- Игорь Викторович, в новой программе добровольного переселения соотечественников из-за рубежа на 2013-2020 гг. в качестве территории для их переезда рассматривается вся Новосибирска область, а не только Новосибирск, как в предыдущей. С чем это связано?
- Реализуя предыдущую программу в 2007-2012 гг., мы убедились, что у нас есть желающие приехать не только в Новосибирск. В анкетах соотечественников, которыепоступали к нам, мы видели, что у них есть желание переехать на постоянное место жительства и в другие города и районы нашей области. Но когда мы запускали первую программу, федеральные органы власти нам согласовали как территорию вселения только Новосибирск, и для некоторых соотечественников это было сдерживающим фактором.
Мы это обстоятельство учли, и при разработке новой долгосрочной программы добровольного переселения до 2020 года вышли с соответствующей инициативой к губернатору. При согласовании документа с федеральными органами власти мы получили одобрение, и теперь территорией вселения является вся Новосибирская область.
Пока у нас не такое большое количество анкет от тех, кто желал бы жить в районах и городах, порядка 50-ти. Потенциальные участники программы выбирали Искитимский, Коченевский, Новосибирский, Ордынский, Тогучинский районы, город Бердск, то есть близкие к Новосибирску районы и города, куда они хотят переехать. Но посмотрим, что будет дальше.
- Насколько успешно реализована предыдущая программа, по каким критериям проводилась оценка?
- Мы считаем, что программу мы реализовали успешно. При программном показателе в 4 тыс. человек – участников программы и членов их семей, к нам приехало более 6,2 тысяч. Это уже показатель востребованности нашей территории, показатель, что Новосибирск достаточно популярен среди тех, кто хотел бы переехать в Россию.
Мы продолжаем принимать соотечественников, которые получили свидетельство участника предыдущей программы, потому что заявления соотечественников принимались буквально до последнего дня ее действия, то есть до 30 декабря 2012 года. Естественно, приехать они могли лишь уже в 2013 году.
Кроме того, есть указ президента РФ: действие свидетельства участника программы действительно до 1 января 2015 года. Соответственно, человек, который получил от нас положительное решение до 30 декабря 2012 года и оформил свидетельство участника, может к нам въехать вплоть до конца 2014 года. Таких свидетельств выдано более тысячи, на сегодняшний день приехали 550 соотечественников и членов их семей. То есть процесс продолжается, он не прерывался.
В рамках новой программы у нас уже очень большое количество анкет, поданных соотечественниками в зарубежные представительства - всего в работе находятся более 2,2 тысяч анкет.
- Откуда чаще переезжают?
- Чаще всего это прилегающие государства, Средняя Азия, 80% возвращающихся к нам соотечественников проживали или проживают в Казахстане, на втором месте Узбекистан, Киргизия, но, тем не менее, по прошлой программе к нам прибыли соотечественники из 19 стран, и по новой программе мы видим анкеты из18 стран. Есть и дальнее зарубежье, и ближнее, но доминируют, конечно, те страны, которые я уже назвал. Есть и Украина, и Молдавия, и Прибалтика, Германия, Израиль, даже Аргентина.
- Отслеживает ли министерство дальнейшую судьбу переселенцев? Удалось ли им "укорениться" в регионе?
- Да, естественно, у нас был создан целый организационный механизм, и ни один из прибывающих соотечественников, даже если это один человек, а тем более – целая семья, не оставался без внимания. У нас работала служба сопровождения и содействия в трудоустройстве, эти функции выполнял Центр занятости населения Новосибирска. Тех соотечественников, которые просили об этом, мы встречали – в аэропорту, на железнодорожном вокзале, автовокзале, готовилось место временного размещения в гостинице или в съемном жилье по их желанию.
Понятно, что люди приезжали, по большому счету, в незнакомый город, далеко не все в нем бывали раньше. Поэтому работники службы сопровождения показывали, где находятся подразделения ФМС, других ведомств и официальных структур и так далее.
Соотечественники отправлялись в "самостоятельное плавание" только после того, как мы убеждались, что решены вопросы трудоустройства, жилья, когда соотечественники говорили – все, теперь мы обустроились, адаптировались.
Мы по программе имеем очень высокий показатель закрепляемости на территории вселения, почти стопроцентный. Это легко проверить – из 6,2 тысяч человек только 16 вернулись в те страны, из которых они уезжали в Россию. Я считаю, что это важный показатель. Он означает, что люди приехали туда, куда они хотели, увидели заинтересованность, внимание и со стороны встречающих, и со стороны тех организаций, куда они были трудоустроены.
Мы очень гордимся тем, что к нам прибыл по этой программе 1391 ребенок школьного и дошкольного возраста. Это тоже показатель – люди чувствовали, что им будет оказано всяческое содействие и не боялись приезжать сюда с детьми, связывали их будущее с Новосибирском. В основном приезжали с семьями – это говорит о том, что у соотечественников есть уверенность, что они обретут здесь Родину.
- А в какие страны люди, желавшие переехать к нам, в итоге вернулись?
- Шесть человек вернулись в Казахстан, три человека - на Украину, по двое - в Латвию, Узбекистан и Таджикистан, один соотечественник вернулся в Израиль.
Самый основной вопрос, конечно – это трудоустройство и жилье. Столь небольшое количество уехавших обратно говорит о том, что люди решали эти вопросы эффективно, не натыкались на непреодолимые препятствия.
- Есть ли случаи, когда люди, попав в Новосибирск, перебирались в другой город России?
- Из шести с лишним тысяч приехавших сюда только 31 участник программы и 21 член их семейуехали потом в другие регионы России. Такое незначительное количество перебравшихся в другие города говорит о том, что, с одной стороны, остальные соотечественники приезжали в Новосибирск целенаправленно, с другой стороны, у них не возникло здесь никаких обстоятельств, которые вынудили бы их покинуть нашу территорию.
- Каким образом решаются вопросы трудоустройства соотечественников?
- Дело обстоит так: к нам приходит анкета, мы видим все сведения об участнике программы и членах его семьи, в том числе, какое образование он имеет, какой профессией владеет, есть ли у него какие-нибудь контакты с работодателями в Новосибирске. Все это изучается, потом я даю поручение Центру занятости населения Новосибирска, который, исходя из этих данных, подбирает возможное место работы, связывался с организациями, где есть соответствующие вакансии. Как только мы понимали, что есть очень четкие перспективы трудоустройства, мы информировали об этом соотечественника.
При этом мы были очень жестко ограничены регламентом – все это необходимо сделать в течение 15 рабочих дней.
Возникали, конечно, разные ситуации – пока это все оформлялось, выдавалось разрешение, люди собирались в дорогу, покупали билеты, отправляли багаж – проходили порой месяцы. Работодатель, к которому планировалось трудоустроить соотечественника, мог найти другого квалифицированного сотрудника. Хотя большинство организаций работали с нами в очень хорошем контакте, резервировали рабочие места. Но такого рода ситуации мы разрешали, и никто из соотечественников не оставался без работы. У нас ни один соотечественник не был поставлен на учет в Центре занятости населения как безработный.
Иногда соотечественники говорили, что самостоятельно решат все эти вопросы. И все равно мы должны были убедиться, что они справились с этой задачей. Если через некоторое время мы выходили на связь и спрашивали, все ли удалось, и узнавали, что есть какие-то проблемы – мы помогали.
- Не возникнет ли проблем с трудоустройством в районах и городах области?
- Как правило, люди едут в города и районы к родственникам, рассчитывая, что те им окажут помощь и с жильем, и с работой.
Кроме того, у нас подготовлена программа профессионального переобучения, чтобы подготовить соотечественников под особенности рынка труда того или иного района, при их желании, конечно.
Учитывая, что среди тех, кто возвращается в РФ, очень много людей интеллектуального труда - мы в этом убедились и по прошлой программе, и сейчас убеждаемся – это врачи, учителя, медицинские работники, сотрудники детских дошкольных учреждений – в них в районах как раз очень большая потребность.
- Планируется ли как-то расширить меры поддержки соотечественникам, переселяющимся в Новосибирскую область?
- Мы очень четко подчеркиваем, и из названия программы – "Содействие добровольному переселению соотечественников" – следует, что это не гуманитарный проект, связанный с вынужденными переселенцами. Это создание условий, позволяющих в достаточно комфортных условиях вернуться на историческую родину.
Самый главный механизм, который заложен в этой госпрограмме и, соответственно, в нашей региональной программе – это ускоренное оформление российского гражданства.
Для обычного гражданина иностранного государства это занимает порой годы, для участника программы процедура укладывается в 5-6 месяцев, иногда быстрее. Это главное. Получив паспорт гражданина РФ, соотечественник пользуется всеми правами и обязанностями гражданина РФ, в том числе получает статус жителя Новосибирской области и получает возможность участвовать во всех программах, которые у нас есть для жителей региона. Этим мы подтверждаем, что он равен в правах и для него доступно все, что касается участия в жилищных программах, социальных программах – но не более того.
Программа предусматривает из федерального бюджета компенсацию стоимости проезда и провоза багажа, при определенных ограничениях, - естественно, не в бизнес-классе самолета и не в вагоне СВ на железной дороге. Кроме того, из федерального бюджета выплачиваются так называемые подъемные – 20 тыс. рублей участнику программы, по 10 тыс. рублей каждому члену семьи. Из областного бюджета мы тоже оказываем помощь участнику программы – 40 тыс. рублей на всю семью. Это средства на начальное обустройство, в том числе на решение жилищных вопросов – пока идет поиск постоянного жилья, на эти средства можно снять квартиру или оплатить номер в гостинице.
За счет нашей программы содействия занятости населения они получают возможность бесплатно получить профессию или пройти переподготовку, они тут же могут встать на учет в органах соцзащиты, а если это многодетная семья, то соцзащита рассматривает их обращение, не дожидаясь выдачи соотечественнику паспорта гражданина РФ.
Как я уже сказал, это не беженцы - как правило, это люди среднего достатка, которые, прежде чем принять решение о переезде в РФ, решают свои финансовые проблемы, продавая, например, жилье.
В какой-то мере все они жилищную проблему решают, хотя, конечно, не всегда это то, что у них было на прежнем месте проживания. При этом мы честно и полноценно даем всю информацию о рынке недвижимости, о возможности найма жилья – ничего не приукрашивая, поскольку принимает решение соотечественник.
Отдельной очереди для соотечественников на жилье нет. Они встают в те же очереди, что и остальные новосибирцы.
- Есть ли, на Ваш взгляд, необходимость как-то ускорить процедуру переселения соотечественников?
- Глава государства постоянно говорит о том, что процедура должна упрощаться, и я знаю о том, что сейчас ФМС, в полномочия которой как раз входит решение вопросов по упрощению процедуры, над этим работает.
Во время реализации предыдущей государственной программы существенно уже сократились сроки. Мы начинали с того, что те граждане, которые проживали у нас на территории Новосибирска на основании разрешения на временное проживание, для получения статуса участника программы были вынуждены выехать в страну, откуда они приехали. В зарубежном представительстве ФМС они должны были получить положительное решении и свидетельство участника программы и только потом въехать.
Потом эту процедуру упростили: дали разрешение региональным органам ФМС все оформлять на месте – человек, никуда не выезжая, получает наше решение по участию в программе, и, имея на руках разрешение на временное проживание, получает гражданство в очень короткий период.
Мы кстати, направляли предложение, чтобы дать региону право выдавать свидетельство участника программы тем, кто прибывает сюда, чтобы он, осмотревшись на месте и приняв окончательное решение, уезжал за семьей или, если он один, оставался здесь.
Но пока действует другой механизм – когда работают зарубежные представительства, сначала приходит анкета, за 15 дней должны быть решены все вопросы, мы отправляем анкету с решением соотечественнику, как правило, это решение положительное, отказы мы даем в очень редких случаях. По предыдущей программе их было всего 7-8%.
Отказы связаны, например, с тем, что мы не можем понять трудовой статус человека – он в анкете не может указать свою квалификацию, не прикладывает копий документов и так далее. И пишет, что готов работать, например, дворником. Тогда мы говорим, что это вопрос другой, и он мог бы приехать на временную работу.
Иногда мы четко видим, что человек хочет получить статус участника программы, не имея иной цели, кроме как приехать сюда на заработки, а потом вернуться обратно. Получив при этом подъемные, компенсацию за проезд и так далее. Именно такого мы стараемся не допускать, поэтому у нас и возвращений всего 16. Мы очень четко отслеживаем такие вещи.