Эксклюзив 28 ноября 2014 г. 11:36

Министр социального развития Иркутской области В.Родионов: "Новый социальный закон создает конкуренцию, в которой участвуют как госучреждения, так и бизнес"

Министр социального развития Иркутской области В.Родионов: "Новый социальный закон создает конкуренцию, в которой участвуют как госучреждения, так и бизнес"

            Иркутская область от нового закона об основах социального обслуживания граждан РФ, вступающего в силу с нового года, ожидает повышения качества соцуслуг и развития предпринимательства новой формации. О перспективах открытия частных домов-интернатов для престарелых, работе социальных участковых и грядущем повышении зарплат соцработников агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал министр социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Владимир Родионов.

            - Владимир Анатольевич, следующий год, как ожидается, будет трудным, а для Ваших подопечных еще и хлопотным, ведь с 1 января вступает в силу 442-ой закон об основах социального обслуживания граждан РФ. Иркутская область готова к работе в новых условиях?

            - Сразу хочу подчеркнуть – ухудшения социального положения граждан в 2015 году не произойдет. Все меры социальной поддержки подкреплены денежными средствами в областном бюджете, уже принятом во втором чтении, ни один пункт не уменьшен ни на рубль. Предусмотрена также индексация ЕДВ - на 5,5%, компенсаций на услуги ЖКХ и дрова – на рост тарифов и цен.

            Что касается вступления в силу 442-го закона, то он в корне меняет работу, связанную с социальным обслуживанием населения. Так, впервые разрешено заниматься этой деятельностью коммерческим структурам. А для нуждающихся граждан будут разрабатываться индивидуальные программы социального обслуживания, на основании которых они смогут получать соцуслуги.

            В течение года мы готовились, разработали 22 нормативных документа. На сессии Заксобрания 12 ноября был принят основной - закон "Об отдельных вопросах социального обслуживания в Иркутской области". Сейчас мы составляем регистр получателей социальных услуг, в который уже вошло более 100 тыс. человек, а с 1 января начнем наполнять реестр поставщиков социальных услуг.

            - Какую региональную специфику внес областной закон?

            - Особой специфики нет. Как определил федеральный законодатель, мы установили перечень социальных услуг и определили величину среднедушевого дохода граждан для получения социальных услуг бесплатно. Здесь мы пошли по пути большинства субъектов РФ, в Иркутской области он установлен в размере полутора прожиточных минимумов.

            - Сколько это в конкретных цифрах?

            - Прожиточный минимум в регионе определяется поквартально, и можно предположить, что в следующем году он будет не ниже 8 тыс. рублей. Следовательно, граждане, чей ежемесячный доход менее 12 тыс. рублей, смогут бесплатно получать социальные услуги на дому. За пребывание в стационаре, например в доме-интернате для престарелых, они будут платить 75% от дохода, вне зависимости от его размера, как и сейчас.

            Бесплатно социальные услуги будут получать несовершеннолетние дети и люди, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов.

            Мы уже подсчитали, что число жителей Иркутской области, имеющих право на бесплатные социальные услуги, увеличится.

            - Как эти изменения на себе ощутят обычные люди?

            - Прежде всего, теперь получатели соцуслуг должны будут сами определять поставщиков. То есть, если сейчас они обслуживаются только в наших учреждениях, то с нового года смогут выбирать. После разработки индивидуальной программы социального обслуживания гражданину в обязательном порядке будет предоставляться реестр поставщиков необходимых ему соцуслуг, и он сам будет решать. Стоимость всех соцуслуг будет единой, и она будет компенсироваться всем поставщикам, входящим в реестр. Однако дополнительные средства в бюджете на это не закладываются – деньги будут перераспределяться. Таким образом, создается конкурентная среда. Руководители наших учреждений уже понимают, что если люди уйдут от них в другие организации, то они лишатся финансирования, будут вынуждены сокращаться, а со временем и ликвидироваться.

            - Уже много желающих попасть в реестр?

            - Да, к нам обращаются и предприниматели, и некоммерческие организации. Например, благотворительный фонд "Оберег" из Иркутска уже подал документы. По факту он оказывает соцуслуги – работает и с бездомными людьми, и с попавшими в сложную жизненную ситуацию женщинами с детьми. Сейчас фонд существует только на благотворительные средства, а если войдет в реестр, то сможет получать государственное финансирование.

            Инвалидные организации очень заинтересовались новыми перспективами. Сегодня они много делают на общественных началах, а, войдя в реестр, смогут зарабатывать деньги и направлять их на развитие.

            Хочу отметить, что в Иркутской области уже на протяжении ряда лет практикуется привлечение волонтеров к оказанию социальных услуг. Ежегодно около 3 тыс. добровольцев помогают более 10 тыс. пожилым людям, нуждающимся в поддержке и постоянном уходе. Мы сотрудничаем с 15 некоммерческими организациями, и все они могут войти в реестр поставщиков.

            - А коммерсанты проявляют интерес?

            - Желающих много, все хотят деньги получать, но, думаю, больше половины отсеется. Останутся только те, кто готов честно работать. Ведь оказывать социальные услуги – это не фуфайками торговать. Это работа с людьми, причем сложными – престарелыми, инвалидами, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию. Предприниматели еще плохое понимают нашу специфику – то, что соцуслуги надо оказывать комплексно, согласно утвержденному перечню. Один руководитель транспортного предприятия хотел организовать социальные перевозки. Но такой услуги в перечне нет.

            - А есть перспективные коммерческие предложения?

            - Конечно! Например, частник хочет открыть дом престарелых в Иркутске. У него уже есть инвестор, сейчас решается вопрос с выделением земельного участка под строительство. Мне кажется это очень востребованное направление – на западе России уже действует много таких учреждений, стоимость их услуг доходит до 3 тыс. долларов, и есть спрос, есть дети, готовые платить за комфорт своих родителей. Да и у нас в домах-интернатах есть платные палаты, и все они заняты. В Марковском геронтологическом центре восемь мест, стоят 1 тыс. 7 рублей в сутки – это государственные расценки.

            Еще одно перспективное направление – работа сиделок. Два года назад, когда мы только начинали создавать службу сиделок, были единицы соцработников, выполняющих такие функции. Сегодня их уже 183, и обращения от граждан продолжают поступать. Очень тяжело пожилым людям, особенно в деревнях, менять привычный уклад и переезжать в интернаты, даже если здоровье не позволяет вести хозяйство, а дети живут далеко.

            - То есть можно говорить о перспективе создания социального бизнеса?

            - Слово "бизнес" меня настораживает. Скорее это социальное предпринимательство. Мы говорим о том, что должна быть создана конкуренция, и в ней должны участвовать не только государственные учреждения, но и бизнес. И, в конечном счете, это положительно скажется на качестве соцуслуг.

            Раньше для нас дико звучало – частный детский сад. А сегодня такие учреждения уже обыденны. И они помогают решать важную государственную задачу - снижают дефицит мест в муниципальных садиках

            - Есть риск, что в поставщики социальных услуг попадут люди недобросовестные, мошенники? Среда же благодатная, потребители – люди доверчивые.

            - Наоборот, после вступления закона в силу возрастет контроль. Не секрет, что у нас уже есть частные "нелегальные" дома престарелых – поступала информация, что в Оеке (поселок под Иркутском - ИФ) такой работает, в Иркутске люди снимают квартиры. Только какие там услуги – питание и проживание. А когда реестр вступит в силу, люди будут смотреть и задавать вопросы – если этого учреждения нет в официальном перечне, значит, с ним что-то не так? Может быть, лучше обратиться к поставщику из реестра?

            Чтобы попасть в реестр, поставщик должен предоставить нам все свои документы – свидетельство о регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговых органах – с полным списком можно ознакомиться на сайте министерства. Кроме того, мы будем проверять условия и качество оказания услуг, так сказать, в процессе.

            На министерство законодательно возложены функции по контролю и надзору за всеми поставщиками соцуслуг. В течение 2015 года мы будем работать по жалобам и обращениям граждан, а с 2016 года станем проводить плановые проверки.

            Со временем, когда число частных поставщиков соцуслуг возрастет, мы хотим поставить вопрос о лицензировании отдельных видов этой деятельности, например, домов престарелых. Это не новый путь. По нему уже прошли и частные медицинские клиники, и негосударственные вузы.

            - В текущем году органы соцзащиты тоже занимались нововведениями. Например, стали заключать социальные контракты с подопечными. Уже можно говорить о первых итогах?

            - Итоги подводить рано, но уже ясно, что через два-три года мы полностью уйдем от раздачи денег впустую. Раньше людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, просто выдавалась сумма, и не контролировалось, куда и как она тратится. В результате они подчас не решали свои проблемы, а – это мой хрестоматийный пример – покупали плазменный телевизор за 40 тыс. рублей. Приходят соцработники в дом, а там все голодные, холодные, раздетые, но смотрят фильмы.

            Теперь с такими людьми мы заключаем социальный контракт, в котором прописывается, что они должны сделать - устроится на работу, отремонтировать дом, собрать детей в школу и т.д. А потом спрашиваем с них.

            Пока на заключение соцконтракта идут немногие – несколько десятков по области. Но те, кто соглашается, его выполняют. То есть деньги тратятся не впустую, и люди реально меняют свою жизнь в лучшую сторону.

            - В 2014 году в Иркутской области появились социальные участковые. Это наше ноу-хау?

            - Идея пришла спонтанно. В прошлом году, когда было наводнение на севере региона, мы столкнулись с ситуацией, что никто точно не знает, сколько стариков, инвалидов, других социально-незащищенных граждан, проживает в отдаленных поселках. Ни у местных глав, ни в территориальных органах соцзащиты не было полной информации – расстояния там огромные, транспорт сезонный, связь плохая. И мы подумали, что в таких населенных пунктах надо посадить социальных участковых. Однако когда мы стали воплощать эту идею в жизни, оказалось, что мы здесь не пионеры. В некоторых регионах, например в Забайкальском крае, такие соцработники уже есть. Мы переняли этот опыт, обобщили, переработали его и создали свою технологию доступной социальной помощи, которую запатентовали. Кстати, это, наверное, первый в России запатентованный вид инновационной социальной деятельности.

            Мы сделали упор именно на личном присутствии социального участкового – он должен быть жителем обслуживаемого населенного пункта. Нельзя гонять стариков, инвалидов, одиноких мамочек за социальной помощью. Социальный работник должен сам к ним приходить и узнавать, какая нужна поддержка.

            В следующем году мы планируем закрыть все вакансии социальных участковых в отдаленных поселениях. Сегодня их 52, охвачено более 100 населенных пунктов.

            - Что в 2015 году ожидает самих работников соцзащиты? Я, прежде всего, имею в виду планы по повышению зарплаты - насколько она возрасте в Иркутской области?

            - Согласно указу президента РФ, в который входят врачи, учителя, работники культуры и мы, к 2018 году зарплата социального работника должна достичь среднего уровня в субъекте РФ. В Иркутской области это будет 48 тыс. рублей. Сейчас наши соцработники получают в среднем 18 тыс. рублей. В 2015 году ожидается повышение до 20 тыс. рублей.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще