которую мы объявили приоритетной для правительства. В целом в следующем году на дороги в регионе будет направлено 5,2 миллиарда рублей - беспрецедентная сумма, в два раза больше, чем в уходящем году. В том числе 1 миллиард предназначен для ремонта дорог в муниципалитетах. В первую очередь это, конечно, Омск с учетом его предстоящего 300-летнего юбилея. Но многое будет зависеть от активной работы муниципальной власти, которая должна подготовить свои проекты и заявить их на конкурсный отбор. Нужно учесть и мнение омичей о том, какие дороги надо привести в порядок в первую очередь. Сейчас на сайтах нескольких СМИ идет голосование по этому поводу. Я понимаю, люди хотят, чтобы все дороги сразу стали хорошими. Но 1 километр асфальта стоит 27 миллионов рублей. Сумма большая. За один год все не сделаешь. Будем выбирать критические точки. К тому же дело не только в количестве, но и в качестве. Я - за новые технологии. Например, применение покрытия с резиновой крошкой позволяет увеличивать срок эксплуатации дорог. Да, это дороже, но сегодня делать критерием только цену нельзя. И, безусловно, качество дорог должны оценивать специалисты. При строительстве западного обхода мы привлекли экспертов, они брали пробы с каждого километра дороги, проводили исследования, и сегодня у них нет вопросов по качеству этого объекта.
- Еще несколько лет назад в регионе остро стояла проблема с нехваткой мест в детских садах. Все ли дети в возрасте от 3 до 7 лет сегодня могут рассчитывать на место в садике?
- За три прошлых года в регионе создано более 16 тысяч мест для дошколят. В этом году создано 7,6 тысяч мест, до конца года мы должны открыть еще около 2 тысяч мест. Цифры меняются буквально каждый день, потому что ежедневно открываются новые группы. Недавно на Левобережье правительство приобрело здание детского сада. Из 5 садиков-пристроев к школам уже введены 2 объекта. По итогам года в целом мы обеспечим 100-процентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет на территории региона. Но это не повод расслабляться. Люди, которые раньше не вставали в очередь, увидели, что места реально предоставляются, и тоже пошли. Кроме того у нас - рост рождаемости. В прошлом году почти 30 тысяч маленьких омичей появилось на свет. Итоги 2015 года подводить рано, но вряд ли цифры будут сильно разниться. Значит, задача не снимается, детсады надо продолжать строить, ремонтировать, двигаться дальше.
- В следующем году начнет действовать федеральная программа по поддержке регионов в строительстве школ. Что представляет собой школьный фонд Омской области сегодня и планирует ли регион участвовать в этой программе?
- За последние годы мы построили в регионе 7 школ, в том числе 2 школы в рамках подготовки к 300-летию Омска. Но с учетом прекрасной демографической ситуации уже понятно, что количество школьников у нас будет расти. Через 10 лет их станет больше на 40%. А основная масса школ - старые, были построены в 1960-1990-е годы. Сейчас они начали сыпаться. Федеральная программа подоспела вовремя. Наша задача - войти в нее и получить дотации.
Мы подсчитали: чтобы обеспечить детям хорошие условия и всех перевести на обучение в первую смену, надо построить 25 школ в городе и 40 - в районах области, а кроме того еще сотни школ отремонтировать. В целом это 45 миллиардов рублей. Для регионального бюджета колоссальная цифра. Без федеральной поддержки нам не справиться.
- Банкротство НПО "Мостовик" стало резонансным для региона. Это касается и неисполнения обязательств по стратегическим объектам, таким как строительство Красногорского гидроузла или метрополитена, и трудоустройства сотен сотрудников предприятия, и перспектив дочерних компаний. Какова позиция региона по дальнейшей судьбе "Мостовика"? Все ли объекты нашли других исполнителей и всем ли сотрудникам предложили трудоустройство?
- Мы расторгли с "Мостовиком" все контракты, по которым компания не смогла выполнить свои обязательства. Западный обход достроили своими силами. Объем работ по достройке гидроузла разбили на четыре лота, другими словами, на четыре этапа. Конкурс по первому лоту выиграла московская компания "Объединенная энергостроительная корпорация". Она трудоустроила 82 человека из бывших работников "Мостовика". Сейчас объявлен конкурс на второй лот, работы запланированы на первый квартал 2016 года. Предполагается устроить еще 40 человек.
Всего компания заявила к высвобождению более 5 тысяч сотрудников. 3760 человек из них, то есть большинство, на сегодняшний день уже трудоустроены, в том числе и при нашем активном содействии. Многих взяли на работу строительные компании Тюмени, Норильска, Санкт-Петербурга. Безработными, по данным службы занятости, признаны 426 человек. При этом вакансии в омской промышленности для них есть, но они их не устраивают по финансовым соображениям. Не будем кривить душой, в "Мостовике" зарплата была высокая.
Что касается дочерних предприятий "Мостовика", то недавно мы провели переговоры с новыми собственниками завода по производству лифтов. Если потребуется, готовы их поддержать в развитии производства. Предприятие должно жить так же, как и завод железобетонных изделий, и завод металлоконструкций. Постараемся все сделать все для того, чтобы ни одно производство не прекратило свою деятельность.