Сибирь / Эксклюзив 18 июля 2013 г. 10:40

Вице-губернатор Томской области Ю.Гурдин: "Промпарк позволит вынести заводы из Томска, освободив место для развития городской среды"

Вице-губернатор Томской области Ю.Гурдин: "Промпарк позволит вынести заводы из Томска, освободив место для развития городской среды"

Сформированная год назад новая администрация Томской области определилась с приоритетными инвестиционными проектами, реализации которых будет уделять особое внимание. О том, что будет строиться в регионе в ближайшие годы, мы беседуем с заместителем губернатора области по инвестициям и имущественному комплексу Юрием Гурдиным.

- Юрий Михайлович, несколько недель назад Томская область победила в конкурсе Минэкономразвития на строительство промышленного парка. Расскажите, пожалуйста, вкратце об этом проекте? На каком этапе сейчас идет работа?

- Через несколько лет на северной окраине Томска появятся две новые производственные площадки, где будут расположены несколько современных предприятий. На "Северной" площадке, которая находится в непосредственной близости от одноименной Северной площадки ОЭЗ и от "Томскнефтехима", разместятся предприятия химической отрасли и металлообработки. Неподалеку, на площадке "Березовая", которая проектируется возле железнодорожной станции "Томск-Северный", будет развиваться пищевая промышленность.

В проекте нет гигантомании, речь идет о среднем бизнесе, которому мы хотим помочь реализовать свои проекты. На создание инфраструктуры промпарка будет выделено 1,2 млрд рублей, львиную долю этих средств нам обеспечила победа в конкурсе Минэкономразвития.

На сегодняшний день ведется текущий документооборот, мы получили приказ министерства о предоставлении субсидии, готовим соглашение между регионом и Минэкономразвития. Также мы провели через облдуму решение о передаче средств из областного бюджета в бюджет Томска в качестве софинансирования.

Из видимых результатов - на этой неделе ожидаем подведения итогов тендера на выбор генподрядчика строительства инфраструктуры промпарка. Уже определены объекты строительства и этапы, определены точки присоединения коммуникаций. В этом году мы намерены провести планировку территории, подвести внутриплощадочные сети (электричество, вода, канализация, газ), чтобы с 2014 года резиденты могли приступить к проектированию и строительству своих объектов. Параллельно в 2014 году будут построены и автодороги внутри промпарка, а также железнодорожный подъездной путь к "Березовой" площадке от "Томска-Северного".

Первоначальный набор резидентов у нас уже есть, с некоторыми из них заключены соглашения.

- Мы ожидали, что итоги аукциона станут известны еще на прошлой неделе. Чем вызвана задержка?

- 12 июля состоялась только процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в тендере. Но есть еще и процедура подведения итогов аукциона. Мы уже понимаем, с кем, вероятнее всего, будет заключен контракт, но пока протокол не подписан. Идет проверка документации, все ли условия выдержаны, всеми ли лицензиями обладает заявитель, внес ли он залог... Формально на эту процедуру уходит несколько дней. Я уверен, она завершится до конца недели.

- Заказчиком строительства инфраструктуры промпарка является муниципалитет. Какова роль областной власти в этом проекте?

- Идеологическая и контрольная. Пока здесь дополнительных управленческих действий не требуется. Распоряжением губернатора создана рабочая группа, которой поручено этот проект довести до стадии реализации.

- Недавно в Томске был известный в Таиланде бизнесмен Викром Кромадит, на встрече он рассказывал вам о том, как работают промпарки в странах Юго-Восточной Азии. Мы все существуем на глобальном рынке, видите ли Вы какие-то преимущества томского промпарка перед успешными зарубежными аналогами?

- Неправильно думать, что мы построим промпарк, и у нас появится выход к морю, теплый климат и дешевая рабочая сила. Но те преимущества, которые у нас есть, нельзя недооценивать.

Во-первых, у нас есть свой региональный рынок - Сибирь, другие территории России и страны северной Азии. Мы находимся в центре страны. Во-вторых, у нас есть мозги и хорошие разработки - это как раз то, чего не хватает тому же Таиланду. Третье преимущество - наш промпарк разместится рядом с ОЭЗ, чтобы можно было эти разработки внедрять в производство.

- Есть ли примеры продуктов, которые идут по пути, о котором так много говорится в последнее время - "вуз - ОЭЗ - промпарк"?

- Да. "Новохим" будет производить в промпарке продукцию на основе глиоксаля, это очень характерный пример. Но я согласен с тем, что третье преимущество еще не реализовано в полной мере.

На самом деле при создании промпарка мы преследуем еще одну важную задачу - вынос вредных производств за черту города. Примеры - "Томсккабель" будет строить в промпарке медеплавильное производство, а "Сибэлектромотор" - чугунолитейное. За счет этого мы высвободим в городе территорию, которую можно отдать под формирование современной среды. В советское время градостроительство развивалось по слободскому типу - появлялся завод, вокруг него поселок; появлялся вуз - вокруг него жилой микрорайон. Мы должны уйти от этого, должно быть другое поколенческое мировоззрение. Каждый горожанин должен иметь доступ ко всем видам досуга.

- Возвращаясь к промпарку. Ощущаете ли конкуренцию с другими регионами за инвестора? Ведь рядом, в Новосибирской области, строится промышленно-логистический парк "Толмачево". Есть ли случаи, когда инвесторы перетекают от вас туда, оттуда к вам?

- Сколько угодно, это нормальный процесс. "Толмачево" - серьезный конкурент. Но у нас бы не было заявленных проектов, если бы не было плюсов перед "Толмачево" и другими площадками, если бы не было своего, индивидуального, подхода.

При этом мы понимаем, что сейчас имеет место фактор недоверия, поскольку до практических шагов по созданию промпарка в Томске пока не дошло. Как только мы начнем активную строительную деятельность, то мы увидим и дополнительный интерес инвесторов.

- Следующий блок вопросов касается предстоящего создания Корпорации развития Томской области. Определено ли, чем она будет заниматься, какая у нее будет организационная форма?

- Корпорация развития - это один из институтов развития, которые мы будем иметь в будущем. Это будет ОАО, в последующем мы будем привлекать новых инвесторов, и у них должна быть возможность войти в уставный капитал.

На сегодняшний день определено четыре основных проекта, которые будет вести Корпорация развития - это уже названный промпарк, а также еще три проекта, связанные с формированием современной городской среды.

Проект "Томские набережные" предполагает расширение центра Томска на юго-восток за счет намыва правого берега реки Томи и строительства новой набережной. Здесь разместятся деловой центр, торгово-развлекательные, спортивные объекты и кампус. Проект "Академпарк" - это спортивно-рекреационный комплекс в районе томского Академгородка. И третий проект - это агломерация Томск-Северск, между двумя городами предполагается разместить торгово-развлекательную зону, в том числе зоопарк и аквапарк.

В будущем Корпорации развития будут переданы все земельные участки под эти четыре проекта. В структуре корпорации предполагается создать проектные офисы, которые будут выполнять функции управляющих компаний. Цель корпорации - привлечение средств и единое управление.

- Раньше вроде бы с той же целью создавалось Томское агентство по привлечению инвестиций (ТАПИ)...

- ТАПИ - это немножко другое, и мы его сохраняем в структуре институтов развития. ТАПИ будет выполнять агентские функции. Есть проекты, которые не требуют участия областных властей в софинансировании и проектировании. Например, строительство торгового центра или стеклозавода. Инвестор приходит и говорит: дайте мне землю и условия для техприсоединения, а дальше я все сделаю сам. И в этом процессе средства Корпорации развития не нужны. Нужно лишь административное сопровождение, чтобы устранить все барьеры.

- Вы сами упомянули про стеклозавод. Как сейчас обстоят дела с проектом AsahiGlass, про него давно ничего не слышно.

- Дело в том, что сильно изменилась конъюнктура стекольного рынка, это нам подтвердили и другие производители float-стекла. В Европе идет сокращение объемов потребления, Asahi сворачивает производство в Испании. Но при этом они с оптимизмом смотрят на восточную часть РФ, и от представителей компании мы услышали заверение, что если они пойдут на сибирский рынок, то в Томске для этого все есть - и площадка, и предварительное согласование по техприсоединению. Думаю, к сентябрю они примут решение.

Asahi вела переговоры по всей стране, где есть сырьевая база либо рынок. У нас есть дополнительный рынок - близость к странам Азии. Но надо заметить, что речь не идет о создании производства полного цикла. Если проект будет реализовываться, то предприятие будет работать на наших песках, но привозном кварцевом концентрате, который производит бельгийский партнер Asahi - компания Sibelco.

- Есть ли шансы вернуть к жизни недостроенный ЛПК "Зеленая фабрика"?

- Насколько я знаю, у Бинбанка судебные дела завершились не очень удачно, им не удалось отсудить инфраструктурные объекты. И для реализации проекта им потребуется внести в него изменения, докупить земельные участки. Сейчас банк занят согласованиями этих вопросов в администрации Томского района.

Параллельно Бинбанк ведет переговоры с ВЭБом на предмет дальнейшего кредитования. Бинбанк готов вложить свои 500-600 млн рублей в запуск первой очереди ЛПК, но весь проект предполагает инвестиции в 2,5 млрд рублей. Оставшуюся часть средств планируется как раз привлечь в ВЭБе, власти Томской области в ближайшее время подключатся к этим переговорам.

- Последний вопрос - про "космический" проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) "Омск-Красноярск". Недавно стало известно, что РЖД этот проект вынашивает, причем планирует провести линию через Кемерово, а не через Томск. Какова ваша позиция относительно этого проекта?

- Безусловно, власти Томской области заинтересованы в реализации крупных инфраструктурных проектов, в том числе транзитных. Но, если говорить честно, я пока не уверен в состоятельности этой идеи. Во всяком случае, имеющиеся у нас аналитические данные говорят, что при существующем пассажиропотоке ВСМ не окупится и за сто лет.

Сейчас идет проектирование ВСМ "Москва-Казань", она пройдет через гораздо более населенные регионы страны. Думаю, для Сибири актуальнее реализовать проект с меньшими скоростями, нацеленный, в том числе, и на сообщение с попутными малыми городами.

Однако смею вас заверить, что если мы увидим потенциал ВСМ "Омск-Красноярск", то будем за него биться и бороться. Это был бы уникальный шанс исправить историческую ошибку XIX века, когда Транссиб прошел мимо Томска.

Пока же в Томской области есть более насущные проекты - четыре таких проекта я назвал. Давайте реализуем их, а после подумаем и над скоростной железной дорогой.