Эксклюзив 27 октября 2015 г. 16:48

Ректор ИГУ А.Аргучинцев: "Решения об интеграции вузов нужно принимать исходя из потребностей региона"

Ректор ИГУ А.Аргучинцев: "Решения об интеграции вузов нужно принимать исходя из потребностей региона"

             Иркутский государственный университет (ИГУ) в октябре 2014 года завершил реорганизацию – в состав старейшего в Сибири вуза вошла Восточно-Сибирская государственная академия образования (ВСГАО). О том, как за год удалось объединить классический университет с вузом, специализировавшимся на подготовке преподавателей, и какова дальнейшая стратегия ИГУ в образовательной и научных сферах, в интервью агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал ректор Александр Аргучинцев.

            - Александр Валерьевич, два года назад, когда стало известно об интеграции ВСГАО с ИГУ, все говорили, что процесс объединения будет непростым: речь шла о двух действительно больших вузах с различной специализацией, историей, философией, административной системой. На ваш взгляд, насколько успешно прошла интеграция?

            - Конечно, без трудностей не обошлось – у нас все было разное: начиная от принципов набора студентов и заканчивая электронными системами, с помощью которых начисляется зарплата. С юридической точки зрения на присоединение ВСГАО к классическому университету Минобрнауки отвело около года – в октябре 2014 года академия перестала существовать как самостоятельное юридическое лицо, и мы получили лицензию на право ведения образовательной деятельности для объединенного вуза. Но вы же понимаете, процесс интеграции не завершился. Предстояло, в частности, выстроить новую более эффективную административную систему управления. И я думаю, это удалось. Мы объединили две бухгалтерии, два финансово-экономических управления, два – правовых, но вспомогательный штат, а к нему относятся как эти структуры, так и ректорат, стал компактнее. К примеру, сейчас бухгалтерия объединенного ИГУ меньше, чем была в "старом" университете. Ректорат тоже уменьшился – до трех человек, в других вузах бывает и 8-10 человек.

            Что касается ВСГАО, то она вошла в состав университета как институт, как обычное структурное подразделение. Хотя в принципе мы могли бы предоставить этому подразделению большую автономность - как у Юридического института ИГУ или Байкальской международной бизнес-школы, имеющих большую финансовую обособленность.

            Учебную часть мы не стали трогать, решили не ликвидировать дублирующие факультеты. Пока сделали только одно – убрали факультет компьютерных наук в педагогическом институте, весь его кадровый состав перешел в Институт математики, экономики и информатики ИГУ. Я вообще не сторонник быстрых слияний учебных подразделений, но в будущем мягкая их интеграция, безусловно, неизбежна.

            В целом хочу сказать, что процесс объединения вузов прошел ровно, без конфликтов.

            - А как вы решили проблему зарплат в объединенном вузе? У профессорско-преподавательского состава ВСГАО они были выше, чем у коллег в ИГУ.

            - Да, все верно. Но мы не пошли на усреднение зарплат. В 2013 году мы зафиксировали за факультетами их бюджетные деньги, предоставили им возможность самим определять необходимое количество ставок. С другой стороны, дополнительное финансирование из федерального бюджета (а оно было в 2013-2014 гг.) мы стали распределять по факультетам неравномерно – больше доставалось тем, кто "выходил" на федеральные нормы соотношения преподавателей и студентов - таким образом, нам удалось увеличить фонд оплаты труда. В итоге мы почти подтянули зарплаты ИГУ до уровня, что был в академии.

            Сейчас выполняем майские указы президента РФ о повышении зарплат. В этом году выходим на уровень 135% от средней зарплаты по экономике региона, в следующем году - на 150%. Делать это, конечно, непросто в условиях сокращения федерального финансирования – в этом году оно снизилось на 8%. Поэтому реализуем программу по снижению операционных и административных издержек - почти все сэкономленные деньги идут за зарплаты.

            - ВСГАО была признана Минобрнауки неэффективным вузом по результатам мониторинга образовательных учреждений. Вы высказывали ранее опасения, что объединенный вуз, получив в нагрузку академию, может также перестать выполнять основные показатели мониторинга. Этого удалось избежать?

            - Мониторинг Минобразования ведется почти по 150 параметрам, но ключевыми сейчас являются семь: средний балл ЕГЭ для студентов, принятых на обучение по очной форме; объем научно-исследовательских работе на одного научно-педагогического работника; удельный вес приведенного контингента иностранных студентов к общему приведенному контингенту; финансово-экономическая деятельность; отношение заработной платы к средней по экономике региона и трудоустройство. По итогам 2014 годы мы выполнили шесть из семи показателей - немного недотянули по ЕГЭ (57,74 баллов вместо минимальных 60). По сути, это и есть следствие присоединения академии, в ИГУ балл составлял 62,73. Но даже шесть показателей говорят о нашей эффективности – по стандартам вузу надо соответствовать четырем и более пунктам.

            К примеру, по научно-исследовательской работе (НИР) наши показатели вчетверо выше пороговых значений. В 2014 году ИГУ привлек от грантов, федеральных конкурсов 250 млн рублей, правда, доля академии, или педагогического института, - всего 1 млн рублей.

            - Не умеют писать заявки на конкурсы? Как можно ситуацию изменить?

            - Заявку написать – это не такая сложная задача. Для победы в серьезном всероссийском или международном конкурсе необходим научный базис – исследования, публикации в серьезных научных изданиях, важна цитируемость. К сожалению, с этим в педагогическом институте есть определенные сложности.

            Недавно мы завершили подачу заявок в Российский гуманитарный научный фонд, Российский фонд фундаментальных исследований. В пединституте есть сильные направления, по которым можно выигрывать гранты. К примеру, это физика твердого тела, в области биологии сильны орнитологи, в области психологии у нас есть профессор Александр Карнышев с его исследованиями. Но, конечно, самая сильная школа – по педагогике. Другой вопрос, что педагогика сейчас не очень финансируется государством. Например, по федеральным целевым программам примерно треть денег выделяется на оборонные исследования, еще треть – на естественно-научные, остальное – на медицину, гуманитарные, прикладные науки. На педагогику приходится 5-7% средств, и выиграть конкурс бывает очень сложно.

            Но мы можем всерьез говорить о другом направлении - повышении квалификации работников образования Иркутской области. Кто это сделает лучше педагогического вуза? Никто. В этом сегменте институт, имеющий почти столетнюю историю, очень силен. Тем более, что теперь мы можем объединить его наработки с научным опытом ИГУ. Но чтобы развиваться в этом направлении, нам, конечно, придется очень тесно работать с руководством сибирских регионов – они должны быть заинтересованы в подготовке и переподготовке учительских кадров.

            - В продолжение темы о науке: как развивается ваш проект гамма-обсерватории в Тункинской долине?

            - Это не только наш проект, TAIGA – это продукт международного сотрудничества. Вместе с ИГУ в нем участвуют 13 различных научных организаций, включая, например, Институт ядерных исследований РАН, Немецкий электронно-синхротронный центр, Туринский университет (Италия).

            Напомню, что в 2009 году в Бурятии состоялся запуск крупнейшей в мире черенковской установки Тунка-133 для исследования космических лучей сверхвысоких энергий. С того времени она постоянно модернизируется, сейчас речь о том, что TAIGA (Tunka Advanced Instrument for cosmic ray physics and Gamma Astronomy) будет представлять собой гибридную систему детекторов, сгруппированных в шесть установок. Она предназначена для исследования гамма-излучения и потоков заряженных космических лучей в энергетическом диапазоне. Для фундаментальной науки данные исследования интересны тем, что ученые смогут данные об эволюции Вселенной.

            Сейчас мы планируем дополнить гибридную систему детекторов гамма-обсерватории TAIGA научным оборудованием. К примеру, черенковская установка TAIGA–HiSCORE в составе 500 оптических станций будет размещена на площади 5 кв. км; будет создана установка телескоп-рефлекторов системы Дэвиса-Коттона TAIGA-IACT (16 телескопов) также на площади 5 кв. км. Еще одна установка TAIGA-Muon будет представлять собой сеть мюонных детекторов, расположенных под слоем грунта 1,5 метров, ее площадь – 2 кв. км.

            Для реализации проекта потребуется 4-6 лет после начала финансирования. Срок эксплуатации гамма-обсерватории TAIGA не менее 15 лет.

            Заявку на реализацию этого проекта, а его стоимость - около 1 млрд рублей, мы подготовили и отправили на рассмотрение межведомственной астрономической экспертной рабочей группы, созданной по инициативе РАН и Минобрнауки и при поддержке администрации президента. В октябре заявка по телескопу TAIGA успешно прошла первый тур рассмотрения экспертной группой и отобрана в короткий список из шести проектов. Во втором туре, в ноябре, все проекты из короткого списка будут обсуждаться на открытых совещаниях с привлечением специалистов.

            - Скажите, кроме астрофизических проектов, у ИГУ еще есть интересные научные и инновационные направления?

            - Они, к примеру, связаны с НИИ биологии, который получил крупный грант нового Российского научного фонда. Сейчас речь идет о создании новой лаборатории в Иркутске и Больших Котах на Байкале. Напомню, что НИИ ведет самый длительный в истории науки мониторинг водного объекта – эти данные вполне можно использовать для того, чтобы смоделировать сезонную динамику целой экосистемы. В перспективе НИИ, обладающий огромными знаниями, способен заняться изготовлением лекарственных препаратов на основе местного материала.

            Проекты Института математики, экономики и информатики ИГУ связаны с обработкой огромных массивов информации по озеру Байкал. Наши представления о нем условно делятся по отраслям: туристические знания, биологические, археологические. Сейчас стоит задача систематизировать их, создать базы знаний – это прерогатива специалистов по информатике.

            Проекты гуманитарных факультетов, например, связаны с социальным предпринимательством. Успешно работает Центр инноваций в социальной сфере, сопровождающий серию социальных проектов от коммерческих детских садов до достаточно известного в городе контактного зоопарка.

            - Давайте вернемся собственно к образованию. ИГУ всегда считался университетом с умеренной платой за обучение. Но в 2015 года она выросла практически на 50-60%. С чем это связано?

            - Некоторые коллеги после этого шага поспешили обвинить нас в излишней коммерциализации высшего образования.

            На самом деле это не так, поскольку все государственные вузы находятся в одном положении. Осенью 2014 года Минобрнауки России РФ издало приказ, в нем были коэффициенты, по которым рассчитывается плата за обучение. По данным на прошлый год получалось, что минимальная стоимость обучения коммерческого студента должна составлять около 123 тыс. рублей в год (сейчас – 132 тыс. рублей) – я, конечно, имею в виду бакалавриат. Опускаться ниже этой планки мы не могли. Кроме того, требование о стоимости обучения "коммерческих" студентов не ниже установленного государством финансирования бюджетных мест в явном виде прописано в государственных образовательных стандартах. В конце 2015 года нам предстоит аккредитация, если не выполнить приказы Минобрнауки, значит, поставить вуз в очень неприятное положение.

            Но поймите правильно, существенное повышение платы за обучение невыгодно ни нам, ни нашим коллегам из других вузов – это приведет к падению конкурса, интереса со стороны абитуриентов. Те вузы, которым до аккредитации далеко, вообще ничего не меняли в плате за обучение.

            Нам же пришлось думать. Вместе с комиссией, возглавляемой главой Юридического института ИГУ Олегом Личичаном, мы нашли только одну оговорку в федеральном законе об образовании. Там, в частности, написано, что университет для отдельных категорий обучающихся может понизить стоимость, компенсируя это собственными средствами. И в этом году мы приняли следующее решение для первого курса: снизить стоимость обучения для тех, кто получил по ЕГЭ средний балл выше, чем пороговое значение. Первокурсники также в будущем смогут претендовать на сниженную плату за обучение (до 30%), если будут учиться на "отлично" и "хорошо". В общем, пока удается выкручиваться.

            - Немного о будущем ИГУ. Минобрнауки продолжает реформу высшего образования в регионах и собирается создать до 100 опорных университетов. В этой связи как вы видите будущее университета?

            - Как нам пояснили на недавнем совещании в Минобрнауки, планируется в течение полутора лет отобрать около 100 опорных вузов, главная цель которых – подготовка кадров для региона. Такие университеты будут софинансироваться из госбюджета, получая дополнительно до 200 млн рублей в год в течение трех лет. Еще два года опорный вуз в соответствии с заявленной в министерство программой должен финансировать ее выполнение самостоятельно.

            Статус опорного университета приносит не только деньги. Он дает преференции при распределении контрольных цифр приема по программам магистратуры и аспирантуры, утверждении диссертационных советов, пожалуй, это и является главным.

            К окончанию выполнения программы опорный вуз должен выйти на выполнение 7 ключевых показателей: количество студентов очной формы обучения (не менее 10 тыс. человек), доходы вуза из всех источников (не менее 2 млрд руб. в год), количество укрупненных групп специальностей и направлений, по которым реализуются основные образовательные программы (минимум 20), удельный вес численности обучающихся в аспирантуре и магистратуре (не менее 20% от общего числа обучающихся), объем научных исследований (не менее 150 тыс. руб. на одного научно-педагогического работника), а также число публикаций, индексируемых в международных системах Web of Science и Scopus (соответственно не менее 15 и 20 на 100 научно-педагогических работников в год).

            Для получения статуса "опорного" вузам необходимо объединяться с другими университетами, расположенными в том же муниципалитете. Будем ли мы еще с кем-то объединяться? Пока трудно сказать. В городе осталось только 3 подведомственных Минобрнауки России университета – ИГУ, Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ), Байкальский государственный университет экономики и права (БГУЭП). Я не исключаю, что возможна интеграция с отраслевыми вузами, их тоже три – Иркутский государственный медицинский университет (ИГУ), Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС) и Аграрный университет.

            Кстати, уже сейчас ИГУ выполняет 4 из 7 указанных показателей, ИРНИТУ - 3, ИРГУПС и Аграрный университет – по одному, БГУЭП – ни одного (данные взяты с официального сайта последнего мониторинга вузов).

            Думаю, участие в конкурсе опорных университетов невозможно без поддержки регионального правительства и лично губернатора, и, конечно, планируя возможные объединения вузов, нужно исходить исключительно из целесообразности и эффективности этих процессов для будущего нашего региона.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще